Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е, перераб. - М. ИКД Зерцало-М, 2003.rtf
Скачиваний:
44
Добавлен:
23.08.2013
Размер:
3.73 Mб
Скачать

6. Сочетание прав граждан с их обязанностями

Конституция РСФСР не только закрепляет за трудящимися определенные права, но и возлагает на граждан республики основные обязанности. Права и обязанности граждан неразрывно связаны между собой.

Конституция фиксирует лишь важнейшие обязанности советских граждан. Среди них надо прежде всего отметить всеобщую обязанность трудиться. Статья 18 Основного Закона гласит: "Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика признает труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг: "Не трудящийся да не ест!".

Такой обязанности не провозглашала до тех пор ни одна конституция мира, хотя буржуазная идеология лицемерно прославляет трудолюбие. Ничего подобного мы не найдем, конечно, и в Своде Основных Государственных Законов Российской империи.

Глава восьмая Основных Государственных Законов, посвященная правам и обязанностям российских подданных, на первое место ставит их обязанности. Это защита престола и отечества, уплата налогов и пошлины, отбывание повинностей. Как видим, все эти обязанности - исключительно в интересах буржуазно-помещичьего государства, господствующих классов.

Царские законодатели с удовольствием записали бы в законе обязанность трудиться для рабочих и крестьян, но, конечно, не для всех подданных. Впрочем, необходимости в такой норме не было, ибо пролетарии, крестьяне-бедняки и середняки не могли не трудиться, рискуя в противном случае погибнуть от голода.

Характерной особенностью провозглашенной в Советской Конституции обязанности трудиться является как раз всеобщность этой обязанности. Если, говоря о конституционных правах, закон подчеркивает их предоставление трудящимся, то обязанности он возлагает на всех граждан, т.е. и на эксплуататоров.

Норма ст. 18 перекликается с п. "е" ст. 3: "В целях уничтожения паразитических слоев общества и организации хозяйства вводится всеобщая трудовая повинность".

Трудовая повинность - институт сам по себе не новый. В эксплуататорских государствах он носит обычно классовый характер. Так, для феодальных государств свойственны повинности, выполняемые крестьянами в пользу господина, а также государственные повинности - по строительству дорог, по перевозке грузов и т.п. Такого рода трудовые повинности были и в царской России.

Бывают и другого рода повинности - привлечение граждан для неотложных работ не по специальности, обычно массовой физической работы при стихийных бедствиях, во время войны и т.п.

Всеобщая трудовая повинность, провозглашенная Декларацией прав трудящегося и эксплуатируемого народа, - явление совсем иного порядка. Она тождественна понятию всеобщей обязанности трудиться. Для нее характерно, с одной стороны, привлечение всех граждан. С другой стороны, она допускает возможность работать в любой сфере общественно полезной деятельности, а не обязательно в какой-то определенной. Наконец, она является бессрочной и безусловной, т.е. не ограничена каким-то определенным временем или какими-то особыми условиями (например, стихийными бедствиями, войной).

Разумеется, понятие всеобщности следует толковать ограничительно. Под "всеми гражданами" Конституция имеет в виду, конечно, трудоспособных граждан, т.е. исключаются граждане, не имеющие возможности трудиться по состоянию здоровья или по возрасту, - малолетние дети и старики.

Конституция РСФСР 1918 г. не делает какого-либо различия между видами труда - физическим или умственным, производящим непосредственно материальные ценности или управленческим, в сфере производства или обслуживания и т.д. По представлениям того времени студенты, школьники, домохозяйки, занимающиеся своим непосредственным делом, считались выполняющими всеобщую трудовую повинность. Это, конечно, относилось и к военнослужащим, работникам охраны и т.п.

Именно из названных принципов исходил первый советский Кодекс законов о труде, принятый в конце 1918 г. Не случайно раздел I Кодекса специально посвящен трудовой повинности. Кодекс установил возрастные пределы применения трудовой повинности - от 16 до 50 лет, отметил возможность постоянного или временного освобождения от нее в силу болезни.

Допуская все виды и формы труда, закон устанавливает лишь одно условие - труд должен быть общественно полезным. Всякого рода деятельность, не являющаяся общественно полезной, не может рассматриваться как выполнение всеобщей трудовой повинности.

Статья 18 Конституции и раздел I Кодекса законов о труде, говоря о труде как обязанности, имеют в виду, естественно, возможность применения государственного принуждения к лицам, уклоняющимся от нее. Такие меры предусматриваются прежде всего против эксплуататоров, не желающих трудиться, ибо основная масса рабочих и крестьян рассматривает труд не как обязанность, а как жизненную необходимость, даже потребность. Однако и среди трудящихся имелись неустойчивые элементы, пытавшиеся уклониться от общественно полезного труда. Ведя работу по перевоспитанию тех и других, Советское государство не останавливалось перед принудительными мерами, которые сами по себе также несли воспитательную функцию.

