
1. Индустриализация в России (1890-1914 гг).
Со второй половины 80-х годов XIXв. промышленная революция в России вступила в завершающий, интенсивный этап, в ходе которого окончательно победила крупная машинная индустрия, обусловив коренной сдвиг в развитии производительных сил и производственных отношений. Этот исторический период связан с глубокими преобразованиями экономической структуры мирового капиталистического хозяйства. Главенствующую роль в экономике капитализма прочно завоевала тяжелая индустрия с присущей ей гигантской концентрацией производства, сопровождаясь усилением господства крупного капитала, ожесточенной конкурентной борьбой и ростом монополий в ведущих отраслях производства.
В эти переломные годы капиталистическая экономика России, потрясенная мировым аграрным кризисом, промышленными циклическими кризисами и под напором усиливающегося массового рабочего движения, форсировала процессы механизации и интенсификации производства, используя достижения мирового технического прогресса. Создание внутреннего капиталистического рынка, первоначальное накопление, появлений массы экспроприированных людей, широкое развитие мануфактуры с высокой степенью общественного разделения труда и контингентом квалифицированных рабочих — именно это создало предпосылки для внедрения машинного производства в ведущих отраслях промышленности.
Начало поступательного развития машинного производства было положено хлопчатобумажной промышленностью, на капиталистических предприятиях которой доминировал вольнонаемный труд. Этот важнейший фактор обусловил высокие темпы производительности труда и прибыльность данной отрасли промышленности, которая быстро переросла рамки крепостного хозяйства и создала в его недрах прогрессирующие формы крупной капиталистической фабрики.
Недостаточность и отсталость российского капитализма особенно резко сказывались на неравномерном развитии ведущих отраслей тяжелой промышленности, связанных с материально-техническим снабжением железных дорог. В эти годы особенно остро стал ощущаться разрыв между ключевыми отраслями тяжелой промышленности и сырьевой металлургической базой. В стране хронически не хватало чугуна, ибо уральский чугун на внутренний рынок не поступал, а шел только на производство железа.
В металлургическом производстве в эпоху промышленной революции ведущим фактором, обусловливающим коренной сдвиг в производительности, являлось внедрение паровой энергетики в технологический прогресс, что обеспечивало непрерывность и прогрессирующий рост размеров производства, характерный для предприятий крупной машинной индустрии. В этом отношении южная черная металлургия коренным образом отличалась от горнозаводских предприятий Урала, где и в 80—90-х годах в заводском силовом хозяйстве продолжала доминировать водная энергия.
Для металлургических заводов Юга была характерной разнотипность и диспропорция в техническом оборудовании. Наряду с мощными доменными печами и совершенными коксовыми установками встречалось старое оборудование и доменные печи, работавшие в аварийном состоянии. Внедряя передовую технику в черную металлургию Юга, русские и иностранные капиталисты стремились получить таким путем максимальные прибыли. Дальнейшее техническое усовершенствование производства, его модернизация и механизация при тогдашней дешевизне рабочей силы ими тормозилась. В результате на многих трудоемких процессах южных заводов преобладал тяжелый физический труд. Создание железнодорожной сети в Южном горнопромышленном районе явилось важным фактором, стимулирующим рост тяжелой индустрии этого края. Наиболее интенсивно в эти годы развивалась металлургия.
Таким образом, в связи с технической революцией резко возросла мощность российской металлургии, достигнув наивысших темпов развития в мировом масштабе. Выплавка чугуна за 1890—1900 гг. выросла с 56 млн. до 179 млн. пуд., или в 3,4 раза; производство стали — с 26 млн. до 135 млн. пуд., или более чем в 5 раз, при утроенных общемировых темпах в этот период. Южный горнопромышленный район в эти годы становится ведущей и основной металлургической базой страны.
