Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
2_1.docx
Скачиваний:
21
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
91.54 Кб
Скачать
    1. Психоаналитический подход Зигмунда Фрейда к вопросу потребности

Понятие либидо сам Зигмунд Фрейд трактовал как «Энергия, направляемая Я на объект сексуальных стремлений. Все другие виды энергии, исходящие из инстинкта самосохранения, мы будем понимать как интерес».

В своих лекциях Фрейд так же отмечает «связь сексуальных влечений и аффективное состояние страха». При этом он разграничивает страх при инстинкте самосохранения и страх при сексуальных стремлениях. Обычно им приводится следующий пример: «неудовлетворение голода и жажды, двух самых элементарных инстинктов самосохранения, никогда не ведет к возникновению страха, между тем как превращение в страх неудовлетворенного либидо, как мы знаем, принадлежит к числу самых известных и чаще всего наблюдаемых феноменов».

Развитие либидо происходит по двум типам:

  1. нарциссический – когда на место собственного Я встает наиболее похожий на него объект;

  2. тип опоры – когда лица, ставшие дорогими, благодаря удовлетворению других жизненных потребностей выбираются и объектами либидо.

Проводя исследования истерии, Зигмунд Фрейд вывел предположение о том, что невыносимая и отвергнутая сознанием и памятью мысль становится патогенной и находит свою бессознательную активность в морбидных симптомах.

Опираясь на теорию нейронной инерции, Фрейд утверждал, что задача нейронов заключается в разрядке (суммы возбуждения). Выделяли нейроны двух классов:

  1. сенсорные;

  2. моторные.

Нейроны противодействовали восприятию сильного возбуждения и высвобождали его через мускулы. Данный процесс разрядки является одной из первичных функцией нервной системы. Она, в свою очередь, выполняет вторую основную функцию, выдерживая уровень напряжения ближе к нулевому уровню, когда имеется некое противодействие. Фрейд также отмечал, что разрядка позволяет убежать от стимула, но иногда на организм воздействуют стимуляции, бегство от которой не представляется возможным. Эндогенные стимулы продолжают свое воздействия до тех пор, пока не будет произведена разрядка посредством внешней силы. В качестве примера им приводились голодные боли, которые не проходят без удовлетворения потребности в пище.

    1. Экзистенциальные подходы к потребности в безопасности

Подход к вопросу безопасности у шизофренических пациентов Хаймана Спотница

Работал в Нью-Йоркском психиатрическом институте, изучая различные методы терапии при шизофрении. Наиболее актуальным в 1950-е годы являлся инсулиновый шок. Данный метод позволял выводить пациентов из психотического эпизода. Но, тем не менее, данный метод не позволял достигнуть долговременного эффекта.

Изучая психоаналитические теории развития личности, Спотниц приступил к тренингам, проверяя шизофренических пациентов на отзывчивость. Выяснив, что психологическое воздействия на пациентов представляется возможным, он продолжил свою работу, опираясь на трансфер и сопротивление. Результатом этого являлся вывод, что, так как пациент переносит свои эмоции, пережитые в критические моменты, на аналитика, созданные ими партнерские отношения можно использовать как некую основу, которую можно использовать для выделения и дальнейшего анализа этих эмоций.

Спотниц так же провел длительное время, изучая различные подходы многих психоаналитиков к вопросу шизофрении. Одни отмечали, что шизофрения является некой защитной реакцией, по тем, или иным причинам (например, частые фрустрационные эпизоды в детстве подавляющие инстинкты и, как следствие, перестраивающие характер) вызывающие уход от фрустрирующего или травмирующего объекта реальности. Другой большой пласт исследований, рассматриваемый Спотницем, был направлен на изучение природы агрессии, и её взаимосвязи с психотическими эпизодами.

Таким образом, Спотниц рассмотрел стадии в развитии психоаналитического понимания вопроса шизофрении, включая клинические исследования. Из всей совокупности накопленных знаний он пришел к выводу, что существуют 3 первичных фактора, которые взаимодействуя между собой, создают шизофреническое ядро личности:

  1. агрессия;

  2. защита объекта;

  3. принесение себя в жертву.

Шизофрения рассматривалась Хайманом Спотницем как «организованная психотическая ситуация, структурно сложная, но психологически неуспешная защита от деструктивного поведения», которая формируется из либидозного импульса и агрессивного побуждения. Либидозные импульсы играют затормаживающую роль, в то время как агрессивные побуждения обеспечивают «взрывную силу». Действие данной защиты не позволяет высвободиться большому количеству агрессии, но при этом деструктивно воздействует на психический аппарат. «Уничтожение объектного поля психики и фрагментация эго выступают как вторичные следствия защиты».

Время возникновения подобной ситуации Спотниц относит к недифференцированной стадии развития. Объясняется это тем, что ребенок на данной стадии может защитить лишь объект, находящийся в его собственной психике, но на данном этапе он не способен различать материальную и не материальную реальности. Учитывая это, один из факторов, рассматриваемый автором как «Защита объекта», в данном временном периоде может также расцениваться как «Защита себя».

