Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шпоры / философи / философи / лекции по истории философии 2.doc
Скачиваний:
20
Добавлен:
10.12.2013
Размер:
207.36 Кб
Скачать

Русская идея

В понятие "Русская идея" входит целая группа тем и проблем. Все они объединены вокруг вопроса об исторической миссии России и русского народа среди других государств и народов. При обосновании того или иного ответа на этот вопрос всегда затрагиваются и ряд других, примыкающих тем и вопросов.

  1. Патриотизм и критическое отношение к России, русскому народу - совместимы ли они?

  2. Исторческая миссия России и её народа.

  3. Исторический путь России. Россия и запад. Россия и Восток. Евразийство.

  4. своеобразии русской национальной культуры, Национальные о общечеловеческие ценности

  5. своеобразии русского национального характера.

  6. Российская государственность. Право, демократия, реформы.

Характерный русский вопрос "Кто виноват?" мог возникнуть и стать характерным национальным вопросом только при том условии, если на него сразу не отвечают: "Я виноват, в том, что со мной произошло... Народ виноват в том, что с ним произошло" Вообще говоря, подавляющее большинство политиков и мыслителей России от 40-х годов прошлого века до наших дней исходят в своих построениях и в своей деятельности из того, что Россия достойна быть среди ведущих мировых держав, определяющих пути развития человечества. А так же из того, что все достижения и успехи России являются заслугой русского народа, а во всех её неудачах и грехах виноваты правители, предатели, враждебное окружение и т.д. Например, существует расхожий стереотип, что Ельцин развалил Советский Союз. Именно так, без всяких оговорок, думает сейчас подавляющее большинство жителей России. Но ведь Ельцин в 1991 году шёл на выборы под лозунгами предоставления независимости всем желающим в той мере, в какой они способны эту независимость переварить. В то время этот лозунг находил везде поддержку. Все считали, что они вносят в союзный бюджет больше, чем получают, и если отделится, то начнётся сытая и счастливая жизнь. И Ельцин получил 80% голосов. Когда он подписывал Беловежские соглашения, никто не выходил на митинги протеста. И только когда жизнь стала вопреки ожиданиям не лучше, а хуже люди одумались. Но осудили, разумеется не себя, а, задним числом, Ельцина.

В своей книге “Русская идея” Бердяев пишет: “Противоречивость и сложность русской души, может быть, связана с тем, что в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории - Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное.Есть соответствие между необъятностью, безгранностью, бесконечностью русской земли и русской души, между географией физической и географией душевной. В душе русского народа есть такая же необъятность, безгранность, устремление в бесконечность, как и в русской равнине. Поэтому русскому народу трудно было овладеть этими огромными пространствами и оформить их. У русского народа была огромная сила стихии и сравнительная слабость формы. Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности. У народов Западной Европы все гораздо более детерминировано и оформлено, все разделено на категории и конечно. Не так у русского народа, как менее детерминированного, как более обращенного к бесконечности и не желающего знать распределения по категориям. В России не было резких социальных граней, не было выраженных классов. Россия никогда не была в западном смысле страной аристократической, как ни стала буржуазной. Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт. Но никогда русское царство не было буржуазным”.

Чаадаев Пётр Яковлевич. (1794 - 1856).

Бенкендорф - У России великое прошлое, прекрасное настоящее и грандиозное будущее.

Чаадаев первым поставил со всей остротой вопросы о роли России и русского народа в мировой истории. И его оценки были весьма неприглядны. "Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперёд, прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая наша идея бесследно вытесняет старые... Мы принадлежим к числу наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок...Глядя на нас, можно было бы сказать, что общий закон человечества отменён по отношению к нам. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума, и всё, что досталось нам от этого прогресса, мы исказили." Это отрывки из его первого "философического письма". Герцен назвал его "выстрелом, раздавшемся в тёмную ночь". Этот выстрел возбудил споры, которые привели к размежеванию западников и славянофилов. С тех пор каждый мыслитель, пишущий о судьбе России должен определится по поводу данных оценок Чаадаева. Со временем Чаадаев сильно смягчил свои позиции. Он вспомнил Петра Первого, Ломоносова, Пушкина. И самое главное, он сделал вывод, что неактуализированность сил русского народа в прошлом даёт ему шанс проявить их в будущем. "У меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество." Словом Чаадаев формулирует русскую мессианскую идею. Таким образом, Чаадаев стал первым западником в своей критике социального и политического положения России, и, одновременно, первым славянофилом в своём провозглашении великой миссии России. Но какие проблемы Россия должна решать, на какие вопросы отвечать-- это, похоже, Чаадаев мало себе представлял. На этот вопрос пытались отвечать славянофилы. Хомяков верит в великую миссию русского народа. “История”, говорит он, “призывает Россию стать впереди всемирного просвещения: она дает ей на это право за всесторонность и полноту ее начал, а право, данное историей народу, есть обязанность, налагаемая на каждого из его членов”. Ее идеальное назначение состоит не в том, чтобы стать самым могучим или самым богатым государством, а в том, чтобы стать “самым христианским из всех человеческих обществ”.

Соседние файлы в папке философи