Важнейшим фактором, стимулирующим технический переворот, явился мощный прилив капиталовложений в черную металлургию России, начавшейся со второй половины 80-х годов и особенно возросший в абсолютных показателях к концу 90-х годов 19 века. Усиливается процесс концентрации производства и рабочих на капиталистических мощных предприятиях черной металлургии. Особенно резко концентрация протекала в Южном горно-металлургическом районе. В 1900 г. здесь на долю двух заводов-гигантов (Новороссийского и Днепровского) с общим производством свыше 20 млн. пуд приходилось около 31 % всех рабочих южных металлургических заводов, производивших до 38 % всей продукции.
В 90-е годы 19 века произошел резкий скачок в развитии каменноугольной промышленности Донбасса, который превратился в эти годы в основную топливную базу страны. Особенностью развития каменноугольной промышленности России, как и во всех странах капитализма, являлась слабая механизация основного производственного процесса.
Под давлением требований промышленной буржуазии царское правительство вынуждено было принять действенные меры для пересмотра таможенной политики в сторону усиления промышленного протекционизма. В 1883 г. на обсуждение Общества для содействия русской промышленности и торговле была направлена записка Департамента торговли и мануфактур Министерства финансов по вопросу о выработке конкретных таможенных ставок на чугун, железо и сталь. Свое завершение протекционистская политика нашла в утверждении охранительной тарифной системы 1891 г., которая закрепила высокое таможенное обложение для большинства ввозимых иностранных товаров, средний размер пошлин составил к стоимости их до 33 %, а на железнодорожное оборудование и подвижной состав — до 100 % и более. Размер пошлин по этому тарифу по сравнению с тарифом 1868 г. увеличился по чугуну в 10 раз, па машины — в 8, по керосину — в 3, на рельсы — в 4,5, на паровозы — в 4 раза. В этот период таможенное обложение в России по основным промышленным товарам тяжелой промышленности было выше, чем, например, в Германии, Франции и США.
В конце 1880-х годов начинается этап масштабного железнодорожного строительства, продолжавшийся даже в годы Первой мировой войны. В 1915 году протяженность российских железных дорог достигла 70 тыс. км. В связи с огромными военно-стратегическими и экономическими потребностями в расширении сети железных дорог строительство развернулось по нескольким направлениям. Сроилась Закаспийская железная дорога, охватившая участок от Каспийского моря до Самарканда. Она стала важнейшей экономической артерией среднеазиатского края, открыв дорогу капиталу. В связи с развернувшимися военными действиями в Туркестане началось строительство железных дорог в Средней Азии. Другое важное направление - строительство Великого сибирского рельсового пути, протяженностью около 7 тыс. км, который должен был связать европейскую часть России с Сибирью и Дальним Востоком, Китайско-Восточной железной дороги.
Особенности государственной железнодорожной политики в тот период: 1) сочетание государственного и частного строительства, в том числе с использованием иностранного капитала; 2) усиление государственного контроля над строительством и эксплуатацией частных железных дорог, особенно нерентабельных; 3) расширение финансовой поддержки, особенно смешанных компаний.
Акционерные железнодорожные общества, образованные в 1890-е годы, представляли собой смешанные предприятия, основанные на широком привлечении государственных и частных средств. Правительство выступало в качестве регулирующей силы, партнера, крупного кредитора и акционера, получающего свою долю прибыли. Была расширена система государственных льгот и пособий для частных железных дорог, имеющих государственное экономическое значение. Эти меры незамедлительно сказались на темпах частного железнодорожного строительства. В период с 1908 года по 1913 г. частные железные дороги составляли в среднем 33% общей сети. Ежегодный грузооборот частных дорог вырос до 30%, а пассажирооборот – до 25% общего объема перевозимых грузов и пассажиров.