Примечание 2 к ст. 5 Кодекса законов о труде предусматривало, что "лица, обязанные трудовой повинностью и не занятые общественно полезным трудом, могут быть принудительно привлекаемы местными советами к выполнению общественных работ на условиях, устанавливаемых отделами труда по соглашению с местными советами профессиональных Союзов" *(200). И такие меры действительно принимались во время гражданской войны, когда безработица рассосалась и возник дефицит рабочей силы, особенно для массовых неквалифицированных работ - уборки снега, заготовки топлива и т.п.

Другой важнейшей обязанностью советских граждан Конституция признает защиту социалистического отечества в целях всемерной охраны завоеваний Великой Октябрьской революции.

Закон подчеркивает, что эта обязанность, как и обязанность трудиться, возлагается на всех граждан РСФСР, в том числе на нетрудовые элементы. Однако она должна выполняться по-разному, в зависимости от классовой принадлежности. Поскольку почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставляется только трудящимся, то нетрудовые элементы должны защищать родину путем отправления иных военных обязанностей. Они использовались для формирования всякого рода нестроевых, военно-строительных и хозяйственных подразделений. Таким образом, ст. 19 Конституции вводила принцип всеобщей воинской повинности.

Всеобщность воинской повинности следует, однако, толковать ограничительно. Прежде всего это ограничение проходит по половому признаку. Если женщины наряду с мужчинами имеют почетное право защищать революцию, то обязанность такая на них не возлагается. Другое ограничение, как и при трудовой повинности, - возрастное, т.е. воинской повинности подлежат лишь мужчины определенного возраста. Наконец, третье ограничение - по состоянию здоровья. Только лица, годные к военной службе, подлежат призыву в Красную Армию.

Воинская повинность существовала и в царской России, как и в большинстве государств. Однако классовая направленность ее была откровенно выражена даже в самом законе. Статья 70 основных Государственных Законов Российской империи выдвигала как священную обязанность защиту "престола и Отечества" *(201). Характерно, что о престоле, т.е. о царской власти, говорится раньше, чем об отечестве. Естественно, что защищать царя у основной массы народа России не было никакого желания. Да и отечество было буржуазно-помещичьим, чуждым по классовому содержанию и направленности трудящимся России.

Воинская повинность предполагает существование постоянной армии. В условиях эксплуататорского государства такая армия прежде всего предназначена для захватнической политики и подавления трудящихся внутри страны. Она оторвана от народа и противостоит ему. Кроме того, ее содержание ложится колоссальным бременем на общество, прежде всего на трудящихся.

Именно поэтому К. Маркс и Ф. Энгельс, а вслед за ними В.И. Ленин, Коммунистическая партия стояли не только за слом армии как важнейшего элемента буржуазного государства, но и за упразднение постоянной армии вообще. Программа РСДРП предусматривала в 12 пункте "замену постоянного войска всеобщим вооружением народа" *(202).

Ленин в апреле 1917 г. писал: "Народу нужно поголовно учиться владеть оружием и поголовно входить в милицию, заменяющую полицию и постоянную армию.

Рабочим нужно, чтобы не было оторванной от народа армии, чтобы рабочие и солдаты сливались в единую всенародную милицию" *(203).

Идея всеобщего вооружения трудящихся, опирающаяся на опыт Парижской Коммуны, стала практически проводиться в жизнь уже после Февральской революции. Она вылилась в создание отрядов Красной Гвардии. В организации Красной Гвардии проявилось широкое народное творчество. Еще до Октября на местах были приняты положения и уставы Красной Гвардии, в которых закреплялись ее организационные принципы. 28 апреля 1917 г. такой устав принял Выборгский районный Совет Петрограда, 24 октября аналогичные акты были приняты на заседании Московского Совета рабочих и солдатских депутатов, 22 октября - на общегородской конференции Красной Гвардии Саратова, 29 сентября - Самарским Советом рабочих депутатов и т.д. *(204)

Создание отрядов Красной Гвардии продолжалось и после Октября. 27 декабря 1917 г. решение о создании Красной Гвардии в волости принял Адленский Совет безземельных (Лифляндская губерния) *(205). В тот же день Брянский городской комитет РСДРП(б) направил письмо в Москву с просьбой выслать Положение о Красной Гвардии *(206).

В начале 1918 г. Красная Гвардия насчитывала вместе с отрядами революционных солдат и матросов около 150 тыс. человек. Это была серьезная сила. Однако ее было явно недостаточно, чтобы отразить агрессию иностранных держав и подавить внутреннюю контрреволюцию. Кроме того, Красная Гвардия была децентрализована, не объединена в общегосударственном масштабе, не имела опытных командиров, хорошо знающих военное дело, красногвардейцы были слабо обучены, плохо вооружены и снаряжены. Обстановка требовала создания более совершенных вооруженных сил Советского государства.

