Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Священная доктрина Фомы Аквинского.doc
Скачиваний:
14
Добавлен:
09.12.2013
Размер:
61.95 Кб
Скачать

Вопрос 5 о благе вообще

Далее разбирается вопрос о благе: во-первых, о благе вообще; во-вторых, о благости Бога (Вопрос 6).

Что касается первого, то обсуждается шесть вопросов:

Во-первых, тождественны ли реально (secundum rem) благо и сущее.

Во-вторых, в предположении, что они различаются только по понятию (secundum rationem), что является предшествующим по понятию, благо или сущее.

В-третьих, в предположении, что предшествует сущее, являет­ся ли всякое сущее благом.

В-четвертых, к какой причине сводится по своему понятию благо.

В-пятых, состоит ли понятие блага в модусе, виде и порядке (in modo, specie et ordine).

В-шестых, каким образом благо делится на похвальное, полез­ное и приятное.

1. Отличается ли благо от сущего реально?

Представляется, что благо отличается от сущего реально.

1. Ведь Боэций говорит в Гебдомадах (De Hebdomadibus): «Я усмат­риваю, что в вещах то, что они благие, — это одно, а то, что они существу­ют, — это другое»97. Поэтому благое и сущее различаются реально.

2. Кроме того, ничто не получает форму само от себя. Но нечто называется благим благодаря сообщению ему формы сущего, как разобрано в Комментарии к Книге о причинах**. Поэтому благое и су­щее различаются реально.

2. Предшествует ли благо сущему согласно понятию?

Представляется, что благо по понятию предшествует сущему.

1. Ведь порядок имен соответствует порядку вещей, обозначае­мых именами. А Дионисий (О Божественных именах, гл. 3) из всех имен Бога ставит на первое место благо, а не сущее. Следовательно, благо по понятию предшествует сущему.

2. Кроме того, согласно понятию прежде то, что распространяет­ся на большее. Но благо распространяется на большее, чем сущее; ибо, как говорит Дионисий (О Божественных Именах, 5, 1), «Благо распространяется и на существующее, и на несуществующее, сущее же — только на существующее»103. Следовательно, благо по понятию предшествует сущему.

3. Является ли все сущее благим ?

Представляется, что не все сущее является благим.

1. Ведь благо добавляется к сущему, как явствует из сказанного (5, 1). Но то, что добавляет еще что-то к сущему, ограничивает его, как, например, субстанция, качество, количество и все прочее тако­го рода. Поэтому благо ограничивает бытие. И следовательно, не все сущее является благом.

2. Кроме того, никакое зло не является благом: «Горе тем, кото­рые зло называют добром, и добро — злом» (Ис. 5, 20). Однако некое сущее называется злом. Следовательно, не все сущее является бла­гом.

4. Имеет ли благо смысл целевой причины?

Представляется, что благо имеет смысл не целевой причины, а, скорее других причин

1. Ведь, как говорит Дионисий (О Божественных именах, 4), «Благо воспевается как Прекрасное»110. Но прекрасное имеет смысл формальной причины. Следовательно, благо имеет смысл формаль­ной причины.

2. Кроме того, благо является само-распространяющимся, как можно понять из слов Дионисия (О Божественных именах, 4), где он говорит, что «благо — это то, от чего все и пребывает, и существует (subsistunt et suntm. Но быть распространяющимся — имеет смысл производящей причины. Следовательно, благо имеет смысл произ­водящей причины.

5. Состоит ли понятие блага в модусе, виде и порядке?16

Представляется, что понятие блага не состоит в модусе, виде и порядке (in modo, specie et ordine).

1. Ведь благо и сущее различаются по понятию, как сказано выше. Однако представляется, что модус, вид и порядок относятся к понятию сущего. Ибо как сказано: «все расположил числом, весом и мерою» (Премудр. 11, 21). Но к этим трем сводятся вид, модус и по­рядок, потому что, как говорит Августин в книге IV О бытии буквально: «мера наделяет всякую вещь модусом, а число доставляет всякой вещи вид, вес же влечет всякую вещь к покою и устойчивости»117. Следова­тельно, понятие блага не состоит в модусе, виде и порядке.

