Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история музобраз / РАЗДЕЛ I (Античность).doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
96.26 Кб
Скачать

1 Лосев а.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. М., 1974. С.187.

Теория музыкального воспитания аристотеля

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - ученик Платона, считал, что одно из главных назначений музыки - познавательное и нравственно-воспитательное. В своей работе "Политика" он уделил большое внимание проблемам музыкального развития. Эстетическое образование не являлось самоцелью. Оно должно было формировать цельного, гармоничного человека, прекрас­ного душой и телом, благородного и одухотворенного. Вслед за Платоном Аристотель повторял, что "забота об этом воспитании должна быть заботою государственною". Аристотель четко постулировал цели музыкального воспитания. Музыка в жизни человека не является просто забавой и удовольствием: она дает отдых, являясь "лекарством от грусти".

Музыкальное развитие также есть эстетическое воспитание, что вытекает из специфических свойств музыки, ее способности воздействовать на психику человека. Музыкальное искусство должно служить становлению нравственности; оно способно изменить и очистить душу от разного рода аффектов, которым подвержены все люди без исключения. Музыка может восстано­вить в душе "строгость", "умеренность", "пристойность" чувств, она освобождает от власти всевозможных негативных эмоций.

Музыка, по системе Аристотеля, должна быть включена в число предметов обучения с детских лет: "В этом возрасте молодые люди не склонны по доброй воле налегать на что-либо им неприятное, а музыка доставляет приятное". Аристотель рассуждает о благородном влиянии музыки на подрастающее поколение лишь в том случае, если оно будет научено не только пассивно слушать музыку, но и освоит игру на каком-либо инструменте. Но не все инструменты пригодны для музыкального воспитания (например, должны быть исключены флейта, кифара).

Аристотель продолжает развивать мысли своего учителя о нераздельности песни, танца, аккомпанемента, о нравственно-воспитательном значении ладов и ритмов. Предназначение музыкального искусства Аристотель видит в воспитании сво­боднорожденных и заполнении их досуга.

Аристотель отличает добродетели этические (т.е. положи­тельные нравственные качества характера, например, мужество, щедрость, великодушие, справедливость, дружбу) от дианоэтических. Не отрицая красоты и величия этических добродетелей, дианоэтические Аристотель ставит гораздо выше. К ним он относит созерцательную способность разума, мудрость, способ­ность к искусствам и наукам. Дианоэтические добродетели не являются врожденными способностями, они развиваются глав­ным образом благодаря обучению, опыту и времени. Идеал Аристотеля - совершеннейшее познание истины.

Лекция 4. Особенности развития музыкальной культуры и музыкального образования в Древнем Риме.

Музыка, пение и танец в Риме, так же как и в Греции, являлись триединой хореей, сопровождавшей праздники. Широ­кое распространение получило бытовое музицирование: до нас дошли тексты лирических песен, баллад. Несмотря на то, что музыка понималась в Древнем Риме в самом широком смысле (вместе с пением) и разделялась, как и в Греции, на светскую, культовую, сценическую, в ней были выделены виды инструментальной и чисто "концертной" музыки. Древние римляне не обладали такой музыкальностью, как греки, поэтому в их музыке оказались более заметны чужеземные влияния, проявившиеся в музыкальных жанрах и в составе инструментов. Рим являлся одним из центров музыкальной культуры и образования. В нем было всегда немало музыкантов-профессионалов и учителей музыки, но все они приезжали из Греции, или из греческих городов с юга Италии. Профессио­нальные танцоры и танцовщицы, выступавшие публично, прибывали из Испании и Сирии. В восточных культах и обрядах участвовали исполнители из страны - родины культа (из Египта, например). Однако, сопровождение чисто римских обрядов, аккомпанирование актерам в театре, поручалось рим­лянам.

Образование получали индивидуально в школах, руководи­мых известными музыкантами и певцами. Как правило, все музыканты одновременно и выступали публично, и учили других.

Аристократия обучалась музыке под руководством выдаю­щихся педагогов. Практическим занятиям предшествовал длительный период прослушивания музыкальных произведений. Вслед за этим постепенно начиналось обучение.

В Древнем Риме были известны секреты укрепления голоса, которые передавались от педагогов к ученикам. Ради сохранения голоса певцы соблюдали диету и недельный пост. "Постановка" голоса осуществлялась посредством выполнения ряда упражне­ний, укреплявших дыхательные мышцы. Так, Нерон лежал на спине со свинцовым листом на груди.

Заимствовали римляне у других народов и музыкальные инструменты: у греков – кимвал, на котором играли и мужчины и женщины. В I в. н.э. из Египта пришел систр - трещотка, состоявшая из скобы, на которую были нанизаны металлические пластинки. Скабилярии пользовались в театрах ножными кастаньетами, введенными в подошву обуви наподобие греческого "крупесиона".

Из струнных инструментов чаще всего упоминаются лира, кифара, арфа треугольной формы - самбука. Среди духовых1) первое место занимали различные виды греческой флейты "тибиа".

В театре перед началом представления и в антракте играл флейтист. У больших актеров были свои постоянные аккомпани­аторы. Но со временем отдельного исполнителя заменил ор­кестр, включавший струнные, духовые, ударные.

Дли восприятия развивающихся музыкальных жанров нужны были подготовленные слушатели. Большинство римлян с детских лет получало систематическое музыкальное образование. В середине III в. до н.э. уже была известна школа Карвилия, где обучали музыке.

Дети начинали учиться с семи лет. Представи­тели богатых семей обучались под руководством домашних учи­телей, менее состоятельных - в школах. Школы были частные, содержали их греки-вольноотпущенники. Мальчики и в школе, и дома находились под опекой воспитателя-педагога. Сначала программа обучения была весьма скромной и включала чтение, письмо, арифметику. Способы приобретения знаний чаще всего основывались на зазубривании. Но в 1 в. н.э. Квинтилиан ратует за изменение методов обучения и пишет о том, что нужно учить развлекая, играя, в соответствии с детским возрастом. Он выступает против домашнего обучения, так как соревнователь­ный характер в учебе, по его мнению, может развиться только в коллективе. Квинтилиан подтверждает мысль о том, что нельзя строить полноценный воспитательный процесс без знания музыки, с помощью которой можно освоить стихотвор­ные размеры и ритмы. Система школьного образования пред­ставляется ему в виде синтеза наук и искусств.

Для родившихся в Риме детей рабов, в частности греков, была создана школа "Педагогигум", в которой занимались по той же программе, что и дети свободных граждан. Учеба начиналась с двенадцати лет, а заканчивалась в восемнадцать лет.

Девочки и мальчики обучались совместно. Очевидно, что принцип совместного обучения, а также многогранность учеб­ных программ способствовали получению женщинами основа­тельных знаний.

Влияние и значение античности на последующее развитие музыкального образования трудно переоценить: впервые были выработаны основные понятия музыкальной теории, намечены первые принципы оценки музыки; появилось учение пифагорей­цев о музыкальных пропорциях, труды Платона и Аристотеля о музыкальном этосе. Это учение объясняло сущ­ность и природу музыки, ее влияние на чувство и поведение человека.

Общеантичная концепция об огромной со­циальной и воспитательной роли музыки, учение о музыкальном образовании, сохранили свое значение в дальнейшей традиции европейской музыкальной культуры и эстетики.

Безусловно, важную роль играли космологические и маги­ческие представления о музыке: о ее связи со временем года, с первоэлементами, с жизнью животных, растений. Эти сферы мироощущения человека, отразившиеся в античной мифологии, в дальнейшем были переработаны и развиты в учении об этосе.

10