Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курс лекций деловое общение часть1.doc
Скачиваний:
78
Добавлен:
29.05.2015
Размер:
882.18 Кб
Скачать

Развитие взглядов на проблемы деловых отноше­ний и этикета в России и за рубежом

Русские мыслители о духовно-нравственных аспектах хозяйственной деятельности. Духовная жизнь дореволюционной России изображалась в нашей исторической литературе, только революционно-радикальными идеями, согласно которым капитализм, вся рыночная экономика обречена на неминуемую скорую гибель. Соответственно, всякие концепции совершенствования капитализма, в том числе и психологическая, бессмысленны.

Напомним, что в России XIX - начала XX вв. были, кроме того, еще и охранительные, консервативные, а также и умеренные, реформистские течения, которые исходили из противоположных представлений, признавали устойчивость, жизнеспособность рыночных, капиталистических отношений, возможность их совершенствования, реформирования, в том числе, и с помощью психологических, нравственных средств.

Один из выдающихся русских ученых, философ и экономист Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) подчеркивал, что хозяйство - психологический феномен, а политическая экономия есть прикладная этика, именно этика экономической жизни. Хозяйственную жизнь нельзя понять до конца вне личной инициативы, творческого к ней отношения, различных волевых импульсов, ограничивая ее рассмотрение лишь одним экономическим механизмом.

Другой известный русский ученый Петр Бернгардович Струве (1870-1944) отмечал, что современная ему радикальная, революционная интеллигенция не понимала позитивного значения и смысла капитализма, видя в нем только «неравное распределение», «хищничество», «хапание». Но она не хотела видеть в нем более производительной, прогрессивной системы, его роли в процессе нравственного совершенствования, воспитания и самовоспитания людей.

Развивая эти мысли Булгакова и Струве, другой русский ученый, экономист Петр Николаевич Савицкий (1895-1968) обосновывал мысль о том, что нужно различать предпринимательство как определенную эмпирическую, хозяйственно-экономическую сущность и как особую, духовно-экономическую сущность.

По его мнению, не всякий собственник предприятия, фирмы есть настоящий хозяин, ибо не каждый предприниматель действует действительно по-хозяйски. В основе понятия хозяйственные взаимоотношения, считал он, лежит представление не о такой деятельности, которая направлена исключительно на получение наибольшего дохода, «выжимание» его в первую очередь, но о такой, которая, наряду с целью получения дохода, ставит как самостоятельную цель сохранение и расширение довольства работающих в хозяйстве людей.

Было бы неверно представлять дело таким образом, будто бы приведенные нами мысли русских экономистов начала ХХ в. были чем-то случайным, малозначительным, расположенным где-то в стороне от основного русла развития русской национальной культуры, ее главного традиционного направления. Напротив, эти идеи были лишь частным выражением той сути русского национального самосознания, мироощущения, которая с полной ясностью выражена во множестве работ выдающихся русских философов, историков, писателей и поэтов, особенно XIX - начала XX в. И эта идея состояла в признании того, что для русского человека, как и для всего русского народа, высшей ценностью является его духовный мир.

Замечательный русский философ Петр Евгеньевич Астафьев (1846-1893) считал, что именно «в ЭТОМ сильном, живом духе и лежит то Царство Божие, о котором сказано, что оно внутри нас есть». И эта устремленность не столько к материальным, сколько к высшим, духовным ценностям составляет коренную черту, важнейшую особенность духовного склада именно русского народа.

Эту мысль философа поддерживает и великий русский писатель Ф.М. Достоевский. Его герой Дмитрий Карамазов высказывает твердое убеждение в том, что «все настоящие русские люди философы», т.е. способны оценить высшие духовные ценности.

Эту же линию с полной определенностью продолжили и крупнейшие деятели русской культуры, и прежде всего русские философы начала ХХ в.

Так, авторы вышедшего в 1909 г. и ставшего широко известным философского сборника «Вехи» Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк, обосновывая свой отход от философии марксизма, заявляли, что они в своем мировоззрении исходят из примата духовной жизни над материальными условиями. Идеология, покоящая на противоположном убеждении, представлялась авторам сборника внутренне ущербной. Н. Бердяев считал, что Маркс был замечательным социологом, но очень слабым антропологом. Марксизм ставит проблему общества, но не ставит проблему человека, для него человек есть функция общества, техническая функция экономики. Общество есть первофеномен, человек же есть эпифеномен.