В последние десятилетия 19 века бурный рост переживала нефтяная промышленность России, явившаяся подлинным детищем промышленной революции в стране. Нефтяная промышленность в пореформенной России была сконцентрирована в Бакинском районе Азербайджана. Важнейшими факторами, положившими начало капиталистическому освоению нефтяной промышленности, явилась отмена в 1864 г. принудительного труда приписных крестьян и ликвидация в 1872 г. откупной системы, длительное время тормозившей развитие этой отрасли промышленности. С этого времени усиливается приток капитала в эту отрасль, что, естественно, дает мощный толчок развитию производительных сил. Удельный вес России в мировой добыче нефти в 1890 г. составлял 38 %, повысившись до 51 % в 1900 г., в то время как США за эти годы снизили свой удельный вес нефти с 60 % до 43 %. Именно в эти годы произошли коренные изменения в технике нефтяного производства, как в добыче, так и переработке, достигнуты значительные успехи в части увеличения мощности паровых котлов и насосов, усовершенствованы способы транспортировки и хранения нефтяных продуктов. Проложены трубопроводы на промыслах и в заводских районах, появились нефтеналивные суда, вагоны-цистерны для перевозки нефти и нефтепродуктов.
В 1980-х годах появились первые русские объединения монополистического типа в промышленности и первое объединение двух петербургских акционерных банков –Международного и Русского банка внешней торговли (1881 г.).Однако самое первое монополистическое объединение в России возникло в страховом деле: в 1975 году восемь страховых компаний подписали Конвенцию общего тарифа, после чего стали бороться теми компаниями, которые оставались вне конвенции, чтобы диктовать им свои условия. Отметим, что при создании первых объединений в России важную роль сыграл иностранный капитал. Так, в основе картеля железопрокатных, проволочных и гвоздильных заводов (1886 г.) лежал германский капитал.
Промышленный подъем сменился кризисом 1900 — 1908 гг. Он выразился в спаде промышленного производства, закрытии большого количества предприятий, увеличении числа безработных.
Однако с 1908 года начался промышленный подъем, который продолжался до начала первой мировой войны. Он стал важнейшим этапом индустриализации народного хозяйства России. Стабилизировалась политическая обстановка, успешное развитие сельского хозяйства и высокие урожаи зерна в течение нескольких лет способствовали укреплению государственных финансов. Увеличился спрос на промышленную продукцию со стороны населения, что было связано с отменой выкупных платежей для крестьян и ростом заработной платы рабочих. В этот период резко возросли различные казенные заказы: военные, связанные с развитием судоходства, строительством железных дорог, элеваторов и т.д. Государство и частные лица, имея средства, закупали необходимое оборудование за границей, и тем самым способствовали технической модернизации промышленного производства.
За период с 1909 по 1913 г. количество предприятий возросло на 31%, число рабочих — на 24%, стоимость промышленной продукции — на 52%. Увеличение стоимости продукции более чем в два раза по сравнению с ростом численности рабочих свидетельствовало о том, что в этот период наметилась тенденция роста производительности труда в промышленности. Это было связано, прежде всего, с обновлением оборудования, повышением механизации промышленного производства, расширением применения механических машин, электроэнергии и двигателей внутреннего сгорания. Энерговооруженность труда рабочего за это время выросла на 67%.
Накануне Первой мировой войны отечественная промышленность выпускала разнообразную продукцию. Она удовлетворяла потребности страны в черных металлах и прокате, паровозах, вагонах, речных судах и нефтепродуктах, строительных материалах и резиновых изделиях, хлопчатобумажных тканях и сахаре.
В 1902 году был основан крупнейший синдикат – «Общество для продажи изделий русских металлургических заводов» - «Продамет», его акционерный капитал составил 900 тыс. рублей. Данный синдикат захватил почти 90% всего металлургического производства Южного региона. В пищевой промышленности также было образовано несколько объединений монополистического типа: синдикат «Дрожжи», табачный трест, соляная монополия.
Территориальная структура промышленного производства в период с 90-х годов 19 века и до 1914 года оставалась без изменений. Продолжали развиваться индустриальные районы на юге страны: металлургический (Донецко-Криворожский), нефтяной (добыча и переработка нефти вокруг Баку). Развивалась обрабатывающая промышленность в Центральном, Петербургском, Прибалтийском и Польском районах. Это были регионы, сосредоточившие квалифицированные промышленные кадры. Развивались районы, специализирующиеся на переработке сельхозпродукции (Киевская, Подольская, Волынская губернии, а также Поволжье и Северный Кавказ).
