- •Имя праздника - «копорская потеха».
- •1. Сначала была крепость
- •2. В поисках праздника
- •3. «Копорская потеха» и ее главный герой
- •4. Первый праздник: «солдат всегда солдат»
- •5. Пространство праздника
- •6. Как сделать праздник народным
- •7. Копорский сувенир
- •9. «Потеха» в копорском небе
- •Серьёзное дело — праздник юмора.
- •10. Праздник - театр масс
- •11. Концепция праздника
- •Фрагментсценария
- •12. Каждой «потехе» - своя потеха
- •13. С прошлым мы встречаемся улыбаясь
- •Фрагмент сценария.
- •14. Смеёмся над собой
- •Фрагмент сценария
- •15. Герои нашего праздника. Персоны и персонажи
- •16. Главный герой — зритель!
- •Фрагмент сценария
- •17. Несколько слов о форме и не только о ней
- •Фрагмент сценария
- •18. Заключительное слово сценариста-режиссера
- •19. Потешные сражения настоящих солдат
- •20. Первое сражение на потешном поле
- •Сценарно-постановочныи план представления «от побудки до отбоя»
- •Часть I. Пролог: «Полки, овеянные славой»
- •Часть II. Сценарно-композиционный план показательных выступлений исторических клубов Санкт-Петербурга.
- •Часть III. Сценарно-композиционный план потешных армейских эстафет: «Тяжело в учении, легко...»
- •Часть IV. «Каждый выглядит героем, когда шагает с песней строем».
- •21. Стиль, сказка, игра
- •22. Максимальный эффект минимальными средствами
- •23. Единство оформления — единство праздника
Часть II. Сценарно-композиционный план показательных выступлений исторических клубов Санкт-Петербурга.
1. Показ исторических костюмов средних веков.
2. Демонстрация средневековых рыцарских ритуалов в сопровождении ансамбля лютневой музыки.
3. Показательные театрализованные рыцарские поединки.
4. Театрализованный бой «Русской дружины» с рыцарями Литвы, Германии, Франции, Англии и Шотландии.
Часть III. Сценарно-композиционный план потешных армейских эстафет: «Тяжело в учении, легко...»
1. «Побудка за минутку». - Шуточная эстафета.
2. «На плацу все под силу молодцу». - Зарядка-перепляс.
3. «Швабра и тряпка, залог здоровья и порядка». - Шуточная эстафета.
4. «Будет быстро взят объект, коль в работе интеллект». - Конкурс знатоков искусства.
5. «Лихо варит котелок, если каши съел горшок». - Конкурс поваров.
6. «Играй, играй, да не заигрывайся». - Комический футбол.
7. «Тяжкая жизнь солдата». - Конкурс-соревнование по поднятию двухпудовых гирь.
8. «Галантный кавалер, он не только офицер». - Танцевальный конкурс.
9. «Взятие крепости». - Конкурс на лучший комплимент и на лучшее поздравление с праздником копорцев.
10. «Большие маневры». - Театрализованная эстафета-игра допризывников с. Копорья и представителей военно-спортивного лагеря «Застава».
Для выполнения конкурсных программ потребуется следующее армейское имущество: санитарные носилки, одеяло, шестиместная шатровая палатка, алюминиевые и пластиковые миски, по одной на каждого бойца (10 штук), швабры (10 штук), тряпка, яркая (одна на команду) 1 м х 1м, двухпудовая гиря.
Часть IV. «Каждый выглядит героем, когда шагает с песней строем».
Подведение итогов. Награждение победителей. Прохождение участников представления в марше со строевыми песнями. Общее построение участников и зрителей, переход к месту проведения основной части праздника - Копорской крепости.
21. Стиль, сказка, игра
А. ПАСТЕРНАК,
преподаватель СПбГУКИ, художник-постановщик
Когда впервые в 2000 году в городе Ломоносове собралась творческая группа, задумавшая необычный военно-патриотический фольклорный праздник в маленьком селе возле замечательного памятника древнерусской крепостной архитектуры, передо мной, художником-постановщиком, естественно, встал вопрос: как найти сценографический образ для такого мероприятия. Необъятный арсенал народного юмора, положенный в основу и определивший жанр праздника, трудно совместим с суровой мощью руин громадной крепости. Пафосно-героический «праздничный» образ русского солдата вступал, в содержании задуманного, в противоречие с традиционным, шуточным, фольклорным образом воина, с его неисчерпаемым зарядом оптимизма. Соединить это все в гармоничное единство праздничного действа - задача не простая. Так же непросто было найти адекватный сценический образ праздника. Нужны были средства и приемы, органично вписывающиеся в материал, по своей сути.
При более чем скромном бюджете праздника решение должно было быть максимально простым, малозатратным по материалам и несложным в исполнении. Это позволило бы не испытывать проблем в приобретении нужных материалов, а в воплощении задуманного обходиться, в основном, местными силами.
Рассматривая замечательные по выразительности работы народных мастериц Ломоносовского района, выставленные в кабинете, где проходила встреча постановочной группы, я вдруг понял, какова должна быть стилистика образов персонажей нашего представления и всей сценографии в целом. Традиционная русская тряпичная кукла, в ярком народном костюме, несущая в себе и народность, и сказку, и игру, как нельзя лучше подходила к духу нашего задуманного праздника.
Центральному событию праздника, театрализованному представлению, сразу было отведено место перед крепостной стеной, во рву. Здесь и возникла наша сцена, названная РОВной, которая представляет собой даже не деревянный настил, как принято обычно, а залитую асфальтом среди травы и камней площадку 14X15 метров. Уже в самом названии, а оно стало как бы официальным, мной была заложена шутка с двойным смыслом.
