
- •Глава 1 учение о биосфере и ноосферная концепция в.И.Вернадского как научный фундамент современной экологии
- •Историко-научные предпосылки формирования учения о биосфере
- •«Добиосферный» период развития естественнонаучного знания
- •Истоки научных представлений в.И.Вернадского о биосфере
- •Фундаментальные понятия учения о биосфере о целостной системе понятий
- •Живое вещество как фундамент учения о биосфере
- •Функции биосферы
- •Биогеохимическая цикличность
- •Организованность биосферы и ее пределы
- •Границы биосферы
- •Биогеохимическая концепция эволюции и биогеохимическая энергия
- •Ноосферная концепция
- •Истоки ноосферных представлений в.И.Вернадского
- •Геохимическая деятельность человечества – фундамент ноосферной концепции
- •Использование человечеством химических элементов
- •Понятие нооферы п.Тейяра и э.Леруа
- •Понятие ноосферной реальности
- •Вопросы для самоконтроля
Понятие нооферы п.Тейяра и э.Леруа
Создание и развитие ноосферной концепции практически все современные исследователи на Западе, не зная работ В.И.Вернадского, связывают с именем выдающегося естествоиспытателя и мыслителя, христианского миссионера Пьера Тейяра, не отделяя его взглядов от взглядов Эдуарда Леруа. Высказанные В.И.Вернадским новые представления о биосфере, её изменении под воздействием деятельности человека, приобретающей геологический (глобальный) характер, оказались созвучны последователям философа Анри Бергсона («бергсонианцам») Пьеру Тейяру, офицеру Ордена иезуитов, будущему первооткрывателю синантропа, уже тогда известному палеонтологу и антропологу, профессору кафедры геологии Католического университета в Париже, и Эдуарду Леруа, математику, философу-бергсонианцу и теологу, преподавателю (профессору) престижного Коллеж де Франс.
В.И.Вернадский в ряде своих работ и писем отмечает роль Э.Леруа и П.Тейяра в развитии идеи ноосферы. Из письма к сыну: «Слово ноосфера создано учеником Бергсона Леруа в 1927 году, который принял мое понятие о биосфере в лекциях в College de France». В последней своей работе «Несколько слов о ноосфере» (1944) он пишет более полно: «В 1922–1923 гг. на лекциях в Сорбонне в Париже я принял как основу биосферы биогеохимические явления. Часть этих лекций была напечатана в моей книге Очерки геохимии... Приняв установленную мною биогеохимическую основу биосферы за исходное, французский математик и философ бергсонианец Е. Ле-Руа в своих лекциях в Коллеж де Франс в Париже ввел в 1927 г. понятие ноосферы... как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Он подчеркивал при этом, что он пришел к такому представлению вместе со своим другом, крупнейшим геологом и палеонтологом Тейяром де Шарденом, работающим теперь в Китае». Действительно, в книге Леруа «Происхождение человека и эволюция разума» (1928) указано на значение лекций В.И.Вернадского в Сорбонне (1922-1923 гг.) на понимание изменения биосферы под воздействием деятельности человека.
В обобщенном виде представления П.Тейяра и Э.Леруа о переходе биосферы в новое состояние – ноосферу – можно выразить достаточно просто: с появлением человека эволюция получает новые, не свойственные «животной биосфере», или находящиеся еще в зародыше, психические средства. Развитие происходит только с помощью духовных средств, посредством интеллекта, языка, через промышленность и общество. «Таким образом, – пишет Леруа, – биосфера переходит в ноосферу». В исходном определении ноосферы, если руководствоваться строгим изучением французских первоисточников, нет ничего мистического, выходящего за пределы земной реальности:
«Если мы хотим, наконец, вписать человека во всеобщую историю жизни, – пишут французские авторы, – не увеча ее и не дезорганизуя, то необходимо поискать его выше низшей природы, в ситуации, где он господствует над ней, но тем не менее не отрывается от ее почвы, а это равносильно тому, чтобы представить себе над существовавшей ранее животной биосферой и как ее продолжение некую человеческую сферу, сферу рефлексий свободного и сознательного изобретения, сферу мысли как таковой: короче говоря, сферу духа или ноосферу. А затем у истока этого великого нового единства... следует поставить феномен жизненной трансформации, воздействующей на всю биосферу в совокупности: гоминизацию. Итак, человечество принадлежит как бы к новому порядку реальности, поддерживающему с низшим миром отношения, эквивалентные тем, которые на более низком уровне можно распознать между жизнью и материей» (перевод проф. Б.А.Старостина; курсив наш).
