Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекция Потребности и мотивы.doc
Скачиваний:
40
Добавлен:
03.06.2015
Размер:
83.97 Кб
Скачать

Лекция 3.

Потребности и мотивы.

Влечения, стремления, желания – относятся к потребностной сфере человека. Концепция деятельности в Российской психологии всегда рассматривается в полемике 2 психологов: Рубинштейна и А.Н. Леонтьева. Хотя они дополняли друг друга.

А.Н. Леонтьев.

Рассматривал ПОТРЕБНОСТЬ как необходимую объективную необходимость организма в чём-то внешнем. Рождённый организм уже ориентирован на потребление (пищевая потребность). У потребности есть свой предмет «БЛАГО» в широком смысле, это предметное содержание потребности.

ПОТРЕБНОСТЬ – есть состояние нужды организма в каком-то предметном содержании. Иногда нужды нет, а потребности есть. Введём понятие «объём потребностей» (количество благ, необходимых для удовлетворения потребности). Есть объём постоянный, который существует всегда (организмический уровень), и актуальный, который можно переживать при дефиците благ.

Рубинштейн.

Психолог начинает анализировать потребности тогда, когда она представлена в психике, прежде всего, в виде эмоций. Эмоции – психическое отражение актуального состояния потребности. Простейшие эмоции – организмические. Дефицит благ, животное, например, голодно, возникает эмоция фрустрации. Негативное эмоциональное состояние возникает при невозможности удовлетворения потребности.

П.В. Симонов – чтобы возникли эмоции, нужна неудовлетворённая потребность. Эмоция может быть представлена в психике косвенно, так как потребности личности амбивалентны. Подлинные потребности могут отличаться от тех, которые проникают в психику. Подлинные потребности могут быть опасны. В романе Стругатских «Сталкер» есть описание комнаты, в которой удовлетворяются все потребности. Герой попросил одного, а комната выполнила то, что он на самом деле хотел.

Потребности – это субъективная необходимость во внешнем благе, имеющем постоянный и актуальный объём, и представленная прямо или косвенно психически – в форме эмоций, желаний, стремлений.

ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ И ПОНЯТИЕ МОТИВА,

Опредмечивание – это когда потребность есть, а в чём она – неизвестно. Потребность есть, а предмета нет. Когда потребность находит свой предмет – происходит опредмечивание, как Конрад Лоренц (зоопсихология), когда за ним шли цыплята. «Давай опредметимся»! писали девушки на своей палатке в летнем лагере.

ИТАК, ПОТРЕБНОСТ ЕСТЬ, А ПРЕДМЕТА НЕТ:

  1. Общая, не направленная активность. Например, кошка в клетке в экспериментах Торндайка. Деятельность появляется тогда, когда появляется направленная активность.

  2. Широкий спектр возможных благ при наличии ключевых раздражителей.

  3. Наличие фрустрации (негативное эмоциональное состояние).

Акты опредмечивания каждый может подобрать себе сам. Ю.Б. Гиппенрейтер приводила в пример Онегина – «Ты чуть вошёл – я вмиг узнала»! Вот он предмет потребности.

Что радикально меняется после опредмечивания:

  1. Появляется направленная активность (деятельность).

  2. Резкое изменение возможных благ. Например, если ребёнку в определённом возрасте не вводить прикорм соков, овощей, то он так и будет питаться молоком матери и это отразится на его здоровье не лучшим образом. Подросток находит себе друга, другие тоже остаются, но он близкий самый.

  3. Аффективное закрепление предмета потребности, который направляет деятельность.

Леонтьев отказывался рассматривать эмоциональную субъективную деятельность у людей и животных. Мотив – предмет потребности и предмет деятельности по А.Н. Леонтьеву.

В мотиве встречаются потребление благ и производство благ.

Предмет потребности МОТИВ

Предмет деятельности

Функции мотива:

Мотив находится на пересечении потребностной сферы и сферы направленной активности.

