
- •Глава 1 учение о биосфере и ноосферная концепция в.И.Вернадского как научный фундамент современной экологии
- •Историко-научные предпосылки формирования учения о биосфере
- •«Добиосферный» период развития естественнонаучного знания
- •Истоки научных представлений в.И.Вернадского о биосфере
- •Фундаментальные понятия учения о биосфере о целостной системе понятий
- •Живое вещество как фундамент учения о биосфере
- •Функции биосферы
- •Биогеохимическая цикличность
- •Организованность биосферы и ее пределы
- •Границы биосферы
- •Биогеохимическая концепция эволюции и биогеохимическая энергия
- •Ноосферная концепция
- •Истоки ноосферных представлений в.И.Вернадского
- •Геохимическая деятельность человечества – фундамент ноосферной концепции
- •Использование человечеством химических элементов
- •Понятие нооферы п.Тейяра и э.Леруа
- •Понятие ноосферной реальности
- •Вопросы для самоконтроля
Понятие ноосферной реальности
Между предложенными французскими авторами полюсами «ноосферного сценария» – от относительно устойчивого развития биосферы в согласии с человеческим разумом, – «детищем ноосферы», призванным понять закономерности установленной В.И.Вернадским эволюции биосферы и место в ней человека (1), до неустойчивого по своей сути стремительного развертывания ноосферного процесса – также вскрытого Вернадским темпа развития геохимической деятельности человечества, как бы пытающегося вырваться из тесных для него рамок земной биосферы в просторы Космоса (2), и лежит весь спектр имеющихся толкований смыслов ноосферы: несбыточная утопия – апокалиптическая разрушительная техносфера – конечное светлое будущее: «эпоха ноосферы» (Н.Н.Моисеев) или ее «отдельные островки» и «регионы» (А.Д.Урсул). И почти не освоен тот путь, на который настойчиво зовут нас вступить творцы ноосферной концепции – путь осознания реальности становления ноосферы, реальности «здесь и сейчас», реальности проявления ее отдельных стадий на современном этапе развития цивилизации.
Выделяя «ноосферную реальность» как далее не определяемое понятие-атрибут, мы относим к нему и стихийно идущий глобальный процесс изменения биосферы (определяемый творцами понятия ноосферы как реальность ноосферы), и результаты этого процесса, доступные научному изучению. Переходя к конкретному рассмотрению содержательного смысла понятия, необходимо сознавать всю трудность предстоящей задачи и несовершенство ранее проделанной работы ввиду почти полного отсутствия наработанной системы ноосферных знаний.
Ноосферная реальность отражает реальность преобразования биосферы в новое эволюционное состояние – ноосферу – под воздействием научной мысли, труда и нравственной силы разума человека. Переход биосферы в ноосферу, как уже отмечалось, составляет объективную реальность нашего времени, закономерный естественно-исторический процесс, коренным образом, по В.И.Вернадскому, меняющий сложившуюся под влиянием живого вещества, практически без участия человека, организованность биосферы. С момента вступления человека на путь преобразования природы (15-20 тыс. лет тому назад), внутренние и внешние связи, составляющие организованность биосферы, перерабатываются мыслью и деятельностью человека, которая становится планетарной геологической силой.
На рубеже второго и третьего тысячелетий человеческая цивилизация вступила в кризис, – более обширный, чем экологичесий, кризис системный, затрагивающий все стороны бытия человека и окружающей его природы-биосферы. Он вызван резким ускорением процесса преобразования природной биосферы Земли в переходную биосферно-ноосферную целостность, – начальную стадию, одну из многих стадий становления ноосферы. На этой стадии формируются еще слабо видимые признаки организованности ноосферы, которые и определяют возникновение новой ноосферной реальности. В складывающейся биосферно-ноосферной целостности на первый план выступают новые сущности организованности – информационные взаимодействия и процессы управления.
Организованность ноосферы – не призрачное понятие необозримо далекого будущего. Ее структурные элементы закладываются на нынешнем этапе развития цивилизации. Переплетаемый нитями всемирной информационной паутины, все более управляемый деятельностью национльных и транснациональных корпораций, Мир формируется ныне как глобальный природохозяйственный или ноосферный комплекс. В нем на смену исторически сложившимся естественным природным процессам приходят природно-технологические циклы вещества и потоки энергии и культурно-социогенные потоки, требующие контроля и управления. Значительная часть мирового природохозяйственного целого – ноосферный комплекс (НК) нашей страны – становится той управляющей системой, в пределах которой осуществляется вся жизнь общества и развитие человеческой личности: взаимодействие общества и природы, физическое и духовное совершенствование человека, формирование потребностей личности. Природохозяйственный комплекс выступает деятельностным началом, которое преобразует биосферу в ноосферное состояние; внутри него и создается новый – ноосферный – тип организованности. Предложенная нами ранее структурная схема ноосферного комплекса нашей страны в качестве иллюстрации приведена на рис. 3, а содержательная ее часть изложена в ряде наших работ ( см. Назаров, 1986 и др.).
