Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Великая Отечественная война.doc
Скачиваний:
21
Добавлен:
04.06.2015
Размер:
209.41 Кб
Скачать

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Основные этапы и сражения Великой Отечественной войны

Вторая мировая война 1.09.1939 (нападение Германии на Польшу) – 2.09. 1945 г. (представители японского правительства и командования подписали в Токийском заливе, на борту американского линкора «Миссури» акт о капитуляции).

Великая Отечественная война 22.06.1941 г. (войска фашистской Германии перешли границу СССР) – 9.05.1945 г. (в предместье Берлина Карлхорст представители германского командования подписали акт о безоговорочной капитуляции).

Периодизация Великой Отечественной войны.

  1. 22.06.1941 – 18.11.1942 гг.

- летне-осенняя кампания 1941 г. (до 5.12.1941 г.). 22.06.-09.07.1941 – начальный этап

- 5.12.1941 – апрель-май 1942 г.

-летне-осенняя кампания 1942 г.

  1. 19.11.1942 – конец 1943 гг.

  2. 1944 – 9.05.1945 гг.

18 декабря 1940 г. директива № 21 о стратегическом развертывании на Восток – план Барбаросса (блицкриг, молниеносная война).

Суть его состояла в решительном сокрушении войск Красной Армии в приграничных сражениях. Красная Армия должна быть разгромлена в первых сражениях, недопустимость отхода Красной Армии с сохранением линии фронта. После поражения войск Советской Армии в Прибалтике, Украине, Белоруссии советское руководство не будет способно создать новую армию, многонациональное государство рассыплется, правительство не сможет руководить страной, сохранить свою власть.

План Барбаросса: три удара по расходящимся направлениям:

  1. Через Прибалтику на Ленинград (гр. А «Север»). Командующий фельдмаршал Вильгельм фон Лееб.

  2. Через Белоруссию на Москву (гр. А «Центр») Командующий генерал-фельдмаршал Федор фон Бок (лето 1940 г. — 18.12.1941). Танковые группы Гудериана и Гота.

  3. Из Ю. Польши на Киев, вдоль Днепра на Донбасс. Командующий Герд фон Рундштедт.

Таким образом, предполагалось стремительное продвижение вглубь страны, на Ленинград, Москву и Донбасс. Окончательный рубеж Архангельск-Астрахань. Всю кампанию планировалось завершить в кратчайшие сроки – до наступления зимы.

Красная Армия отошла, но сохранила линию фронта за счет ввода второго стратегического эшелона (под Смоленском 10 июля 1941 г. были введены 4 новые армии), поэтому все остальные планы германского военного руководства не сбылись. Это был авантюристический план. Он не учитывал реальных ресурсов СССР, недооценивал прочность политического строя государства, его способность мобилизовать силы и средства на отпор врагу. Переоценивались возможности вермахта, степень его превосходства над Красной Армией.

Пять приграничных округов (Ленинградский, Прибалтийский, Западный, Киевский и Одесский) были преобразованы в Северный, Северо-Западный, Западный, Юго-Западный и Южный фронты.

Первый этап войны (22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.). 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии вторглись на советскую территорию. Советская раз­ведка неоднократно предупреждала Сталина о возможном нападении Германии на СССР. Однако в предвоенные годы разведка, обескровленная репрессиями, допускала немало промахов и неод­нократно крупно ошибалась в своих прогнозах. В частности, разведка не смогла добыть сведения о Мюнхенском соглашении, а также подробности «плана Барбаросса». Немаловажно, что Сталин к 21 июня 1941 г. располагал, по меньшей мере, шестью различными вариантами сроков нападе­ния Германии на нашу страну, что не могло не сказаться на его решениях.

В 4 часа утра немецкая авиация начала бомбить советские города — Смоленск, Киев, Житомир, Мурманск, Ригу, Каунас, Лиепая, военные базы (Кронштадт, Севастополь, Измаил), железнодо­рожные пути и мосты. За первый день войны было уничтожено 66 аэродромов и 1200 самолетов, из них 800 — на земле. К исходу 22 июня группировки противника продвинулись на 50-60 км.

Ошибки и просчеты Сталина относительно сроков и места германского вторжения позволили агрессору получить значительные преимущества на первом этапе войны. Хотя в соответствии с планом обороны Государственной границы СССР, разработанным и утвержденным правитель­ством в феврале 1941 г., в течение мая — июня были начаты мобилизационные мероприятия, однако к моменту нападения немцев стратегическое развертывание войск не было завершено. На неоднократные предложения Г. К. Жукова привести пограничные войска в состояние бое­вой готовности Сталин упорно отвечал отказом. Только вечером 21 июня, получив сообщение от перебежчика о том, что на рассвете германские войска начнут нападение на СССР, верховное командование направило в приграничные округа директиву № 1 о приведении войск в состояние боевой готовности. Как свидетельствует анализ этой директивы, она не давала конкретных указа­ний войскам и допускала неоднозначное толкование отдельных пунктов, что в боевых условиях недопустимо. Кроме того, директива была доставлена в войска с большим опозданием: некоторые пограничные округа, принявшие на себя первые удары врага, так ее и не получили.