Единое стремление русских мыслителей - всесторонне обосновать идеи приоритета духовных, прежде всего нравственных и психологических, начал в жизни общества - получило дальнейшее развитие в философской концепции всеединства, обоснованной выдающимся русским философом Владимиром Сергеевичем Соловьевым (1853-1900). Эта концепция сыграла немаловажную роль в утверждении в русской экономической мысли идей приоритета духовных начал, необходимости очеловечения, гуманизации хозяйственной жизни, поскольку идея всеединства исходила из признания нераздельности материального, идеального и божественного бытия, при ведущей роли в нем духовного начала. Исходя из идей всеединства, многие русские философы и экономисты (с. Булгаков, С. Франк, П. Флоренский) убедительно обосновывали необходимость учета и использования в хозяйственной деятельности не только материально-технических, организационных, но и нравственно человеческих, духовных факторов, опережая в этом отношении западных авторов и даже подталкивая их в данном направлении.

И это не просто очередная дежурная фраза о российском приоритете еще в одной из областей научного знания. Некоторые выдающиеся западные специалисты в области экономической психологии и русские мыслители, оказавшиеся после Октябрьской революции за рубежом, тесно сотрудничали между собой в разработке этих проблем и стали во многом единомышленниками.

Развитие взглядов на проблемы деловых отноше­ний за рубежом. Выдающийся швейцарский специалист в области хозяйственной этики Артур Рих (1910-1992) был лично знаком с Николаем Бердяевым, признавал не только его высокий авторитет в науке, но и значительное его влияние на свое творчество. В своем известном фундаментальном труде - «Хозяйственная этика» (1990) А. Рих, использовав огромный материал, почерпнутый из деловой жизни сотен предприятий, фирм западных стран, убедительно обосновал мысль о благотворном влиянии христианской этики на эффективность предпринимательской деятельности. Будучи глубоко верующим христианином, он полагал, что гуманизм, основанный на нормах христианской морали, должен стать исходным принципом для всей экономической жизни.

Он считал, что одобрения заслуживает только тот экономический порядок, который отвечает христианским требованиям Веры, Надежды, Любви. При решении всех экономических вопросов ни в коем случае нельзя противопоставлять потребности экономики и принципы социальной справедливости.

Конечно, при сопоставлении этих высоких мыслей с нашей суровой российской экономической реальностью они кажутся для нас неприемлемыми, утопическими.

Духовно-нравственное потенциал развития рыночных отношений в современной России. К сожалению, приходится констатировать, что конкретно исторические условия в России на рубеже третьего тысячелетия сложились так, что претворить в жизнь идеи развития духовно нравственного потенциала рыночной экономики так в полной мере и не удалось. Вот уже второе десятилетие наша страна живет в условиях затянувшегося социально-экономического, демографического и духовно-нравственного кризиса.

Но как раз в этих сложных условиях становится особенно ясно, что грядущий устойчивый экономический рост, первые признаки которого стали постепенно обнаруживаться в последние годы, смогут обеспечить только активные, творчески мыслящие, нацеленные на новые формы жизни и деятельности люди.

И такие люди постепенно появляются в новой России даже в сложных условиях переживаемого кризиса. Но чтобы подобные процессы пошли в стране значительно быстрее и приобрели более широкий характер, нужно, опираясь на появившиеся первые позитивные сдвиги в экономике страны, активно помогать людям избавляться от накопившихся страхов и опасений, внушать им веру в себя, в свои силы, вселять надежду на лучшее будущее.

Конечно, ожидать чудес здесь не приходится. Но важно думать и действовать в этом направлении, постепенно наращивая духовный потенциал общества, к чему нас настойчиво и призывали классики русской философии и культуры XIX-XX вв.

Именно в их мыслях и настроениях нам следует искать источник нашего собственного духовного и нравственного возрождения, которое столь необходимо нам сегодня. «Каждая нравственная победа в тайне одной христианской души, - писал выдающийся русский мыслитель XIX вв. Иван Киреевский, - есть уже духовное торжество для всего христианского мира».