Защита может проявлять себя в различных вариациях. В одном из примеров, Спотниц описывает клиентку, которая рассказывает о своей ненависти по отношению к своей знакомой. И чем больше она ненавидела её, тем больше ненавидела себя. Это вызывало отвращение к себе и вынуждало много курить. Аналитик проинтерпретировал это следующим образом: «Бетти гораздо агрессивнее меня. Её поведение мобилизует враждебные чувства во мне. Это заставляет чувствовать себя чудовищем, поэтому я начинаю бояться и отступаю. Из-за ощущения тупости и никчемности я пытаюсь контролировать себя беспрестанным курением. Оральное удовлетворение нагружает мое эго либидным катексисом, в результате чего я не могу выразить свою враждебность. Это делает «безопасным» для меня разговор, а ситуацию для нее». [3, 128]

Данный пример демонстрирует неразряженную агрессию. И корни данной проблемы лежат в ранней стадии созревания, где возник «специфический тип повреждающей неудачи». Впоследствии которой, ребенок вместо того, что бы разряжать энергию на объектах в ответ на фрустрацию или удовлетворение накапливает ее. Эго обучено максимально ценить объект, и, следовательно, не высвобождать на него агрессию. Когда сдерживать её не представляется возможным, агрессия разряжается таким образом, что бы никак не воздействовать на объект. Подобные накопления энергии, согласно Спотницу, являются оптимальными условиями для развития шизофрении.

В связи с этим он ставит задачей психоаналитика убирать подобные барьеры, возникшие, как правило, в детстве, и не позволяющие выходить агрессии. Отсутствие барьеров, в свою очередь, уберет психотические симптомы.

Но сама терапия встречает на своем пути проблему трансфера. Спотниц отмечал, что при проведении обычных сессий клиент, как правило, развивает по отношению к аналитику всяческие позитивные привязанности (позитивный трансфер). Аналитик же в свою очередь может этим пользоваться до тех пор, пока это не мешает терапии. Когда подобная терапия проводится в отношении шизофрении, психоаналитик сталкивается с тем, что пациент не поддается его воздействию. Отношения между психоаналитиком и шизофреническим пациентом отличаются от описанных выше: при попытке создания трансфера пациент становится полным враждебностью и начинает ненавидеть аналитика (негативный трансфер), что и способствует сопротивлению воздействия, варианты которых будут рассмотрены ниже. Этот фактор должен быть учтен и, следовательно, необходим несколько другой подход к терапии, включающий выделение и последующее разрешение паттерна. Более того, даже во время терапии, когда шизофренический пациент чувствует себя вполне безопасно с аналитиком, отдавая себе отчет, что он может открыто говорить всё что приходит ему в голову, данные отношения чрезвычайно сильно заряжены агрессией. Частым случаем в таких эпизодах являются жалобы пациента на принуждение со стороны аналитика переживать негативные воспоминания вновь. Так же пациенты могут высказываться всевозможными бранными словами, угрожать, убегать из кабинета. Спотниц отмечал, что спустя несколько дней, как правило, пациенты не могли вспомнить, что именно они говорили.

Спотниц обращает внимание на то, что психотические пациенты склонны к созданию симбиоза с аналитиком. Это может стать причиной своеобразной зависимости от аналитика. Разрешать данную проблему следует двумя способами:

1) выяснение, для каких целей существует такая необходимость и попытка разрешить данную ситуацию;

2) позволить пациенту обращаться за помощью в случае обострения.

Сопротивления трансферу.

Ввиду того, что шизофрения рассматривается, как защитная реакция, вполне резонно задать вопрос: От чего именно защищается пациент? Спотниц определяет данный процесс как реализацию потребности в безопасности. Шизофренический пациент защищает себя от травмирующих воспоминаний или ситуаций, которые способны вызвать выработанный на них паттерн. Непосредственно во время терапии это проявляется различного вида сопротивлениями.

Внешнее сопротивление – вызванное различными внешними факторами. Основным источником внешнего сопротивления являются отношения к самой терапии или психоаналитику членов семьи пациента. В качестве иллюстрирования примера внешнего сопротивления Спотниц повествует случай его работы с девушкой, которая желала прекратить терапию, но не могла сообщить причину. В ходе дальнейшего исследования причины было установлено, что данное желание исходит не от самой девушки, а от её отца. Недостаточное внимание к внешним сопротивлениям может повлиять на результаты терапии.

Внутреннее сопротивление. Исследования Фрейда, направленные на выявление причин мешающих свободному ассоциированию, привели его к выделению пяти форм, описывающих различные динамические процессы.

  1. Сопротивление подавлением.

Устанавливается эго. Первично применяемое сопротивление шизофреническими пациентами во время вербализации воспоминаний, сильно заряженных агрессивной энергией. Возникающие сразу чувства и идеи о разрядке агрессии на объект блокируются.

  1. «Вторичная выгода».

Эго манипулирует через сопротивление с целью поддержания любых выгод, компенсаций которые получает шизофренический пациент из-за своего заболевания. Приносит инфантильное удовлетворение.

  1. Сопротивление суперэго.

Характеризуется чувством вины, желанием наказать себя. Проявляется в периодическом ощущении собственной никчемности и неизлечимости. Комбинация из сопротивления эго и суперэго может привести к сильному чувству суицидальной депрессии, которое испытывают многие шизофренические пациенты.

  1. Повтор-компульсивное сопротивление.

Характеризуется сильным желанием физического контакта. Желание смерти первоначальному объекту, которые связаны с воспоминаниями, сильно вытеснены. По этой причине пациент не может их вспомнить в присутствии аналитика. Данные побуждения перемешиваются между собой и маскируются под чувства любви и желание сексуального контакта.

  1. Трансферное сопротивление – противодействия изменению.

Возможны различные паттерны.

Приведенные выше пять типов сопротивлений показывают отношение шизофренических пациентов к новым людям. Любой новый контакт вызывает у них фрустрацию.