Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
19.04.14 (2).docx
Скачиваний:
31
Добавлен:
07.02.2016
Размер:
70.23 Кб
Скачать

Раздел 1 урбанонимы в топонимическом пространстве

Имена и названия всегда играли очень важную роль. Собственные имена особенно важны, так как они служат особым элементом общения и взаимопонимания между людьми. От нарицательных простых слов их отличает тенденция в универсальности своего бытования.

Собственное имя (оним) – (от греч. onoma – имя, название) – слово, словосочетание или предложение, которое служит для выделения именуемого им объекта из ряда подобных, индивидуализируя и идентифицируя данный объект [30].

Подкласс собственных имен в классе имен был выделен в европейской культуре стоиками (3 в. до н. э.). Четкое выделение и разграничение собственных имен было достигнуто ономастикой в 60 – 70 гг. XX в.

Выделение специальных ономастических проблем из общего круга лингвистических оправдывается положением имен собственных в языке. «Собственные имена – часть языка, демонстрирующая наиболее парадоксальные ситуации, анализ которых должен способствовать возникновению новых, более углубленных лингвистических концепций» [33]. Существует ряд наук, особенно заинтересованных в ономастическом материале (история, география, социология и др.). Однако собственные имена – слова, и как таковые они принадлежат, прежде всего, лингвистике. Взаимоотношения ономастики и лингвистики в первом приближении может быть охарактеризовано как отношение части и целого. Лингвистика как широко развитая наука о языке изучает своими методами и ономастический материал. Выделение имен собственных из имен вообще проводится средствами лингвистики с привлечением логики и при участии компонентов тех дисциплин, к ведению которых относятся именуемые объекты. Таким образом, ономастика – часть лингвистики, но часть, не вполне укладывающаяся в рамки целого. Выход за пределы лингвистики осуществляется за счет экстралингвистических компонентов ономастики, которые для нее обязательны, т. к. специфической особенностью ономастики, выделяющей ее из прочих дисциплин, является повышенная роль экстралингвистического фактора. При экстралингвистическом анализе ономастического материала изучают историю возникновения объектов, изменение их названий, перенесение названий известных объектов на другие, хронологию географических открытий и передвижения племен и народов.

В зависимости от объектов номинации все собственные имена можно разделить на определенные классы:

  • Антропонимы – собственные имена людей;

  • Топонимы – название различных географических объектов;

  • Теонимы – наименования божеств в политеистических религиях;

  • Прагматонимы – собственные имена, имеющие денотаты в практической деятельности человека и т. д.

Каждый класс имеет свою собственную систему элементов, которые находятся в особых взаимосвязях. Один из подклассов онимов – топонимы – образует внутри себя большой класс, называемый урбанонимами. Термин «урбаноним» с латинского языка переводится как «urbanos – городской» + «onim – имя». Топонимы, а вместе с ними и огромный подкласс урбанонимов составляет значительную часть лексического запаса языка, и, следовательно, заслуживает того, чтобы их изучали, как изучают язык и различные другие общественные и естественные науки.

Возрастающий интерес к исследованию урбанонимов объясняется в первую очередь специфическими особенностями этого класса лексики. Специальные ономастические исследования стали проводиться отечественными лингвистами не так давно и далеко не все онимы подверглись систематизации и глубокому лингвистическому анализу.

При анализе урбанонимов представляется важным опираться на понятия ономастической системы и ономастического пространства. Под первым понимается «гигантская макросистема, или система систем, объединяющая многочисленные системы и подсистемы имен, относящиеся ко всем секторам ономастического пространства в их преломлении в речи отдельных социальных (территориальных, профессиональных) групп, пользующихся данным языком» [34; 153]. Ономастическая система развивается под влиянием внутренних и внешних факторов. Внутрилингвистические факторы проявляются в структурном составе, словообразовательных моделях и типах, семантике урбанонимов. К экстралингвистическим факторам относятся факторы времени и пространства, культурно-исторический фактор, специфика именуемого объекта и индивидуальность номинатора.

Ономастическое пространство – это совокупность имен собственных, употребляющихся в языке данного народа для именования реальных, гипотетических и фантастических объектов. Оно определяется моделью мира, существующей в представлении этого народа в настоящее время, но в ней всегда сохраняются элементы прежних эпох. Часть ономастического пространства представляет собой ономастическое поле, включающее оним того или иного класса. Ономастическое поле подразумевает определенную сферу соотнесенности имени, которая обычно бывает определена экстралингвистическими факторами.

Таким образом, урбанонимы представляют собой, с одной стороны, отдельное поле и самостоятельную систему, с другой стороны, они связаны с другими полями и ономастической системой в целом. Пространственное распределение именуемых объектов наиболее типично для топонимии, поэтому в ней ярче всего проявляется ономастический континуум, т. е. именная непрерывность, связанная с экстралингвистическим фактором.

Топонимика включает в себя множество факторов, которые также подлежат классификации. Так, например, в рамках топонимики различают названия населенных пунктов – ойконимы; рек, озер и других различных водных объектов – гидронимы; гор и возвышенностей – оронимы и другие.

В зависимости от размеров того или иного географического объекта, все они изучаются в двух аспектах: макротопонимике и микротопонимике. Макротопонимы, включающие наименования крупных природных объектов или политико-административных территорий, имеют широкую сферу функционирования, обладают устойчивостью, стандартизованностью и оформляются в соответствии с правилами литературного языка. Микротопонимы объединяют индивидуализированные названия малых географических объектов, особенностей местного ландшафта и отличаются неустойчивостью, изменением сферы употребления и переходом в другие системы имен.