Исследования последних лет, и наши собственные, и других авторов, позволяют внести существенные дополнения в разрабатываемую концепцию ноосферного комплекса в той ее части, которая относится к первичному структурному звену НК. Все более вырисовывается большая, нередко определяющая, роль районного звена в формировании ноосферной реальности, и особая роль районных центров – малых городов. Им принадлежит будущее России в создании экономически прочного и духовно устойчивого пространства – регионального ноосферного комплекса. В складывающемся ноосферном пространстве российского региона Мира разгораются все ярче около двух с половиной тысяч звезд «малой величины», малых городов России – притягательных центров духовной культуры, образованности, сохранившихся традиций и накопленного знания. В них есть все предпосылки становления биосферно-ноосферной реальности – от тесного переплетения техногенных, информационных и социогенных потоков, свойственных всему ноосферному комплексу, до сложных процессов сохранения единства Личности в Мироздании, в том вселенском Космосе, что для миллионов жителей малых городов и районов России связывается с их «малой родиной». В малых городах встают те же проблемы, что волнуют всех нас, всю страну, весь мир, включая и проблему сохранения подрастающего поколения от опасностей и «искусов цивилизации». – общие для всех проблемы ноосферной реальности. Вот почему так важно их изучить в районах, в малых городах, в районных центрах, где нередко они проступают в «чистом виде», ярко и выразительно, без затуманивающих наслоений цивилизации мегаполисов. Переходя от районного уровня к региональному (областному, краевому, республиканскому), к стране и к Миру в целом, мы обогатим наше понимание сложных процессов формирования ноосферной реальности, но без изучения первичного районного звена невозможно выявить складывающиеся формы организованности ноосферы как конкретной, объективно существующей реальности нашего бытия. Будущее России принадлежит ее малым городам – это, может быть, частью и метафора, но в ней заключен глубокий смысл: районные центры и окружающие их территории районов – ростки создания организованности ноосферы.
Ноосферная концепция В.И.Вернадского, в отличие от существующих социальных и экономических доктрин, исследует закономерности процесса перехода планетарной природной общности Земли (биосферы) в ее новое эволюционное состояние (ноосферу) под воздействием всех аспектов человеческой деятельности – труда, исторического опыта поколений, достижений науки и культуры, духовной сферы, выработанных человечеством норм этики и морали. Этот новый тип выдвигаемой в учении о ноосфере реальности мы и называем ноосферной реальностью. Это вся целостность, вся окружающая реальность, весь комплекс социально-природно-экономических взаимодействий общества и человеческой личности. Природно-народнохозяйственный комплекс России и есть на региональном уровне объект научного изучения той целостности, которая объединяется в понятие «ноосферная реальность». Вместе с тем это и объект научного управления данной реальностью как некоторой формой ноосферной организованности. С момента начала перехода биосферы под влиянием человека в новое состояние, называемое ноосферой (как считал В.И.Вернадский, с момента возникновения культурного земледелия – 5–7 тысяч лет тому назад), создаются различные формы биосферно-ноосферной организованности: от начальных, почти не отличимых от организованности самой биосферы, до все более усложняющихся форм организованности переходной биосферно-ноосферной общности в эпоху ускорения научно-технического прогресса, где ноосферный компонент становится все ощутимее.
Каждый из крупных исторических этапов становления ноосферы характеризуется своим типом управления; их смена связана с преодолением нескольких информационных барьеров, отвечающих формированию крупных общественных формаций, от родоплеменного сообщества людей до информационно насыщенного современного индустриального и постиндустриального общества. Новые формы биосферно-ноосферной организованности требуют и новых форм информационного единства: централизованного (для познания всей ноосферной целостности), децентрализованного, относительно автономного (для отдельных составляющих ноосферного комплекса: биосферной, технологической, социокультурной, сферы жизнедеятельности человека, и для каждого из социогенных и техногенных потоков) и автономно-централизованного (для ноосферных районов, регионов и иных территориальных ноосферных структур).
Подчеркнем здесь различие между «экономической» и «ноосферной реальностью». Экономика и отвечающая ей «экономическая реальность» – громадная по объему, но еще не вся реальность, какое бы расширительное значение мы ни придавали экономике. В нее не могут быть включены все проявления человеческой деятельности, духовности и культуры. Поэтому в структуре ноосферного комплекса к собственно экономической сфере относятся технологическая (производственная) составляющая НК, часть сферы управления и некоторые социогенные потоки (см. рис. 3). Все остальное, а также сама «экономическая сфера» входят как части в целое в понятие «ноосферной реальности». В отличие от «экономической реальности» рассматриваемый здесь природохозяйственный ноосферный комплекс нельзя дробить мельче самой ноосферной целостности – любая создаваемая модель управления должна охватывать весь ноосферный комплекс.