Здесь как будто появляется некоторый «призрак идеализма» – нематериальная «сфера духа», ноосфера, как бы «парящая над биосферой». Но вот мы слегка выделили некоторые слова в тексте – и «клеймо идеализма» словно испарилось. «Сфера духа» оказалась вполне приземленной человеческой сферой: ей противопоказано увечить жизнь и вносить в нее хаос, отрываться от своей родной почвы – биосферы, и, даже возвышаясь над ней, ноосфере надлежит служить ее продолжением, а ещё – свободно мыслить вместе с человеком, сознательно изобретать что-то новое, рефлектировать... И это новое великое единство, новый порядок вещей принадлежит новому порядку реальности, а не вымыслу: основу нового порядка составляет вполне реальное человечество, управляемое процессом гоминизации, под которым понимается в широком смысле «очеловечивание» жизни и природы. И действительно, далее в книге подчеркивается, что именно с гоминизацией, с выходом на арену Жизни в плиоцене человека разумного связан процесс перехода биосферы в ноосферу. Не имея возможности более подробно останавливаться на анализе взглядов Леруа и Тейяра, отсылаем читателя к очень интересному и обстоятельному исследованию проф. Б.А.Старостина (1987), к самим первоисточникам – работам Тейяра и Леруа (1927-1931; 1987), а также к некоторым нашим исследованиям (Назаров, 2000-2004).
Из рассмотренного выше мы убедились, что в основу своего понимания ноосферы авторы закладывали вполне реальные процессы, объективно проявляющиеся в окружающей жизни, и это не удивительно: не будем забывать, что научный фундамент ноосферной концепции составляли установленные В.И.Вернадским реальность биосферы и преобразующей её деятельности человека, хотя само слово и понятие «ноосфера» Вернадскому не принадлежит. Но ученому были все основания говорить о том, что П.Тейяр и Э.Леруа «глубже развили его биосферу». Действительно, на страницах книги Леруа авторы подводят читателя к двум поразительным по глубине и силе прозрения заключениям. Чтобы понять их значение, зададимся вопросом: в чем высший смысл перехода биосферы в ноосферу и достижения человечеством «нового великого единства» в преобразующейся биосфере? Почему и для чего человечеству, выйдя на арену Жизни, необходимо и суждено стать «новым порядком реальности»?
Вот оригинальные ответы-заключения авторов понятия «ноосфера». Первый состоит в том, что развивавшаяся стихийно биосфера не может без человека «осознать себя» – понять закономерности своего развития. Для этого и нужен «человеческий разум, который является детищем ноосферы...поэтому мы можем с чистой совестью пытаться понять биосферу через ноосферу» (Леруа, 1931, с. 85). Но понять биосферу – значит понять или приблизиться к пониманию самого человека, который является не только природной сущностью биосферы, но и духовно с ней связан множеством неразрывных нитей. А через человека можно вновь вернуться к пониманию формирующейся биосферно-ноосферной целостности, глубже осознать процесс перехода к ноосферной организованности, найти пути ее сознательного (разумного) построения и научного управления. Это, конечно, наши добавления к прочитанному тексту, но они вытекают из сущности вывода о возможности познания биосферы через ноосферу.
