
-
Что (написано в каждом из трех текстов)?
В кризисные моменты кардинально повышается вероятность быстрых изменений, перелома трендов. В каждом из текстов рассматривается то, что можно назвать определяющими геополитическими ценностями текущего и наступающего периода истории развития человечества. В один исторический период определяющей геополитической ценностью был физический контроль территории и населения. Способностью его осуществлять определялись сила государства и его суверенитет. Сегодня очевидно, что множество стран второго плана, находятся не просто «в русле» политики другого государства, а прямо подчинены ему, хотя и не имеют на своей территории ни одного военного (ну, разве что военного атташе посольства).
Версии о роли тех или иных позитивных и негативных геополитически ценностей, определяющих суверенитет, перспективы существования и возможности государств, и, прежде всего, России, и представлены в текстах данного сборника.
Научно-публицистический текст Сергея Сычёва о вертикальных научно-интегрированных кластерах с эксклюзивным предложением для мира, как единственном шансе российской элиты перейти на уровень элиты мировой. Впрочем, в тексте обосновывается и то, что без этого элиты не являются в действительности элитами, а представляют собой всего лишь верхний уровень класса потребителей.
Популярно-публицистический текст Александра Серавина представлен в форме диалогов людей, придерживающихся различных взглядов, которые во время путешествия на яхте обсуждают различия цивилизаций, природу денег и связь ее с религией, кризис толерантно- мультикультурального подхода, баланс между веротерпимостью и вседозволенностью и множество других тем.
Художественно-публицистический текст Дениса Моторина изложен в формате трех интервью с авторами проекта «Рай 3.0». Не раскрывая интриги, по крайней мере больше, чем это делает само название, стоит лишь сказать, что, вероятно, мнения о том, утопия это или антиутопия у читателей разойдутся.
Валентин Бианки
vbianki@gmail.com
Глобальные сетевые элиты будущего и место России в мире
Мир быстро изменяется, и скорость этих изменений постоянно нарастает. Для того чтобы это констатировать, не обязательно обладать особенной наблюдательностью, достаточно просто быть в курсе политических и технических новостей. Однако понимание истинных объемов и скорости этих изменений зачастую приходит с некоторым опозданием, как к ведущим мировым политикам, так и к наиболее влиятельным людям, тем, кого принято называть элитой. Достаточно вспомнить, как недавние бурные события застали врасплох руководство и элиты стран Северной Африки. Для многих из тех, кто считал свои позиции непоколебимыми, все закончилось подлинной жизненной катастрофой.
Данная работа посвящена анализу грядущих технологических и социальных изменений, их последствиям, а также мерам по упрочению целостности России и укреплению ее роли в меняющемся глобальном мире, механизму трансформации элиты России и приведению ее к новому, статусу на международной арене. Она будет интересна тем, кто интересуется тенденциями будущего, и тем, кто чувствует в себе достаточные энергию и потенциал для того, чтобы занять лидирующие позиции в мощном и динамичном будущем, ожидающем нас, а также региональным лидерам России, которым будущее открывает совершенно неожиданные перспективы.
Сначала рассматривается такой показатель, как сила государства и его компоненты, а также изменение значимости этих компонент с течением времени. Затем - направления развития глобального общества в перспективе последующих 10-30 лет и те изменения, которые существенно повлияют на Россию, ее место в мире и ее целостность. Затем - формирование глобальной мировой элиты в условиях происходящей социальной революции и изменение общественно-экономической формации, возникновение новых классов, влияние глобальной элиты на элиту России. Далее указаны те меры, которые могут предотвратить нежелательные для России последствия и сгладить неизбежный переход к новому строю. И, наконец, - те шаги, которые способны дать новый стимул к развитию России через развитие регионов, а также открыть для региональных элит возможности выхода на глобальный уровень влияния.
Сила государства и степень его влияния
Как указывается в учебнике по стратегии для американских офицеров, «сила - это способность влиять на поведение других действующих лиц в соответствии с нашими собственными пожеланиями».1 Или, в соответствии с определением специалистов RAND «сила - это способность определять результат».2 В данном случае речь идет о влиянии на поведение других государств. Это комплексная динамическая характеристика, которая полностью проявляется только в определенном контексте и в ситуации конфликта. Она включает в себя две группы составляющих:
-
природные источники силы - географию, население, природные ресурсы;
-
социальные источники силы - экономику, вооруженные силы, политический строй, психологию (национальный характер, степень национального единения), информационные средства и методы коммуникации.
Под государством в данной работе в большинстве случаев понимается совокупность территории, населения проживающего на ней и способов организации экономической и социальной жизни этого населения. Государственная машина (система осуществления централизованной власти), которая часто обозначается как государство - в данной работе называется именно государственной машиной.