Вопрос о строительстве советской армии широко обсуждался в декабре 1917 г. - начале января 1918 г. местными партийными организациями, Советами, на фабриках и заводах, в военных организациях. 1 января 1918 г. в Наркомате по военным делам состоялось совещание, которое приняло решение о создании новой армии. 8 января директива об этом была выработана собранием военных организаций при ЦК партии большевиков. Советы Петрограда, Москвы, Казани, Иваново-Вознесенска и других городов поддержали эту идею. На III Всероссийском съезде Советов вопрос о создании Красной Армии обсудила солдатская секция съезда. Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа объявляла об образовании "социалистической Красной Армии рабочих и крестьян".

28 января 1918 г. В.И. Ленин подписал декрет Совнаркома "О Рабоче-Крестьянской Красной Армии". Во исполнение декрета наркомат по военным делам в тот же день предложил командующим всех военных округов, фронтов и армий приступить к формированию РККА.

Рабоче-Крестьянская Красная Армия, как и Красная Гвардия, строилась на принципах добровольчества и классовости. Эти организационные принципы вытекали из исторической обстановки. Развал старой армии показывал, что заставить кого-либо служить просто невозможно. Можно было полагаться лишь на наиболее сознательную часть трудящихся, добровольно идущих на защиту своего государства. Больше того, надо было следить, чтобы оружие не попало в руки контрреволюции, классовому врагу. Поэтому в РККА принимали лишь по рекомендации только трудящихся.

Но, в отличие от Красной Гвардии, в РККА проводился принцип централизованного руководства. Непосредственное управление ею осуществляли Наркомвоен и созданная при нем Особая Всероссийская коллегия по формированию РККА. Правда, местные Советы в данный период сохраняли еще большое влияние на Красную Армию, но важно то, что она стала единой боевой силой.

Начало гражданской войны заставило Советское государство перейти к развертыванию массовой армии. А этого нельзя было добиться без введения всеобщей воинской повинности.

Однако для перехода к воинской обязанности, сохраняющейся и в наше время, были и более глубокие причины.

К. Маркс и Ф. Энгельс пришли к выводу о необходимости упразднения постоянной армии, исходя из конкретной исторической обстановки XIX в. В условиях подымающегося капитализма классики марксизма считали возможной одновременную победу пролетарской революции во всех или во всяком случае большинстве развитых государств. Такая ситуация, естественно, резко снижала саму необходимость существования вооруженных сил.

Вместе с тем техническое оснащение тогдашних армий было весьма невелико. Овладение умением пользоваться оружием не требовало длительного времени и вполне допускало военное обучение без отрыва от производства. Это подтвердил опыт Парижской Коммуны, когда рабочие быстро научились пользоваться не только ружьями, но и тогдашними пушками.

Но в XX в. капиталистический мир вступил в эпоху империализма. Как известно, для этой стадии характерна неравномерность развития, вызывающая специфические противоречия, допускающая прорыв империалистической цепи в одном, наиболее слабом, звене и затрудняющая в то же время возможность победы социалистической революции одновременно во всех странах. Эта закономерность предполагала ситуацию, при которой социалистическое государство может оказаться в капиталистическом окружении. Именно такая ситуация и сложилась после победы Октября, когда Советской России пришлось отбиваться от наседающих со всех сторон врагов.

Изменилась в XX в. и техническая сторона проблемы. Первая мировая война привела к созданию средств массового уничтожения людей, сложнейшей военной техники. Возникли совершенно новые рода войск - танки, авиация, химические части, подводные лодки и т.п. Даже такой классический род оружия, как артиллерия, претерпел существенные изменения. Достаточно сказать, что данные для стрельбы из знаменитой "Большой Берты", обстреливавшей Париж, готовили крупнейшие математики Германии.

В этих условиях военная подготовка требовала много времени и сил. Она была немыслима без постоянной армии.

Основные обязанности советских граждан не были лишь каким-то бременем для них. Эти обязанности возлагались и осуществлялись в интересах укрепления социалистического общественного и государственного строя, в чем кровно был заинтересован и каждый гражданин в отдельности. Они соответствовали тем самым не только общественным, но и личным интересам граждан Советской страны. Это одно из важнейших проявлений единства прав и обязанностей советских граждан *(207).

Основные принципы советской демократии, закрепленные в Конституции РСФСР, были восприняты и конституционным законодательством других советских социалистических республик. Они проводились в жизнь на всем протяжении переходного от капитализма к социализму периода. Победа социализма в нашей стране вызвала дальнейшее расширение советской демократии. Ее принципы наполнились новым содержанием, обусловленным ликвидацией эксплуататоров, изменением соотношения между трудящимися классами, укреплением дружбы народов. Все это было закреплено в Конституции Союза ССР, а вслед за ней - в новых основных законах союзных республик, в том числе и в Конституции РСФСР 1937 г.

Соседние файлы в предмете Правоведение