В нем как высшей целостности, известной в Мироздании, заключена главная сила, «переводящая» биосферу в ноосферу, – Личность человека. Развитие личности, ее совершенствование, укрепление ее экологического единства с миром Природы и миром людей осуществляется в создающейся ноосферной реальности. В той реальности, которая со всеми своими противоречиями между мечтой и «грубой жизнью», с ее наслоениями добра и зла, и составляет реальность нашей жизни. Ноосферная реальность сегодня – лишь первый шаг объединяющегося человечества, первые попытки, слабые и неуверенные, подойти к осознанию того нового великого единства, которое сумели распознать в несовершенстве и противоречиях развивающегося Мира творцы объединительной ноосферной идеи. Единства, в котором человечество составляет новый порядок реальности, уже сегодня простирающийся за пределы земного бытия в Космос.
В завершение данного раздела необходимо отметить следующее. Совершенным искажением мысли Вернадского является представление о том, что ноосфера является "царством разума", где разум понимается лишь как некое благостное явление. Ничего подобного в подлинных текстах работ ученого нет, все это только более поздние толкования. У Вернадского есть одно замечательное предостережение, скорее —предвидение. Он говорит о том, что приходится слышать о добре и зле в ноосфере. Зло, считает Вернадский, есть такое же понятие в ноосфере, как и всякое другое. Настала пора
исследовать опасности формирования ноосферной реальности, опасности процесса вовлечения человеком в свой жизненно-духовный цикл тел биосферы, элементов окружающей его среды, опасностей информационного и межкультурного взаимодействия разных стран и народов.
Отмеченная нами поляризация взглядов и представлений о ноосфере вызвана многими причинами. Среди них, с одной стороны, слабая научная изученность понятия «ноосфера», особенно его истоков, корней и предпосылок, а с другой – принципиальная невозможность описать сложнейший смысл этого понятия только в рамках науки и научного метода. В этом нам видится причина всех причин. Понятие «ноосфера» относится к общечеловеческим понятиям мировой культуры, к сущностным ценностям нынешней и будущих человеческих цивилизаций, и его культурологическое содержание, наполненное личностным, социальным и нравственно-духовным смыслами, не может быть общеобязательной научной истиной, как это требует научный подход к изучению явлений природы и общества.
Личностный, а, следовательно, глубоко субьективный компонент ноосферной парадигмы, не дает ей превратиться «еще в одну доктрину развития», сулящую человечеству «единственно верный путь к светлому будущему». Каждый в своем внутреннем видении, воображении и чувстве по-своему слышит «музыку ноосферы», по особенному воспринимает палитру ее красок. А кто не слышит, не видит, не ощущает в себе явной или еще неявной поступи ноосферного движения человечества, останется к ней либо равнодушен, как к очередным утопическим мечтаниям, либо воспримет ее «в штыки», как что-то ему непонятное, а потому и опасное. И он будет по-своему прав: путь к ноосфере непредсказуем и таит в себе невидимые, возможно, и разрушительные для человека, опасности. Ещё раз вспомним мудрое предостережение Вернадского: «Добро и зло есть также создание ноосферы, как и все другое».
Что же остается в таком случае науке и образованию, если пути движения к ноосфере неисповедимы и совсем не благостны, напротив, добро и зло будут идти бок о бок в процессе ее становления? Ответ на этот вопрос коренится в самом главном «вопросе вопросов» - в вопросе о реальности ноосферы. Мы знаем, что и Вернадский, и его младшие французские предшественники воспринимали процесс преобразования биосферы в новое эволюционное состояние, названное ими ноосферой, как реальность. Корень многих последующих расхождений заключается в восприятии и смысловом толковании результата процесса: возможно ли достигнуть некоторого конечного состояния, "эпохи ноосферы", или процесс движения человечества к ноосфере, как утверждается в нашей работе, практически бесконечен, и означает прохождение столь же бесконечных стадий той или иной ноосферной реальности через определенные ступени ноосферной, точнее, биосферно-ноосферной организованности. Конечно, для "практически бесконечного" ноосферного движения должен существовать вполне реальный конечный предел: такое граничное воздействие человека на природную биосферу Земли, переступать которое означало бы необратимое разрушение биосферы, а тем самым – и самого человека. Но вот только сможет ли человечество познать бесконечное, во-время распознать известные и ещё неизвестные опасности и не переступить губительного для него предела? Для постановки и решения этих и многих других вопросов, которые будут вставать в процессе становления и освоения ноосферной реальности, и создано В.И.Вернадским величественное, животворное, быстро развивающееся учение о биосфере и ноосфере.