Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

вид ВКР

.pdf
Скачиваний:
41
Добавлен:
30.05.2015
Размер:
574.55 Кб
Скачать

71

72

лиц, имеющих право доступа к данным персонифицированного учета. Более того, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Закона пациент может получать в страховой медицинской организации (медицинской организации) или территориальном фонде ОМС только сведения о видах, качестве и условиях предоставления медицинской помощи.

Подобные ограничения могут создавать почву для всевозможных злоупотреблений, когда информация о назначенных лекарственных препаратах, изделиях медицинского назначения или медицинских услугах, отражаемая в системе персонифицированного учета и первичной медицинской документации, не будет соответствовать действительности.

Лечебные учреждения, стремясь избежать обвинений в неэффективном использовании ресурсов ОМС и выборе неправильных методов лечения, реже будут фиксировать сведения о продукции и услугах, рекомендованных для приобретения за свой счет. С учетом этого обстоятельства процедура доказывания понесенных расходов может существенно осложниться1.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что новый Закон об ОМС уже нуждается в изменениях. В числе мер по совершенствованию правового регулирования обязательного медицинского страхования, на наш взгляд, необходимо:

-исключить из Закона об ОМС ст. 31, позволяющую взыскивать с причинителя вреда совокупную стоимость лечения пациента, заложенную в территориальной (базовой) программе ОМС, или ограничить ее действие (например, случаями умышленного причинения вреда);

-обеспечить беспрепятственный доступ пациента к данным персонифицированного учета, а также результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества оказанной медицинской помощи (в соответствующей части);

- установить приоритетность удовлетворения имущественных требований

1 Корнеева О.В. Федеральный закон от 19 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации": проблемы соотношения с нормами ГК РФ о возмещении вреда здоровью // Социальное и пенсионное право. 2011. N 4. С. 21.

73

пациентов, пострадавших в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) своих обязанностей медицинскими организациями; ограничить право страховых медицинских компаний на формирование собственных средств за счет сумм, взысканных или удержанных по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС.

74

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С принятием Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" начался новый этап в развитии обязательного медицинского страхования в нашей стране. Впервые было разрешено участие в системе ОМС негосударственных медицинских организаций, усилены диспозитивные начала (закреплено право на выбор не только страховой медицинской организации, но и лечащего врача), расширены права беженцев, лиц без гражданства и иностранных граждан и т.д. Вместе с тем, несмотря на декларируемую цель повышения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, отдельные положения нового Закона выглядят весьма спорно.

На проблемы недостаточного правового регулирования правового статуса Федерального фонда обязательного медицинского страхования уже обращалось внимание в литературе.

Вдоктринальных исследованиях Фонды, в том числе ФОМС, относят к так называемым учреждениям публичной власти, не являющимися государственными органами исполнительной власти, но обладающими частью их компетенции в отношении определенного круга лиц. В известном смысле речь идет о самостоятельной правосубъектности таких организаций, что не позволяет причислять их к органам единого публично-правового образования. Государство в таких случаях в определенных целях ограничивает свои властные полномочия, наделяя ими самостоятельные организации.

Вцелом законодательство, используя термин "фонд", нередко ведет речь о фонде, понимая под ним способ аккумуляции денежных ресурсов, для использования в заранее определенных целях. Юридическая личность в таком механизме отходит на второй план либо вообще теряется на фоне значительного числа норм, регулирующих формирование денежных средств социального назначения.

75

76

77

78

79

получение информации об объеме проведенного лечения. Подобные ограничения могут создавать почву для всевозможных злоупотреблений, когда информация о назначенных лекарственных препаратах, изделиях медицинского назначения или медицинских услугах, отражаемая в системе персонифицированного учета и первичной медицинской документации, не будет соответствовать действительности.

Лечебные учреждения, стремясь избежать обвинений в неэффективном использовании ресурсов ОМС и выборе неправильных методов лечения, реже будут фиксировать сведения о продукции и услугах, рекомендованных для приобретения за свой счет. С учетом этого обстоятельства процедура доказывания понесенных расходов может существенно осложниться.

Все вышесказанное позволяет утверждать, что новый Закон об ОМС уже нуждается в изменениях. В числе мер по совершенствованию правового регулирования обязательного медицинского страхования, на наш взгляд, необходимо:

-исключить из Закона об ОМС ст. 31, позволяющую взыскивать с причинителя вреда совокупную стоимость лечения пациента, заложенную в территориальной (базовой) программе ОМС, или ограничить ее действие (например, случаями умышленного причинения вреда);

-обеспечить беспрепятственный доступ пациента к данным персонифицированного учета, а также результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества оказанной медицинской помощи (в соответствующей части);

-установить приоритетность удовлетворения имущественных требований пациентов, пострадавших в результате неисполнения (ненадлежащего исполнения) своих обязанностей медицинскими организациями; ограничить право страховых медицинских компаний на формирование собственных средств за счет сумм, взысканных или удержанных по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по ОМС.

80

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.Нормативные источники

1.1.Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - N 4. - Ст. 445.

1.2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: по сост. на 27 июня 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.

1.3.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ: по сост. на 30 ноября 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 5. - Ст. 410.

1.4.Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ: по сост. на 28 июля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. -

1998. - N 31. - Ст. 3823.

1.5.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ: по сост. на 28 июля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000. - N 32. - Ст. 3340.

1.6.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: по сост. на 28 июля 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1(ч.1). - Ст. 1.

1.7.О защите прав потребителей РФ: закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1: по сост. на 25 июня 2012 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. –

1996. - N 3. - Ст. 140.

1.8. Об организации страхового дела в Российской Федерации: закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1: по сост. на 30 ноября 2011 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. – 1993. - N 2. - Ст. 56.

1.9.О беженцах: федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1: по сост. на 1 марта 2012 г. // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - N 12. - Ст. 425.

1.10.Об основах обязательного социального страхования: федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ: по сост. на 11 июля 2011 г. // Собрание законодательства