Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
38
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
2.23 Mб
Скачать

1837—1889 Гг. Разрушен в 1931 г., восстанавливается. Москва.

276

в котором появились простые мону­ментальные формы ампира — глад­кие стены, суровые колонны, выра­зительные рельефы.

В 1817 г. Жилярди занял долж­ность архитектора Воспитательного дома и построил для него здание Опекунского совета (1823—1826 гг.). Важное общественное значение Опекунского совета, руководившего делами Воспитательного дома, а так­же выдававшего деньги городскому населению на строительство жилых домов, отразилось в архитектурном облике ансамбля.

Главное здание выходит на улицу Солянку восьмиколонным порти­ком на высоком цоколе. Его центр

подчёркнут куполом с полукруглыми окнами. По бокам расположены жи­лые постройки, невысокие и скром­ные по стилю. Они соединяются с главным зданием глухими камен­ными оградами с мощными пилона­ми (массивными столбами) проездных ворот.

Помимо общественных зданий Жилярди возводил и частные дома. Самый знаменитый из них — особ­няк Луниных (1818—1823 гг.) на Никитском бульваре. В числе выдающихся работ мастера можно на­звать и реконструкцию подмосков­ной усадьбы Кузьминки, которой Жилярди занимался вплоть до отъезда в Италию в 1832 г.

*Воспитательный дом для незаконнорождённых детей и детей бедняков был основан в Москве в 1763 г. Строительство здания, в котором принимали участие известные зодчие Москвы, продолжалось до середины XIX в. Учитывая значимость этого сооруже­ния, при нём учредили должность штатного архи­тектора.

ФЕДОР ТОЛСТОЙ

(1783—1873)

«Я русский, и горжусь этим именем. И, желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить её... дерзнул я изобразить в медалях знаменитейшие события 1812,1813, 1814 годов и передать потомкам не дела, удивившие все­ленную, нет... я решил передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнивших, пожелая им сказать, что в наше время каждый думал так, как и я, и каждый был бы счаст­лив, нося имя русское», — заявил в 1814 г. художник и ме­дальер граф Фёдор Петрович Толстой, решив запечатлеть в медалях события только что закончившейся Отечествен­ной войны. К тому времени он прошёл обучение в медаль­ерном классе Академии художеств, служил на Монетном дворе в Петербурге, создал первые самостоятельные рабо­ты и разрабатывал теорию медальерного дела.

В Академии художеств была образована специальная комиссия, которая оценила выполненные Толстым рисун­ки будущих медалей и решила, что они, «как отличное про­изведение, заслуживают всякое уважение и признатель­ность к дарованию и таланту трудившегося над ними...». Последовали двадцать лет упорного труда над двадцать од­ной медалью.

События войны 1812 г. мастер представил как едино­борство древних славян со своими врагами и показал в воз­вышенном, идеальном, обобщённом виде — в традициях классицизма. Цикл начинается композицией, посвящённой Александру I, — «Родомысл девятого на десяти века» (1813—1814 гг.). Русский император показан в образе сла­вянского бога Родомысла, на его щите изображена битва богов. На второй медали — «Народное ополчение» (1816 г.) — Россия в образе Родины-матери вручает сво­им сыновьям боевые мечи. В работе «Бородинская битва» (1816 г.) драматизм события передаёт выразительная груп­па из трёх сражающихся воинов. Ещё напряжённее выглядит «Бой при Малом Ярославце» (1817—1818 гг.): русский богатырь резким движением руки ломает меч врага. Бег­ство Наполеона через Неман изображено в аллегорической форме (1820 г.). Воин, черты лица которого напоминают Наполеона, стремительно перешагивает через старца, спо­койно спящего на земле, — образ реки Неман.

Серия медалей Толстого стала одним из лучших памятни­ков русскому народу — победителю в войне с Наполеоном.

После завершения этой работы в 1836 г. мастер полу­чил заказ от императора Николая I на цикл медалей, посвящённых русско-персидской и русско-турецкой войнам. Продолжая совершенствовать медальерное искусство, Толстой создал яркие, безупречные по композиции произ­ведения и в 1842 г. был удостоен звания профессора Ака­демии художеств.

Творческое наследие Ф. П. Толстого составляют не толь­ко медали и рельефы, но также картины, рисунки, иллюст­рации к литературным произведениям, театральные деко­рации и эскизы костюмов. В последние годы жизни он занимал пост вице-президента Академии художеств.

Фёдор Толстой. Родомысл девятого на десяти века. 1813—1814 гг.

Фёдор Толстой. Сражение при Бриенне в 1814 г. 1828 г.

277

ЖИВОПИСЬ

Начало XIX столетия по праву называют золотым веком русской живопи­си. Именно тогда русские художники достигли того уровня мастерства, ко­торый поставил их произведения в один ряд с лучшими образцами евро­пейского искусства.

В живописи воплотились романтические идеалы эпохи национального подъёма. Отвергнув строгие, не допускающие отступлений принципы клас­сицизма, художники открыли многообразие и неповторимость окружающе­го мира. Это не только отразилось в привычных уже жанрах — портрете и пейзаже, — но и дало толчок к рождению бытовой картины, которая ока­залась в центре внимания мастеров второй половины столетия. Пока же пер­венство оставалось за историческим жанром. Он был последним прибежи­щем классицизма, однако и здесь за формально классицистическим «фасадом» скрывались романтические идеи и темы.

