Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
псих.патол. детей.docx
Скачиваний:
48
Добавлен:
23.05.2015
Размер:
68.98 Кб
Скачать

6. Синдром раннего детского аутизма

Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях, являются:

– выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими;

– эмоциональная холодность или безразличие к близким;

– страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке;

– болезненная приверженность к рутинному порядку;

– однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям;

– расстройство речи, характер которого существенно отличается при разных вариантах синдрома (В.В. Ковалев, 1971).

7. Синдром дисморфофобии

В подростковом возрасте наблюдаются болезненные реакции на изменение своего внешнего вида. Такое состояние определяется как дисморфофобии – болезненную идею мнимого или необоснованно преувеличенного физического недостатка. Центральное проявление синдрома – идея физического недостатка сочетается с пониженным фоном настроения и идеями отношения, психопатологически не однозначна и может наблюдаться при разных заболеваниях: неврозах (неврозе навязчивых состояний, истерическом, ипохондрическом неврозе у подростков) и шизофрении (при вялотекущих формах, а также в начальной стадии приступообразной формы шизофрении). О принадлежности синдрома дисморфофобии к шизофрении указывает:

– бредовый характер дисморфофобических переживаний;

– предрасположенность к генерализации жалоб;

– появление признаков психического автоматизма;

– бредовая настроенность, подозрительность, враждебность к окружающим, в частности, к близким родственникам;

– уход в себя, недоступность, аутистическое поведение;

– специфические расстройства мышления, эмоциональное притупление .

Особым вариантом синдрома дисморфофобии является «синдром нервной или психической анорексии», психопатологическую основу которого составляют сверхценные убеждения в собственно чрезмерной полноте и связанное с ним выраженное ограничение в приеме пищи вплоть до отказа от нее.

8. Церебрастенический синдром

Этот синдром раздражительной слабости включает, с одной стороны, повышенную утомляемость, истощаемость психических процессов, а с другой стороны – повышенную раздражительность, готовность к аффективным вспышкам. У детей и подростков часто наблюдаются изменения настроения: плаксивость, капризность, недовольство, иногда с оттенком тоскливости. У этих детей часто отмечается гиперестезия (повышенная чувствительность) к громким звукам и яркому свету, нередко наблюдаются преходящие расстройства сенсорного синтеза (нарушения схемы тела), которые более свойственны церебрастеническим состояниям в отдаленном периоде после перенесенных травм и нейроинфекций.

9. Синдром расстройства сознания

Выделяют следующие степени и формы расстройств сознания: синдром оглушенности, делирий, аменция, онейроид, сумеречное расстройство сознания.

Синдром оглушенности - три степени тяжести синдрома оглушенности.

Первая степень тяжести - при обморочных состояниях (расстройство мозгового кровообращения), голодном обмороке, легкой травме черепа, диабетических расстройствах. С больным пытаются поддерживать речевой контакт, говорят громко, как с глухим, а больной шевелит губами, но слов его не слышно.

Вторая степень тяжести расстройства сознания - «сопор». При сопорозном состоянии больной находится в лежачем положении, не реагирует на окружающую обстановку. Сохраняется только зрачковая реакция на свет и реакция на укол, сердцебиение и дыхание ослаблены. В этих случаях больного направляют в отделение реанимации, в котором проводится интенсивная терапия. Длительность сопорозного состояния может быть различной.

Третья степень тяжести расстройства сознания – коматозное состояние. «Кома» – это клиническая смерть, при которой исчезают и глубинные рефлексы: зрачковая реакция и реакция на укол, останавливается сердечная деятельность и дыхание. Клетки коры головного мозга очень чувствительны к кислородному голоданию, через 3–5 мин некоторые из них могут погибнуть, подкорковые образования и ствол мозга менее чувствительны и сохраняются более длительный период. В случае отсутствия достаточной помощи, через короткий промежуток времени клиническая смерть переходит в физическую, из которой больного вывести уже невозможно.

Второй формой расстройства сознания является делирий (горячка), который может наблюдаться как у детей, так и у взрослых на высоте интоксикации.

Инфекционный делирий может наблюдаться как у детей, так и у взрослых обычно при высокой температуре, чаще в ночное время. Ведущим является расстройство сознания. На фоне расстроенного сознания появляется бред и галлюцинации.

Алкогольный делирий развивается при длительном употреблении больших доз алкоголя и характеризуется также расстройством сознания, бредом, галлюцинациями, страхом и возбуждением. Длительность алкогольного делирия значительная. Галлюцинации всегда угрожающего характера. Алкогольный делирий может заканчиваться невосприятием алкоголя на небольшой период времени, после которого вновь возникает патологическое влечение к алкоголю.

Аменция – спутанное сознание, возникающее после перенесенной тяжелой болезни с энцефалитическими явлениями и высокой температурой. После окончания температурного периода у больного отмечается дезориентация во времени и в пространстве (больной не знает, что с ним было и где он находится в настоящее время), переспрашивает у соседей по палате или медицинской сестры, как ее зовут, что она здесь делает, но не запоминает. Больные возбуждены, растеряны, склонны к слезам, много бессвязно говорят, пытаются встать с постели. У больных отмечается расстройство схемы тела: они не знают, где рука или нога, себя не обслуживают, они полностью утрачивают воспоминания о прошедшем периоде (амнезия), не запоминают настоящего, что указывает на тяжелое поражение коры головного мозга.

Онейроид – грезоподобное состояние, напоминающее яркое сновидение, отличающееся необычным фантастическим содержанием. В этих случаях больной является участником ярких событий и их наблюдателем, при этом у него отсутствует критическое отношение к происходящему. Больные находятся как бы в сонном состоянии, глубоко погружены в мир внутренних переживаний. Воспоминания о прошедших событиях у них сохраняются и они могут о них рассказать. Онейроидные состояния наблюдаются при шизофрении и токсикомании.

Сумеречные расстройства сознания, для которых характерно снижение или отсутствие ориентировки в окружающей обстановке, затруднения восприятия реальной действительности. Поле сознания сужено, круг представлений ограничен, возможны лишь элементарные действия. Встречаются три различные формы сумеречных состояний. К ним относится сомнамбулизм, или лунатизм, трансы (путешествия) и амбулаторный автоматизм.

При лунатизме больные могут ходить по комнате, передвигать предметы, выйти из комнаты, ходить по карнизу между этажами, причем в это время у них отмечается двигательная цепкость, движения их очень точны и координированы. Все действия больной производит автоматически. После возвращения в свой дом или свою комнату, человек засыпает и о прошедшем ничего не помнит.

При трансах (путешествиях) – сужение поля сознания выражено меньше. В состоянии транса больные могут далеко уходить от дома, даже уезжать в другие города, поддерживать разговор, садиться в городской или загородный транспорт. Во время трансов больной может совершить нелепые и жестокие поступки, не сохраняя об этом воспоминаний. После окончания приступа больные дезориентированы в месте и времени, они не знают, где находятся, как сюда попали и откуда приехали. Таким больным необходимо всегда иметь при себе паспорт или другой документ, в котором было бы учтено его местожительство и связь с родственниками.

В детском и младшем школьном возрасте наблюдаются расстройства сознания в форме амбулаторного автоматизма, когда у больного наступает кратковременное расстройство сознания, но он продолжает выполнять начатую работу (если ученик писал на доске, то он продолжает писать, переходя с доски на стену). После окончания приступа ребенок не знает, что с ним было. О прошедшем в памяти ничего не сохраняется. Амбулаторный автоматизм также является эквивалентом большого эпилептического приступа.