Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история музобраз / РАЗДЕЛ I (Античность).doc
Скачиваний:
41
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
96.26 Кб
Скачать

Лекция 1. Общая характеристика курса истории музыкального образования. История музыкального образования как наука и учебный предмет, связь с другими науками.

Интерес отечественных педагогов-музыкантов к истории музыкального образования прослеживается со второй половины XIX столетия, когда впервые вместе с поисками национальных путей развития отечественной музыкальной культуры ставится вопрос о необходимости изучения национальных традиций в области музыкального образования. Вплоть до 30-х годов XX века развитие этой новой области научного знания идет «подспудно», главным образом, в недрах общей педагогики или музыкознания — в работах В.Ф.Одоевского, Д.В.Разумовского, С.И.Миропольского, В.С.Металлова, К.Э.Вебера и ряда других исследователей. И лишь в 30-50-х годах XX столетия происходит обособление истории музыкального образования в особую отрасль музыкально-педагогической науки. В эти годы появляются фундаментальные историко-педагогические исследования В.А.Багадурова (1929 -1937), Л.Н.Раабена (1947), В.А.Натансона (1958) и некоторых других исследователей в различных областях специального профессионального музыкального образования; О.А.Апраксиной (1947) и Д.Л.Локшина (1957) в области общего музыкального воспитания. При этом происходит четко выраженное выделение двух основных направлений в сфере изучения историко-педагогических проблем в зависимости от их ориентации на специальное или на общее музыкальное образование.

Основанием для такого подразделения служит убежденность педагогов-музыкантов в том, что музыкальное образование имеет две во многом отличные ветви. Это — музыкальное образование специальное, задачей которого является обучение будущих профессиональных музыкантов. И музыкальное образование общее, задача которого — обучение музыке, по возможности, всех, без подготовки обучающихся к профессиональной музыкальной деятельности.

Такая позиция, ставящая во главу угла различие двух отмеченных ветвей, на многие десятилетия определила целевую направленность историко-педагогических исследований и их обособленность. Сохраняется она и в наши дни. Как следствие этого, такие исследования известны, как правило, лишь узкому кругу специалистов в той или иной области музыкального искусства и остаются вне поля зрения широкого круга педагогов-музыкантов.

В соответствии с указанным обособлением в музыкально-педагогической науке сформировались два во многом различных подхода к изучению истории музыкального образования. В исследованиях в области общего музыкального образования основное внимание стало обращаться на рассмотрение целей, задач, содержания, методов музыкального образования в педагогическом и социокультурном ракурсах. В исследованиях, ориентированных на изучение истории специального музыкального образования, ученые руководствовались преимущественно искусствоведческим подходом. Это оказывало влияние на цели, задачи, содержание, результаты проводимых исследований. И это крайне затрудняло формирование целостного представления о развитии историко-педагогического процесса в области музыкального образования.

Исследования, посвященные изучению истории музыкального образования в широких временных границах, продолжали исчисляться единицами. И здесь, кроме уже упомянутых выше работ, нельзя не отметить труды А.Д.Алексеева и Л.А.Баренбойма.

Со временем круг рассматриваемых историко-педагогических проблем расширялся. Но, что весьма показательно, изучение истории музыкального образования, вне зависимости от того, ориентировалось ли оно на светскую профессиональную музыку, религиозно-духовную музыку или музыку народную, осуществлялось, как правило, с позиций педагога-музыканта, мыслящего категориями с в е т с к о г о профессионального музыкального искусства. Историко-педагогических исследований, в которых специально рассматривалось бы музыкальное образование народной или религиозной ориентации, вплоть до середины 90-х годов XX столетия практически не было. В какой-то мере этот пробел восполняли музыковедческие исследования, но они ставили иные цели и лишь «попутно» касались педагогических аспектов.

С появлением работ — М.В.Медведевой, В.В.Медушевского, Л.В.Шаминой, Л.В.Шишкиной и др., — предметная зона истории музыкального образования как науки расширилась и качественно преобразовалась, что дает основания говорить о новом этапе в её развитии. И хотя исследований подобного профиля не много, они создают предпосылки для принципиально нового целостного осмысления педагогами-музыкантами истории музыкального образования в виде совокупности различных направлений — музыкального образования народной, религиозной и светской ориентации.

Таким образом, на протяжении десятилетий был накоплен богатый историко-педагогический материал в различных сферах музыкального образования. Однако вплоть до настоящего времени вопрос о целесообразности изучения его с точки зрения целостного подхода, учитывающего взаимосвязи трех отмеченных выше направлений, а также общего и профессионально ориентированного музыкального образования, не ставился. В результате мы имеем сегодня более или менее разработанные отрасли истории музыкального образования, которые практически не связаны между собой, так как каждая из них характеризуется вне взаимосвязи с другими и изучается с различных исследовательских позиций. В силу этого логика становления и развития историко-педагогического процесса в области музыкального образования в целом не получает должного раскрытия.

Очень часто историю развития музыкальной педагогики связывают с историей развития системы общего музыкального образования и воспитания детей.

Музыка привлекалась для воспитания подрастающего поколения с древних времен. Каждая эпоха выдвигала свои задачи, связанные с воспитанием ребенка. Никто и никогда не отказывался от музыкальных занятий, справедливо считая, что без музыки невозможно развитие полноценной личности. Главное, на что обращали внимание во все времена, – это что музыкальные занятия формируют у ребенка те положительные чувства, ту этическую сторону, без которой человеку обойтись невозможно.