В настоящее время классические показатели силы: территория, население и ресурсы - теряют свое значение. Контроль над территорией уже более не является причиной международной борьбы. Даже крупнейшие государства столкнулись с новыми опасностями, для предотвращения которых привычные инструменты национальной безопасности зачастую не подходят.3 Как основной опасностью, так и методом борьбы становятся неправительственные агенты NGA (Non Government Agents). Под неправительственными агентами американские авторы понимают весь спектр сил, не включенных в государственную машину, от транснациональных корпораций и обществ за права граждан до террористических организаций.
К более детальному рассмотрению роли негосударственных агентов и их возможностей мы еще вернемся, здесь же важно то, что на опасность НПА указывают люди из Пентагона, те, кого у нас принято рассматривать как основных спонсоров и тайных руководителей НПА.
Изменение в представлениях о силе государства хорошо видно на примере изменении методики ее подсчета. Так, например, введенный в 1963 г. Дэвидом Сингером (J. David Singer) композитный индекс возможностей нации (CINC) учитывал численность населения, степень урбанизации страны, производство стали, потребление энергии, уровень военных расходов, численность вооруженных сил. С тех пор, например, уровень урбанизации заметно выровнялся по всей Земле, а количество выплавленной стали, добытого угля и выкачанной нефти более не характеризует напрямую силу экономики (важной стала степень переработки и качество произведенных продуктов).
Более современный индекс - всесторонняя национальная сила (CNP), разработанный китайскими авторами, включает в себя 64 параметра, объединенных в 8 групп (рядом значимость параметра). Для построения модели взаимодействия между параметрами авторы из Академии Социальных наук КНР использовали компьютерное моделирование на основе нейронной сети.4
В качестве составляющих CNP они рассматривают:
-
природные ресурсы - 0,08;
-
возможности экономической активности - 0,28;
-
зарубежные возможности экономической активности - 0.13;
-
научные и технологические возможности - 0,15;
-
уровень социального развития - 0,10;
-
военные возможности - 0,10;
-
возможности государственного контроля и регуляции - 0,08;
-
дипломатические возможности - 0,08.
Видно, что природные ресурсы составляют лишь малую толику силы государства.
Известный американский экономист Майкл Портер указывает: «Национальное благополучие создается, а не наследуется. Оно не возникает ни из природного богатства страны, ни из объема рабочей силы, ни из налогов или крепкой валюты, как полагают классические экономисты. Конкурентная сила государства зависит от способности его промышленности обновляться и развиваться (innovate and upgrade)».5
В целом, сила государства является исключительно следствием взаимодействия двух компонентов:
-
способности доминировать в циклах экономических и технологических инноваций, активных в данный момент времени;
-
способности преобразовывать результаты этого доминирования в монопольное производство технологически новых продуктов 6
Похожим образом Национальный индекс силы (National Power Index) определяется и в модели International Futures, которая включает в себя ВВП, расходы на оборону, численность населения и развитость технологий. Очевидно, что возможность расходов на оборону напрямую зависит от ВВП, а само ВВП в современных условиях в намного большей степени зависит от развитости технологий, чем от численности населения или от размеров территории. Следовательно, развитость технологий является основополагающим, определяющим фактором доминирования как государства, так и различных сообществ. Данный аспект будет играть основную роль в дальнейшем рассмотрении.
Таким образом, основными характеристиками, позволяющими государству быть сильным, являются:
-
уровень его технологий;
-
уровень его экономики;
-
уровень организации его общества.
Чтобы эти три параметра оставались на высоком уровне, они должны наполняться динамическими характеристиками:
-
стремлением к инновациям и технологическому развитию;
-
поддержанием на высоком уровне накопленных обществом знаний;
-
активностью институтов гражданского общества.
Эти три характеристики взаимосвязаны, и если, например, уровень организации общества не способствует продуцированию новых, передовых технологий или организация общества не готова принять достигнутый уровень технологий, то государство быстро попадает в зависимость от сторонних сил и приходит в упадок.
Доминирующие тенденции ближайших десятилетий
Многие отечественные и зарубежные аналитические центры, понимая, что скорость изменений нарастает, разрабатывают прогноз событий на ближайшие 20-40 лет. Большинство экспертов сходятся во мнении, что прогноз на более длительный срок практически лишен предсказательной силы вследствие высокой неопределенности более отдаленных событий и нарастающей скорости изменений. Тем не менее, можно понять основные тенденции и их последствия. Рассмотрим прогноз Национального совета по разведке США, изложенный в докладе «Глобальные направления 2030».7