ОРЕСТ КИПРЕНСКИЙ

(1782—1836)

Орест Адамович Кипренский, вне­брачный сын русского помещика, воспитывался в семье приёмного отца — Адама Карловича Швальбе, крепостного немецкого происхож­дения. Фамилия Кипренский вы­мышленная; возможно, она проис­ходит от имени богини Киприды. Шести лет от роду Кипренский был определён в Воспитательное учи­лище при Санкт-Петербургской академии художеств, а затем и в ака­демию, где учился исторической живописи. Однако настоящим его призванием стал портрет.

Уже одна из первых его работ — погрудный портрет Адама Швальбе (1804 г.) — имела большой успех. На­писанный на деревянной доске порт­рет казался произведением европей­ского мастера XVII в. Живопись Кипренского привлекает тёплыми золотистыми тонами в духе любимо­го им голландского художника Рем­брандта. Один из критиков того вре­мени отметил в его полотнах «кисть широкую, смелую, мягкую, колорит сильный, удивительное сочетание в красках, искусные переливы теней».

Совет Академии художеств прису­дил Кипренскому за картину «Дмит­рий Донской на Куликовом поле» (1805 г.) Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионер­скую поездку за границу. Но отъезд был отложен из-за наполеоновских войн в Европе.

Около 1808—1809 гг. Кипрен­ский выполнил «Портрет мальчика А. А. Челищева». Свободные, смелые мазки, сочетание ярких цветов в одежде мальчика — густо-синего, алого, белого — и чёрные, почти без блеска глаза создают образ, в котором сочетаются непосредст­венность ребёнка и серьёзность взрослого. Художник словно пред­сказал незаурядную судьбу своего героя. В пятнадцать лет он уже уча­ствовал в Отечественной войне

Орест Кипренский.

Портрет мальчика А. А. Челишева. Около 1808—1809 гг. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

*Киприда — одно из имён древнегреческой богини любви и красоты Афродиты, родившейся, по преданию, вблизи острова Кипр в Сре­диземном море.

278

Орест Кипренский.

Портрет Е. В. Давыдова. 1809 г.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1812 г. и в рядах русской армии до­шёл до Парижа.

В 1809 г. Кипренский был отко­мандирован на три года в Москву. Там он создал несколько полотен, за которые его избрали академиком. Одно из них — парадный портрет гусара Евграфа Владимировича Да­выдова (1809 г.), двоюродного бра­та поэта и будущего героя Отечест­венной войны Дениса Давыдова. Офицер стоит в непринуждённой изящной позе. Он показан почти во весь рост. Его мундир написан насы­щенными контрастными цветами: ярко-красный ментик украшен зо­лотым позументом, а белые чикчи­ры оттенены серебряной портупеей.

Большой глубиной при внешней простоте обладают женские образы Кипренского. Портрет Дарьи Ни­колаевны Хвостовой (1814 г.) отли­чают спокойствие и умиротворён­ность. Перед зрителем жена, мать семейства, милая и обаятельная жен­щина. Детали костюма и обстанов­ки — модная в те годы жёлтая пер­сидская шаль, воздушный кисейный воротник платья, золочёная спинка кресла — выписаны удивительно тонко. Но наиболее привлекательны доброе, отзывчивое, немного пе­чальное лицо героини и взгляд её тёплых глаз.

Образ поэта, творца особенно интересовал художников романти­ческого направления. В 1816 г. Кипренский написал портрет Василия Андреевича Жуковского (1783— 1852). Задумчивое лицо стихотворца, контрастное освещение на фоне не­чёткого пейзажа с руиной, бурным морем и облачным небом — всё подчёркивает романтический харак­тер его поэзии.

В 1816 г. Кипренский, уже сло­жившийся мастер, впервые поехал за границу. В Италии художник прожил несколько лет, работая в основном над историческими кар­тинами. Однако они либо не сохра­нились, либо вообще не были за­кончены.

В начале 1822 г. Кипренский вы­ставил несколько работ в парижском

Ментик (от венг. mente — «накидка», «плащ») — корот­кая куртка, опушённая мехом; часть гусарского мундира.

Чикчиры — форменные узкие штаны, которые носи­ли гусары.

Орест Кипренский.

Портрет девочки в маковом венке. 1819 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Этот портрет Кипренский написал в Италии. Модель изящно и очень по-детски облокотилась на высокий стол и обернулась к зрителю. Прекрасно переданы пластика движения, чистота и естественность ребёнка.

Любопытно, что эту картину, как и портрет Адама Швальбе, итальянцы посчи­тали работой старого мастера. Кипренский писал в Россию: «Мне в глаза говори­ли... якобы в нынешнем веке никто в Европе так не пишет, а особенно в России может ли кто произвести оное чудо».

279

Орест Кипренский.

Портрет А. С. Пушкина. 1827 г.

Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Орест Кипренский.

Портрет

Е. С. Авдулиной.

Соседние файлы в папке Искусство_ч2