Отраслевая структура производства претерпевала изменения. Менялось соотношение между отдельными группами отраслей. Добывающие отрасли в общей стоимости промышленной продукции стали составлять 13,4% (в том числе 6,6% — топливная, 4,5% — металлургическая), а обрабатывающие — 66,6%. Среди обрабатывающих отраслей группы "А" лидирующее положение стало занимать машиностроение. Однако российское машиностроение в этот период еще не могло обеспечить техническое перевооружение народного хозяйства. Удовлетворяя потребности железнодорожного транспорта и судоходства, оно приобретало явно выраженное транспортное направление. Переориентация на производство необходимого промышленного оборудования, а также сельскохозяйственных машин происходила медленно. Поэтому ввоз в страну в этот период различного оборудования, сельскохозяйственных машин резко возрос. Для организации производства привлекались зарубежные специалисты.
Перед войной машиностроительные предприятия стали выпускать технологически сложную продукцию, требующую глубокой научной проработки. Среди обрабатывающих отраслей группы "Б" в этот период высокими темпами развивались подотрасли пищевой промышленности: сахарная, мукомольная, винная.
По-прежнему высокими темпами развивались текстильная промышленность и ее ведущая отрасль — хлопчатобумажная. Стоимость выпускаемой продукции текстильной и пищевой отраслей в совокупности составляла 54,1% стоимости промышленной продукции. В 1913 г. Россия производила 5,3% мировой промышленной продукции. Она занимала второе место в мире по производству нефти, пятое — по производству чугуна, восьмое — по производству электроэнергии, четвертое — по производству продукции машиностроения. Высокими темпами росли также объемы потребительских товаров: производство хлопка возросло в 7 раз, производство сахара в 4 раза. По ним Россия занимала соответственно 5-е и 4-е места.
Подытожив, отметим, что факторами высоких темпов роста на этом этапе индустриализации являлись:
1. Стабильная экономико-политическая ситуация. Аграрная реформа.
2. Активный приток иностранного капитала. 35% всех вложенных в промышленность средств в 1908 году были иностранными.
3. Укрепление денежной системы.
4. Активная государственная промышленная политика. Сюда входит:
а.) Активное казенное предпринимательство (развитие базовых отраслей, проведение антимонопольной политики, производство вооружения, пополнение казны).
б.) Развитие частного предпринимательства.
в.) Активное содействие развитию отраслей группы А (льготы, субсидии, прощение долгов)
Отметим, что слабость отечественного частного бизнеса и возросшая роль государства в экономике обусловливалась ходом исторического развития России – лишь дворяне и состоятельные купцы могли владеть землей и крепостными и создавать предприятия. Являясь крупным самостоятельным субъектом хозяйствования, государство осуществляло предпринимательство в рамках государственного сектора экономики. Его основой была собственность на землю, средства производства, денежные ресурсы, ценные бумаги. За счет средств государственного бюджета была создана сеть почтово-телеграфной связи, построены судоверфи и речные суда, проведены железные дороги. Сохраняя в стране малорентабельные казенные предприятия, правительство пыталось ослабить проблему нехватки в стране необходимой продукции, зависимость от внешнего рынка.
Однако же, несмотря на большие успехи в промышленном развитии, Россия по-прежнему оставалась аграрной страной. На недостаточно высокий уровень её индустриального развития указывали не только абсолютные и относительные величины промышленного производства, но даже такой показатель как распределение населения по роду занятий. Лишь небольшая часть населения была занята в промышленности. Да и удельный вес валовой продукции промышленности в совокупном общественном продукте России в 1913 г. был незначительным.
И всё-таки Россия сделала огромный шаг вперед на пути к развитой экономике и промышленности.