Что касается вопроса о границах топонимии, то на этот вопрос до сих пор не существует однозначного мнения ни в отечественной, ни в зарубежной топонимике. Одни исследователи придерживаются точки зрения, что принадлежность названий к микротопонимам можно объяснить только размером, другие же думают, что не только размер имеет основополагающее значение, но и роль в жизни человека.

В связи с этим особый интерес представляет вопрос о месте названий внутригородских объектов в топонимической системе. Названия улиц и других мелких объектов внутри населенных пунктов именуются урбанонимами. По мнению А.В. Суперанской, урбанонимия не может быть отнесена к микротопонимии по следующим причинам: микротопонимы – первичны; урбанонимы – опосредованы; микротопонимы – факт одного языка, они не могут быть настолько системны, как некоторые урбанонимы. Таким образом, названия внутригородских объектов формируют своеобразную и сложную систему, объекты которой различаются по характеру и назначению.

Некоторые топонимисты оспаривают право лингвистики на изучение топонимии, как будто топонимы не являются частью лексики. Так, Э. Мурзаев пишет: «... топонимику нельзя считать частью лингвистики, как это делают некоторые видные представители». Вследствие игнорирования ономастического материала при описании отдельного языка может возникнуть лакунарность (лексическое несоответствие в языках, ситуация, при который для слова одного языка нельзя найти полного аналога в другом. Представляет собой трудность перевода). С другой стороны, хотя «ономастика (как составная часть ее – топонимика) не образует равноправной с языкознанием дисциплины», тем не менее, «она представляет собой неотъемлемую часть языкознания, исследовательскую область, в первую очередь, лингвистов». Она является точкой соприкосновения экстралингвистического и лингвистического планов. Об этом впервые со всей определенностью сказал В. Ташицкий: «... топоним – это, прежде всего, лексическая единица языка. А коль скоро это так, то и должна изучаться как явление языка».

А.А. Реформатский и А.В. Суперанская считают названия внутригородских объектов переходными явлениями между именами собственными и нарицательными [29]. Действительно, существование описательных конструкций, в которых сохраняется лексическое значение исходных единиц, приближает их к разряду имен нарицательных. Однако, с другой стороны, названия урбанонимов являются индивидуальными названиями единичных объектов, поэтому их можно включить в разряд имен собственных.

Проблема типологии именования внутригородских объектов Лондона представляет интерес по вполне определенным причинам. Индивидуализация природных и антропогенных объектов на поверхности земли, которая, как правило, закрепляется посредством присвоения им собственных имен, редко бывает случайной. Ее нельзя объяснить простой фиксацией географической точки; как правило, в исторических и археологических исследованиях обнаруживается вероятная связь с возможным использованием расположенного в данной точке объекта. Это с наибольшей долей вероятности относится к населенным местам, возникновение и развитие которых отвечает социальным потребностям этносов. В современном мире подобные населенные места, возникшие много веков назад, – это высокоорганизованные социальные объекты. Поэтому внутригородская топонимия такого мегаполиса как Лондон в качестве фактического материала нашей работы выбрана не случайно.

Столица Соединенного Королевства – Лондон (London, римское название – Londinium) – один из крупнейших городов мира. История его возникновения уходит корнями в глубокую древность. Как известно, впервые название Лондиниум встречается в описаниях Тацита в 61 г. н.э., но весьма возможно, что это лишь видоизмененное на римский лад кельтское название Llyn-din (приблизительный перевод «озерная крепость»). С I в. н. э. это римский торговый и культурный центр. Римляне построили Лондиниум по образцу своих городов, возведя вокруг него стену (IV в.), которая проходила на границе современного района Сити: память о древних городских воротах сохранилась в названии улиц Сити, оканчивающихся на -gate. Большую роль сыграли и проложенные римлянами дороги, который соединяли Лондон с другими центрами римской культуры на Британских островах.

Новый этап в истории Лондона начинается в XI веке, после норманнского завоевания. Пределами Лондона («Сити», т.е. города) были стены, внутри которых город застраивался бурно и беспорядочно, т.к. Лондон всегда имел широкие привилегии и жил по своим собственным законам и обычаям. Как и в любом средневековом городе, центральное место было отведено рынку. В Лондоне их было несколько, главный из которых - Чипсайд - представлял собой не рыночную площадь, а широкую улицу. В отличие от многих столиц континентальной Европы, в Лондоне не было постоянной королевской резиденции. Дворцы и замки строились за пределами городских стен. В XI веке к западу от Сити началось строительство Вестминстерского аббатства и королевского дворца, на южном берегу Темзы развитие получило предместье Саутворк. В XVI веке история Лондона - это уже взаимодействие его трех основных центров - торгового Сити, правительственного Вестминстера и индустриального Ист-Энда. Проекты реконструкции Лондона после великого пожара 1666 года не были полностью осуществлены, пригороды и предместья возникают стихийно, и в XIX веке Лондон - столица огромной Британской империи - растет вширь особенно интенсивно, но хаотически. В настоящее время Большой Лондон – это самая крупная конурбация Великобритании. Многообразие выполняемых Лондоном функций отражается и на географии города. Уникальна его центральная часть с двумя историческими ядрами: классическим деловым центром – Сити, где зародился город, и правительственным центром - Вестминстером.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]