Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

sotnikova_priroda_i_muzei

.pdf
Скачиваний:
14
Добавлен:
01.06.2015
Размер:
102.03 Кб
Скачать

Природа и музей в культуре эпохи

ние естественной истории России и пропаганду естественноисторических знаний среди населения. Все собранные Обществом коллекции (за счет даров, покупок, специальных экспедиций) поступали в университетский музей для использования в учебных программах и научных исследованиях. На мой взгляд, важную роль сыграла предусмотренная уставом возможность совмещения должностей заведующего кафедрой, директора музея и председателя МОИП в одном лице. Это не было исключением, сделанным только для Г.И. Фишера, а оставалось правилом в течение всего XIX в. Организационное единство науки, образовательной программы и комплектования музея, безусловно, гарантировало поддержание образования на уровне современных научных достижений. До 60-х годов XIX столетия МОИП было главным источником комплектования научного и учебного фондов музея. В 1864 г. в Московском университете возникло еще одно научное объединение – Общество любителей естествознания, учрежденное директором музея и заведующим кафедрой зоологии А.П. Богдановым. В 1867 г. оно было переименовано в Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ).

Университетская наука внесла существенный вклад не только в предметное знание, но и в теорию музееведения. В частности, длительная практика бытования музея в университете привела к параллельному формированию двух его самостоятельных фондов – исследовательского (научного) и учебно-вспомогательного. В ХVIII в. научный фонд музея комплектовался на основе отечественного материала, а с началом кругосветных плаваний ХIХ столетия в него хлынул обильный материал, позволивший резко расширить проблематику научных исследований, ввести новые методы комплектования самого фонда. Учебно-вспомога- тельный фонд создавался в строгом соответствии с образовательными программами и представлял собой подборку тематических коллекций к лекционным курсам и практическим занятиям.

Впервой трети XIX в. сложились стратегия и тактика создания

ифункционирования современной сети академических и учебных музеев естественно-научного профиля. Еще в первой половине XIX в. музеи издавали обширные справочные материалы, закладывавшие фундамент для будущих теоретических обобщений. Ярким примером может служить пятитомное издание «Флорика Сибири» И. Гмелина; в нем представлен уникальный материал, собранный ученым во время Великой Северной экспедиции, – описание 1170 новых, не известных прежде, видов растений. Замечательный шведский натуралист Карл Линней отмечал в связи с этим изданием, что И. Гмелин открыл столько же новых видов, сколько все

263

С.И. Сотникова

ботаники мира, вместе взятые. Это свидетельствует о необычайно высокой профессиональной компетенции сотрудников отечественных музеев. В конце XIX в. в них работали такие светила мировой науки, как супруги А.П. и М.П. Павловы, В.И. Вернадский. Разработка В.И. Вернадским новых направлений в минералогии и геохимии была бы невозможна без его длительной работы в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. Став заведующим кафедрой и кабинетом минералогии Московского университета (1891), В.И. Вернадский развернул фундаментальные исследования в области новой дисциплины – биогеохимии, наметил общие контуры своего будущего учения о биосфере. Им были созданы (вместе с супругами Павловыми) Минералогический и Геологический научноисследовательские институты и музеи при них; такого прецедента мировая вузовская наука еще не знала.

В академических музеях России в XIX в. сложилась общая концепция современного профильного музея как исследовательского института. Она предполагает сбор, изучение и систематизацию всего видового многообразия природных феноменов (растений, животных, минералов, горных пород). Конечным «продуктом» научно-исследовательской деятельности каждого крупного академического музея является составление серии систематических каталогов. Например, в зоологическом музее – это каталоги млекопитающих, птиц, рыб и т. д.; в палеонтологическом – каталоги «руководящих» ископаемых животных по геологическим периодам и т. д. В соответствии с этой общей задачей строится вся деятельность музея по комплектованию, методам научной обработки, описанию, систематизации, а также представлению материала в экспозиции. Профильный музей изначально обращен к исследователю-предметнику и лишь потом – к рядовому (не имеющему специальной подготовки) посетителю. Неслучайно многие академические музеи до сих пор являются структурными подразделениями научно-исследова- тельских институтов и их филиалов, существуя на правах лаборатории или отдела.

Видовое разнообразие академических музеев складывалось постепенно, по мере дифференциации геолого-географических и биологических наук. В течение ХIХ и ХХ вв. наряду с комплексными геологическими музеями возникли минералогические, палеонтологические, геологические, петрографические музеи. Развитие цикла географических и биологических наук сопровождалось появлением таких музеев, как почвенные, лимнологические, океанографические и др. Наконец во второй половине XX в. логика развития науки привела к появлению узкоспециализированных

264

Природа и музей в культуре эпохи

музеев, которые часто являются отделами или лабораториями исследовательских центров. Примерами могут служить Музей вечной мерзлоты в Игарке (в составе СО РАН), Музей вулканологии в Магадане (в составе ДВО РАН) и др.

Культурно-образовательная деятельность в академическом музее носит второстепенный характер и направлена в основном на ознакомление специально подготовленных посетителей с новыми научными данными и исследованиями. Вместе с тем с 70-х годов XX столетия четко обозначилась тенденция к более пристальному вниманию этих же музеев к рядовому посетителю (непрофессионалу). Причина такого поворота связана с симптомами глобального экологического кризиса и поисками путей выхода из него. В настоящее время экологическая проблематика, адаптированная к профилю музея, занимает одно из ведущих мест в культурно-обра- зовательных программах музеев естественно-научного профиля. Это относится прежде всего к Государственному биологическому музею имени К.А. Тимирязева, Дарвиновскому государственному музею, а также к некоторым краеведческим музеям, имеющим достаточно богатые коллекции. В музеях биологического профиля значительное внимание в экскурсионной и выставочной работе уделяется проблеме исчезновения редких и уникальных видов животных и растений, механизмам необратимых изменений среды в связи с антропогенным воздействием, проблеме воссоздания биологического разнообразия. В минералогических и геологических музеях экологический акцент культурно-образовательной деятельности посвящен проблемам исчерпанности ряда минеральных ресурсов, поиска новых источников сырья и энергии, вредным технологиям добычи и переработки ископаемых и пр. В палеонтологических музеях особое место отводится анализу былых геологических катастроф, сопровождавшихся резкими изменениями среды обитания; этот материал соотносится с современными кризисными ситуациями, спровоцированными антропогенным прессингом на природу.

Таким образом, экологический кризис способствовал определенному повороту в деятельности природоведческого музея, его возвращению в лоно культуры, в частности в качестве средства формирования экологического сознания населения. Произошел возврат к античному пониманию единства человека и природы, выстраданный и осознанный в ситуации экологического кризиса. Оказалось, что мы действительно часть биосферы, а не покорители природы, причем именно объективные законы ее развития обеспечивают основные параметры существования человечества.

265

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]