Следуя по этому пути, необходимо шаг за шагом добиваться изменения нравственной ситуации в производственных коллективах и тем самым со временем и во всем обществе. Только таким образом мы сможем избавиться от «дурной наследственности», нравственно преобразиться, стать цивилизованными гражданами, имеющими собственное достоинство и совесть. Как бы перекликаясь с великими русскими мыслителями прошлого, выдающийся французский философ ХХ в. А. Камю призывал людей даже в условиях самого тяжкого кризиса поступать так, будто ты совершенно уверен, что справедливость, счастье и мир победят, если даже тебя на этот счет одолевают самые тяжкие сомнения.

Важно еще отметить и то, что ныне переживаемый нашей страной глубокий социально-политический кризис, не является чем-то уникальным, исключительно национальным русским явлением. При всем своеобразии вызвавших его условий он по сути - все же лишь одно из проявлений развертывающихся во всем мире глобальных экономических, политических и духовных процессов. Так, чувство беспокойства и страха становятся в современном мире массовой болезнью, которая отражает неуклонный рост числа опасностей, угрожающих человечеству в виде локальных и мировых войн, технических и экологических катастроф, роста преступности, чудовищных форм терроризма.

Конечно, рыночная экономика, переход к которой мы теперь осуществляем, далеко не идеальная, совершенная общественная система, полностью отвечающая сущности человека, его высокому предназначению. Очевидно, что соответственно своей природе она сама по себе порождает в качестве одной из мощных своих тенденций индивидуалистический образ жизни и такую же психологию. Индивидуализм, изолируя, отчуждая людей друг от друга, как раз и усиливает в них чувства тревоги, страха и одиночества, как свидетельствуют социально-психологические исследования, проведенные в CШA, Великобритании, других западных странах, рыночная экономика стихийно порождает депрессию у значительной части населения, усиливая чувства подавленности, ощущения безнадежности, бессмысленности существования. По-видимому, именно поэтому наиболее экономически развитые страны, как свидетельствует статистика, лидируют по числу самоубийств. Этот страх и беспокойство особенно усиливаются в периоды радикальных перемен, кризисов, что и проявляется сегодня с особой силой в России.

Но было бы неверно представлять все в столь мрачном свете. Нужно обязательно учитывать и то, что, порождая негативные социально-психологические тенденции, рыночная экономика, как это ни парадоксально звучит, сама же создает и лекарства от них, прокладывает пути к преодолению возникающих сложных психологических проблем.

Сущность рыночной социально-экономической системы такова, что она, в сравнении с другими системами, более способна порождать благоприятные условия для проявления инициативы, творчества, самостоятельности людей, открывать широкие возможности для свободы действий, увеличения демократических прав. Она способствует снятию у людей того часто неосознаваемого психологического напряжения, чувства дискомфорта, которое вызывается неудовлетворенностью своим трудом и нищенским материальным уровнем в условиях тоталитарных систем, массой запретов, сковывающих творческие возможности личности. Так, например, Уголовный кодекс, действовавший в Советской России, квалифицировал занятие хозяйственной деятельностью с целью извлечения прибыли как уголовное преступление, что, впрочем, не смогло предотвратить предпринимательской деятельности и создания в стране многоотраслевой системы «теневой» экономики.

Не преследуя, а, наоборот, поощряя рост хозяйственной инициативы, предприимчивости людей, рыночная экономика на определенном этапе своего развития может обеспечить для все более возрастающей части работников достижение достаточно высокого уровня жизни. Она в состоянии позволить им иметь все то, что отвечает современным представлениям о «хорошей жизни»; благоустроенную квартиру, дачу, машину и т.п.

В то же время постоянно вызываемая условиями: соперничества, конкуренции необходимость повышения продуктивности трудовой деятельности становится возможной во многом за счет социально-психологических факторов, усиления их роли в жизни, рабочих коллективов, чем и обеспечивается столь необходимый процесс постепенного духовного оздоровления всего общества.

Именно поэтому жизнь настоятельно требует от руководителей, действующих в условиях рынка, неустанного поиска способов удовлетворения в процессе трудовой деятельности не только материальных, но и постоянно изменяющихся, весьма динамичных социальных психологических потребностей людей.

Отсюда становится очевидным, что в современной отечественной практике деловых отношений никак не обойтись без овладения методами психологического обеспечения хозяйственной деятельности.