Второй вывод – предвидение Леруа и Тейяра (а в нем влияние П. Тейяра ощущается наиболее заметно, составляя предмет его последующей разработки в знаменитом «Феномене человека») заключается в том, что «усилием человеческого ума и сознательной воли человека ноосфера мало помалу обособляется от биосферы и становится все более независимой от нее, что происходит со стремительным ускорением и с множеством усиливающихся последствий». Авторы словно заглянули из прошлого в будущее – наше настоящее. И ничего по существу не меняет тот очевидный факт, что авторы в своем заключении пытаются проложить путь к новому, «космическому сознанию», к ноосфере грядущих цивилизаций, и этот путь в их видении лежит в просторы Космоса, к неведомой нам «точке Омега», бытию Бога, где, в едином порыве чувства Любви, сознания отдельных человеческих индивидуумов сливаются в одно космическое сознание…Увы, в этом «финалистском», катастрофическом сценарии развития человеческой цивилизации, позже описанном Пьером Тейяром в «Феномене человека», человеческая личность с её неповторимым духовным миром, культурой, наукой, искуством неизбежно пропадает. По существу, исчезает сам человек, остаётся лишь его сознание, разум – «детище ноосферы», влившееся в интегрированное сознание «космического ноосферного человечества, объединенного Любовью».
Конечно, В.И.Вернадский не мог знать этого апокалиптического сценария «Феномена человека»: на все творения П.Тейяра (де Шардена) Ватиканом был наложен запрет, снятый относительно недавно, а Э.Леруа оставил занятия ноосферной проблематикой после 1931 г. Стремительное же ускорение глобальных процессов ноосферогенеза, по мысли французских авторов, «отрывающихся от биосферы», доказано В.И.Вернадским значительно раньше его французских коллег, и проявляется в ускорении темпов геохимической деятельности человечества (но без отрыва от биосферы!). Его мы наблюдаем в нашей реальной жизни, и не как сторонние наблюдатели, а как активные ее участники, испытывающие на себе «множественность усиливающихся последствий» – симптомов экологического кризиса, загрязнения окружающей среды, разрушения биосферы.
Пути В.И.Вернадского и его французских соавторов ноосферной концепции в дальнейшем разошлись, но это не умаляет их исторической роли в создании исходного слова (термина) и понятия ноосферы. Это понятие оказалось исключительно благотворным для развития ученым последующих представлений об эволюции биосферы и её преобразования в новое, «очеловеченное», эволюционное состояние – ноосферу. Хотелось бы также предостеречь наших читателей от поспешных заключений «о ненужности» или «научной несостоятельности» приведенных выше космотеологических представлений П.Тейяра. Пьер Тейяр де Шарден по праву относится к выдающимся мыслителям XX – го столетия. Влияние его идей и высокого нравственного облика, отраженного в написанных им трудах, переведенных на многие языки мира, испытали и продолжают испытывать поколения людей в разных странах. Он был крупный ученый-антрополог и естествоиспытатель, к нему с уважением относился и общался с ним в Париже Вернадский.
Если не следовать буквально «теологическому сценарию» ноосферы, то в самой постановке П.Тейяром проблемы возможного «отрыва от биосферы» стремительно развивающейся человеческой цивилизации и устремлении её в Космос содержится глубокий смысл и предостережение нынешнему и будущим поколениям. В безудержной погоне за прибылью и «благами жизни» человек может разрушить среду своего обитания – биосферу, ему может нехватить для своего развития и выживания природных и энергетических ресурсов. Заметим, что именно такой точки зрения придерживался и пытался её научно обосновать и создатель научной космонавтики Э.К.Циолковский, когда говорил о переселении землян на другие планеты. Вступление человечества в космическую эру – лишь начало долгого неизведанного пути формирования ноосферной цивилизации. Весь вопрос в том, где – на Земле, «здесь и сейчас», или в Космосе, в отдаленном будущем, выходящем за пределы возможного научного предвидения – будет создаваться ноосферная реальность.