Гитлеровская Германия и ее союзники накануне нападения сосредоточили вдоль границ СССР 190 дивизий (5,5 млн человек), более 4 тыс. танков, 4,3 тыс. боевых самолетов, свыше 47 тыс. орудий и минометов, 246 кораблей. Введенные в научный оборот строго засекреченные ранее материалы показывают, что немцы и их союзники к 22 июня 1941 г. имели превосходство лишь в живой силе, но уступали Красной Армии в танках почти в три раза и в боевых самолетах — бо­лее чем в в два раза. Таким образом, военный потенциал Красной Армии в принципе был нена­много ниже германского.

В западных приграничных военных округах было сосредоточено 170 советских дивизий (2,9 млн человек) и 11 тыс. танков. Правда, значительная часть танков, имевшихся в западных округах, была устаревших типов и только 3,8 тыс. находились в состоянии боеготовности. Новое вооружение только начинало осваиваться личным составом, многие танковые и авиационные со­единения находились в стадии формирования. Из 29 механизированных корпусов, которые долж­ны были сформироваться, укомплектован был только один. Аналогичная ситуация наблюдалась и в авиации. Из 9 тыс. самолетов, находившихся в западных округах, 1200 не имели летных экипажей, а 13 % были вообще неисправны.

Имея количественный перевес над противником по танкам и самолетам, Красная Армия зна­чительно уступала противнику в моторизации войск. В 1941 г. германский вермахт располагал двукратным превосходством в количестве автомобилей (500 тыс. против 270 тыс. у Красной Ар­мии). Готовясь нанести маневренный удар по СССР, Германия приложила значительные усилия по подготовке необходимой инфраструктуры. Склады с горючим располагались таким образом, чтобы танковые и моторизированные соединения могли обеспечиваться горючим на 700-800 км. марша.

В целом можно говорить о наличии значительного числа объективных и субъективных обсто­ятельств, которые не позволили Красной Армии использовать свое количественное превосходство в технике. В этом же ряду и некомплект командного состава, главным образом в связи с репрес­сиями (25 % не хватало в сухопутных войсках, 30 % — в авиации, 73 % командиров закончили только курсы младших лейтенантов или были призваны из запаса). Особенно крупные недостатки накануне войны, как докладывали Сталину Жуков и Тимошенко, имелись в подготовке летчиков. Только за первый квартал 1941 г. «из-за расхлябанности» произошла 71 катастрофа, где погибло 141 человек, и разбилось 138 самолетов. Свою негативную роль сыграла и переоценка советскими военачальниками сил и возможностей Красной Армии, априори считавших, что «наши диви­зии сильнее дивизий немецко-фашистской армии». В войсках не изучался опыт боев вермахта в Европе в 1939-1940 гг. Недостатки руководства, тактики и организации, проявившиеся в ходе финской войны, имели место и на первом этапе Великой Отечественной войны. Танковые армии были созданы лишь в 1943 году.

О непонимании масштабов немецкого вторжения советским командованием, и в первую оче­редь Сталиным, свидетельствует, в частности, вторая директива, отправленная в войска в 7 ч утра 22 июня: «войсками всеми силами и средствами обрушиться на вражеские силы и уничтожить их в районах, где они нарушили советскую границу». Приписка рукой Сталина: «Впредь, до особого распоряжения наземным войскам границу не переходить» — свидетельствовала о том, что Сталин еще думал, что войны удастся избежать.

Выступление Сталина 3 июля 1941 г. («Товарищи! Граждане! Братья и сестры!»). Фашистское командование организовало наступление на трех стратегических направлениях: Ленинградском, Московском и Киевском. Советское командование ждало главный удар на Юго-Западе, но Гитлер нанес его в Центре, на Западном направлении. Продвижение немцев вперед по всем направлениям, вопреки их ожиданиям, сопровождалось ожесточенными боями. Советские войска с самого начала войны оказали серьезное сопротивление противнику. Немцы впервые, на­чиная с 1939 г., стали нести ощутимые потери.

Но, несмотря на массовый героизм и самопожертвование советс­ких воинов, итоги начального этапа войны оказались для Красной Армии катастрофическими. Германские войска захватили только за пять первых месяцев войны территорию в 1,5 млн км2, на которой до войны проживало 75 млн. человек и производилось почти две трети промышленной и сельхозпродукции. Красная Армия потеряла убитыми, пленными и пропавшими без вести бо­лее 5 млн. человек, 22 тыс. танков и 25 тыс. самолетов. Из 170 советских дивизий 28 оказались полностью разгромленными, 70 дивизий потеряли свыше 50 % своего личного состава и техники. Особенно большие потери понесли войска Западного фронта.

К середине июля 1941 г. фашистские войска захватили Латвию, Литву, значительную часть Белоруссии, Украины и Молдавии, города Псков, Львов. В оккупацию попали около 23 млн. со­ветских людей. К концу 1941 г. общее число военнопленных достигло 3,9 млн. человек.

Страшная трагедия разыгралась 9 июля 1941 г. под Минском. Здесь немцам удалось окружить почти 30 советских дивизий. Минск был оставлен с боями, в плен попало 323 тыс. советских солдат и офицеров, потери Западного фронта составили 418 тыс. человек. В этом поражении Сталин обви­нил командующего Западным фронтом Д. Г. Павлова и ряд других военачальников. Все они по об­винению в трусости были расстреляны по приговору Верховного суда (в 1956 г. реабилитированы).