  1. Побуждающая Функция мотива связывает мотив с потребностью. Берётся она от активности, связанной с потребностью. Иногда нам кажется, что чем сильнее нас пинают, тем быстрее мы движемся к чему-то. При слишком высоком побуждении получается отрицательный результат, если задача сложная. Для простых и стандартных задач оптимально сильное побуждение. Для творческих, сложных задач, должно быть лёгкое побуждение. Это побуждение держит мотив на таком уровне, чтобы чуть-чуть зашкаливало.

  2. Смыслообразующая функция мотива связывает мотив с деятельностью (деятельность «коллективной охоты). Когда человек понимает смысл собственных действий – он может победить все трудности и страдания. Как повысить продуктивность действий с помощью смыслообразования? Например, разделить процесс деятельности на отдельные действия. Эксперимент в конце 40-х годов. Детям 4-5 лет предложили стоять по стойке смирно. Просто стоять они могли несколько секунд. А как наполнить смыслом эту деятельность? Нужно вспомнить, что основным ведущим видом деятельности этого возраста является сюжетно-ролевая игра. Их роль – часовой, охраняющий мирный труд своих граждан. Дети видят смысл и стоят долго.

  3. Строение потребностно-мотивационной сферы.

Допустим, мотивов 2, они рядоположены, потом один победил другого («феномен горькой конфеты»). Начнем анализ данного феномена с описания экспериментальной ситуации, в кото­рой он был обнаружен. Ребенок дошкольного возраста должен был решить задачу: достать удаленный от него предмет, не вставая со сво­его места. Как только ребенок приступал к решению задачи, экспериментатор переходил в соседнюю комнату, откуда за ребенком велось скрытое наблюдение. Однажды, после безус­пешных попыток достать предмет, мальчик нарушил инструкцию: он достал предмет, встав со своего места. Тотчас экспериментатор вер­нулся обратно, похвалил ребенка за достигну­тый успех, и в качестве награды предложил ему злополучную конфету. Однако ребенок не взял конфету, а когда экспериментатор стал уговари­вать его взять свою награду, тот тихо заплакал.

Чтобы выяснить, что находится за обнару­женным феноменом, А. Н.Леонтьев выделил три следующих момента: 1) общение ребенка с эк­спериментатором при постановке задачи; 2) про­цесс решения задачи; 3) общение ребенка с экспериментатором после того, как он достал предмет. "Действия ребенка, - разъясняет А. Н.Леонтьев, - отвечали, таким образом, двум различным мотивам, т. е. осуществляли двоякую деятельность: одну - по отношению к экспери­ментатору, другую - по отношению к предмету (награде). Как показывает наблюдение, в то время, когда ребенок доставал предмет, ситу­ация не переживалась им как конфликтная, как ситуация "сшибки". Иерархическая связь между обеими деятельностями обнаружилась только в момент возобновившегося общения с экспери­ментатором, так сказать, post factum: конфета оказалась горькой, горькой по своему субъек­тивному, личностному смыслу" (Леонтьев, 1983, т. П, с.203). У ребенка изменилось отношение к конфете: он отказался от того, ради чего нару­шил правила выполнения задания. Образно го­воря, в ходе развития ситуации сладкая конфета превращается в горькую, в чем и состоит фе­номенология феномена горькой конфеты.

Теперь мы сформулируем важное положе­ние, которое обоснуем в ходе дальнейшего ана­лиза феномена "горькой конфеты": Трансфор­Мация отношений ребенка, образование иерар­хий связей, характеризующих его личность, происходят не сами по себе, не автоматически, а в работе его личности. Сшибка" двух жизненных отношений го­ворит о начале процесса соподчинения отноше­ний, иерархизации деятельностей, т. е. образо­вания связующего "узла"- личностного новооб­разования. Независимо от причин и механиз­мов формирования соподчинения связей, перед нами - бесспорный факт переворачивания отно­шений ребенка, их фундаментальная трансфор­мация. Ребенок отказывается от того, на что он был направлен, и это еще не все: он активно оценивает то, что произошло, выполняя опре­деленную работу самоотношения. http://www.vash-psiholog.info/t/229-2012-10-16-19-07-19/18866-glava-viii-fenomen-gorkoj-konfety.html