При решении декорации необходимо было не оказаться «раздавленным» масштабом величественной архитектуры и одновременно найти сомасштабные человеку элементы оформления, не заслонявшие собой вид на красоту седых древних стен. Выстраивать громоздкую конструкцию, несущую традиционный карнавально-«веселенький», яркий задник вовсе не хотелось. Поэтому на первом празднике «Копорская потеха» в 2000 году на задней линии сцены, на ее углах, были установлены плоские, выпиленные из оргалита, раскрашенные четырехметровые фигуры упрощенного силуэта. В левом углу был древнерусский воин в кольчуге и шлеме, с пикой в вытянутой руке. Под наконечником пики - три вымпелочка в цвете российского флага. В правом углу - аналогичная фигура солдата времен Великой Отечественной войны с автоматом на груди. Между ними была установлена длинная деревянная скамья, прерванная в середине фигурой девушки в русском костюме, несущей на плечах коромысло с ведрами, выполненная в той же манере. «Какой же солдат без любви, и какой же праздник без девушек!» Головы фигур были сделаны полуобъемными, в фактуре и стиле тряпичных кукол с голубыми кукольными глазами на улыбающихся лицах. Скамьи между фигурами играли важную роль в представлении. На них усаживались перед своим выходом на номер участники в ярких костюмах - народных, театральных, военных и т. д. Они постоянно сменялись по ходу представления в зависимости от сценария и режиссуры, образуя собой протянувшуюся от угла до угла сцены красочную линию «живой сценографии». Такая декорация не заслоняла древней крепостной стены, на фоне которой, как бы включая ее в пространство происходящего, происходило представление. А одна из башен крепости, ближайшая к сцене, даже стала одним из сценографических действующих персонажей. Во-первых, именно на ней, начиная с первого праздника, ежегодно поднимается флаг праздника. А вторым сценографическим проявлением башни на первом празднике стал момент, когда зазвучал «голос крепости», башня окуталась цветными дымами, выходящими из бойниц, и «ожила». В облике этой башни как бы сама Копорская крепость вошла в контакт с происходящими у ее стен событиями.
За сценической площадкой на крепостной стене было прикреплено большое панно, напоминающее по рисунку военный штандарт петровской эпохи. С четырех сторон оно было окантовано широкой полосой из треугольников, повторяющей цвета российского триколора. В центре красного полотнища большой улыбающийся «лик солнца» с озорными голубыми глазами, выполненный в той же манере, что и лица фигур декорации. Нижнюю кромку штандарта украшали косицы с помпонами на концах, напоминающие детали нарядов клопов. Такие же детали вобрал в себя и флаг, который ежегодно поднимается на начало праздника. Стилевое и цветовое единство элементов декорации, оформляющей центральную площадку, позволило малыми средствами добиться максимального эффекта.
Сценографическое решение первого праздника стало как бы камертоном для всего последующего оформления. Сохранение стилевого единства позволило в дальнейшем накапливать от праздника к празднику детали оформления, которые складывались в общую картину праздничного пространства, наполненную образами и красками народной культуры.
Только в 2003 году сцена и окружающее ее пространство претерпели существенные перемены. Главным сценографическим персонажем - «безмолвным героем» - становятся выстроенные по задней линии сцены две башни, прообразом которых были воротные башни Копорской крепости, в облике которых присутствовали и башни-солдаты с праздничной эмблемы. Сценическое действие теперь опиралось на самый выразительный, уникальный архитектурный мотив Копорской крепости - въездные башни с воротами между ними. Башни, увенчанные шлемовидными завершениями, были расписаны в виде голов воинов-богатырей со смеющимися глазами-бойницами, а «каменная кладка» имела рисунок улыбающегося рта и крупного носа. Завершались шлемы маленькими флажками, повторяющими флаг праздника. Через раскрывающиеся между башнями ворота на сцену выходили участники представления.
Ежегодно, в зависимости от темы праздника, башни получали трансформирующиеся элементы: появлялись стены, заканчивающиеся справа и слева руками, державшими то древние пики, то древкивоинских знамен, то штандарты крепостей, о которых шел рассказ в театрализованном представлении. То в руках оказывалась кинематографическая «хлопушка» или нотный стан - как символические предметы, несущие в себе главную тему праздника. Сценическая «одежда башен» менялась в зависимости от содержания сценария. Благодаря новым росписям кольчуги сменялись на гимнастерки с солдатскими погонами. Ворота, за счет убранных полотнищ, превращались в 2005 году в триумфальную арку, украшенную орденом Победы. Сменили, соответственно, свой «головной убор» и башни: вместо древних шлемов - пилотки с красной звездой. На более поздних праздниках башни «оделись» в камуфляж, покрыв головы современными солдатскими кепи.
В 2003 году одним из главных смысловых эпизодов праздника был эпизод «прорубания окна в Европу». На сцене был выстроен «деревянный острог», с золотым царским орлом в центре и сторожевыми петушками по краям, закрывающий нашу крепость-декорацию. Когда Петр I «прорубил окно», через образовавшееся в стене отверстие зрители увидели яркие сказочные домики со шпилями и башенками, на фоне которых читалась надпись «EUROPA». Эта картина была написана на отдергивающемся занавесе, из-за которого на сцену через окно стали выскакивать представители разных европейских стран в разнообразных костюмах, с придуманными мной флагами с шуточными эмблемами знаменитых праздников юмора в городах Европы: Венеции, Ивреи, Габрово и др. В 2004 году стена «острога» послужила нам основой для создания деревянного копорского компьютера, сказочного компьютера с печными дверцами, перед которыми лежали дрова «для загрузки», с тележными колесами на стене, игравшими роль «вентилей для открывания сайтов». Но, конечно, в течение пяти лет главным сценографическим персонажем оставались трансформирующиеся башни, вокруг которых и шла «потешная театральная игра».