Модель трехмерного управленческого мышления. Приоритет психологического аспекта в трехмерной модели управления. В целях обеспечения баланса между различными направлениями деятельности руководителя современная теория управления выработала в качестве оптимального средства недопущения тех или иных перекосов в его работе 'модель трехмерного управленческого мышления. Эта модель требует от руководителя постоянного внимания к осуществлению в своей управленческой деятельности следующих трех основных задач: 1) организационно-технических; 2) социально-психологических; 3) обеспечения общей эффективности, прибыльности производства. Опираясь на эту модель, современная практика управления пришла к единодушному выводу, что потребители товаров и услуг, стремясь удовлетворить те или иные свои потребности, по купают все же не персонал фирмы, сколь бы благополучен он ни был, а товар фирмы или про изводимую ею услугу. Именно качество продукта поддерживает уровень продаж, а улыбка продавца или оператора банка - лишь дополнительное вознаграждение.

Поэтому навыки делового общения, психологическая культура должны быть напрямую связаны с продуктами и услугами, обеспечивать их высокое качество. Нужен баланс между умением управлять людьми и умением и способностью производить продукты. Как отмечает Артур Рих, «не может быть экономически правильным то, что несправедливо по отношению к человеку, но не может быть справедливым и то, что не учитывает потребности экономики».

Человеческие ресурсы и «внимание к человеку». Однако этот комплексный, сбалансированный подход к управленческой деятельности не исключает необходимости понимания своеобразия, особой значимости, уникальности ее гуманистического аспекта. Дело в том, что среди многочисленных ресурсов, финансовых, технических, сырьевых, информационных, организационных и т.д., обеспечивающих успех дела, человеческие ресурсы отличаются одним, но очень существенным качеством: если все ресурсы рано или поздно истощаются, то человеческие при соответствующем управлении совершенствуются, наращиваются, становятся более качественными и ценными, уже в пределах одного поколения, а тем более в чреде сменяющих друг друга поколений. Это и делает человеческие ресурсы особенно значимыми и привлекательными в любой области предпринимательской деятельности.

История хозяйства богата как позитивными, так и негативными примерами отношения к человеческим ресурсам. Как известно, именно игнорирование социально-психологических факторов в экономической жизни, свойственное технократическому, антигуманному менеджменту, послужило одним из источников многих социальных потрясений и катастроф ХХ в. И наоборот, постоянный учет значения этих факторов служит одной из главных основ стабильности всех современных развитых стран. Поэтому в современном экономическом мышлении все прочнее утверждается идея о том, что вложения в человеческие ресурсы, в профессиональную, культурную, в том числе и психологическую, подготовку работников - самая выгодная форма вложения капитала.

Гуманистический менеджмент - нацелен на развитие лучших свойств и качеств человеческой личности, становится сегодня самым приоритетным направлением управленческой деятельности.

Итак, в трехмерном пространстве управления, измеряемом параметрами «продукт, человек, эффективность», управление по параметру «человек» является приоритетным. Этим обстоятельством и обусловлены повышенные требования к подготовке современного менеджера в области знания человеческой психологии.

Изучение курса психологии и этики делового общения призвано обеспечить специалистов и руководителей хозяйственных организаций новейшими психологическими технологиями, методами их использования в целях повышения эффективности производства.

Наша страна уже второе десятилетие идет по пути развития рыночной экономики, демократических реформ. Движение к этим целям, как оказалось, является процессом длительным и сложным, оно охватит, по-видимому, целую историческую эпоху. Но успех начатых глубоких реформ будет во многом зависеть от того, насколько каждый из нас окажется способным к самосовершенствованию, саморазвитию, к ежедневной реализации своих духовных творческих сил.

Изучение курса «Психология и этика делового общения» и нацеливает будущих высококвалифицированных специалистов в области менеджмента на терпеливую и многотрудную работу над собой, на то, чтобы им самим прежде всего попытаться стать добрее, чище и, следовательно, профессиональнее. Только тогда можно повести за собой по этому пути и других - близких, коллег и подчиненных.

Эта гуманитарная дисциплина поможет увидеть деловой мир как бы в другом его измерении, глубже понять себя и других.

Психология общения. Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена человеческого общества и личности, является условием его духовного и физического здоровья.

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.