2. Кроме того, сами модус, вид и порядок являются чем-то бла­гим. Но если понятие блага состоит в модусе, виде и порядке, то мо­дус должен будет иметь модус, вид и порядок; точно так же и вид, и порядок. И так далее до бесконечности.

Каким образом Бог познается нами

Так как выше мы рассмотрели, каким образом Бог есть сам по себе, то нам остается рассмотреть, каким образом он есть в нашем познании, т.е. каким образом познается творениями.

Относительно этого ставятся тринадцать вопросов.

Во-первых может ли какой-либо сотворенный интеллект видеть сущность Бога.

Во-вторых: усматривается ли сущность Бога интеллектом по­средством какого-либо сотворенного вида.

В-третьих: может ли сущность Бога быть видима телесными очами.

В-четвертых, способна ли какая-либо сотворенная интеллекту­альная субстанция видеть сущность Бога только с помощью того, что присуще ей по природе.

1. Может ли какой-либо сотворенный интеллект видеть Бога в его сущности!

Представляется, что никакой сотворенный интеллект не может видеть Бога в его сущности (per essentiam).

1. Ведь Златоуст в своих Беседах на Евангелие от Иоанна, объяс­няя слова (Иоан 1, 18), говорит: «Что есть Бог сам в себе, того не видели не только пророки, но и ангелы, и архангелы; ибо как воз­можно тому, что само тварной природы, видеть нетварное?»143 Так­же и Дионисий в О Божественных именах (гл. 1), рассуждая о Боге, говорит: «ни чувству недоступен Он, ни воображению, ни мнения нет о Нем, ни слова (ratio), ни знания (scientia)»144.

2. Кроме того, все бесконечное, как таковое, непознаваемо. Но Бог бесконечен, как было показано выше (7, 1). Следовательно, Бог, как Он есть сам в себе, непознаваем.

2. Может ли сущность Бога усматриваться тварным интеллектом через какое-либо подобие?

Представляется, что сущность Бога может быть усмотрена твар­ным интеллектом через некое подобие.

1. Ибо сказано: «знаем только, что когда откроется, будем по­добны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3, 2).

2. Кроме того, Августин говорит в сочинении О Троице (DC): «когда мы узнали Бога, появляется в нас некое подобие Богу».

3. Может ли божественная сущность быть видима телесными очами?

Представляется, что божественная сущность может быть види­ма телесными очами.

1. Сказано ведь: «я во плоти моей узрю Бога» и т.д. (Иов 19, 26); и «я слышал Тебя слухом уха, а теперь око мое видит Тебя» (Иов 42, 5)132.

2. Кроме того, человек может видеть Бога очами воображения; говорит ведь Исайя: «Видел я Господа, сидящего на престоле» (Ис. 6, 1). Но воображаемое видение берет начало в ощущении: ведь фанта­зия — это «движение, производимое ощущением, как актом», как сказано в III книге О душе^5. Следовательно, Бог может быть видим чувственным зрением.

4. Может ли какой-либо тварный интеллект видеть божественную сущность посредством того, что присуще ему по природе (persua naturalia) ?

Представляется, что какой-либо тварный интеллект может ви­деть божественную сущность посредством того, что присуще ему по природе.

1. Говорит ведь Дионисий в сочинении О Божественных име­нах (гл. 4), что ангел есть «зеркало (speculum) чистое, светлейшее, воспринимающее всю, если позволительно сказать, красоту Бога»161. Но всякая [отображенная] вещь видима, если видимо ее отображение (speculum). Следовательно, если ангел посредством присущего ему по природе постигает самого себя, то представляет­ся, что посредством присущего ему по природе он постигает также божественную сущность.