Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
история музобраз / РАЗДЕЛ I (Античность).doc
Скачиваний:
46
Добавлен:
19.05.2015
Размер:
96.26 Кб
Скачать

Лекция 2. Музыкальное образование древней Греции.

Античное музыкальное мышление имеет длительную историю развития. В памятниках античной литературы отражены представления древних о космологичности музыки, а также ее связи с воспитанием.

В представлениях эллинов движение, пение, инструментальное сопровождение составляли триединую неделимую хорею, которой покровительствовал Аполлон Мусагет.

Историческая песня зародилась в повседневном труде. Ритм, темп работы поддерживала хоровая песня. Она способствовала согласованности действий людей, поэтому ее текст состоял из чередующихся ритмичных восклицаний и выкриков. Существо­вали песни ткачей, лекарей и т.д. Точные тексты, а тем более мелодии, не сохранились, так как передавались изустно, но аналогичные текстам источники можно найти в поэтическом творчестве IV - II вв. до н.э.

Первыми обрели литературную форму культовые песни: пеаны - гимны в честь Аполлона; гипорхемы - песни с танцем, представлявшие мимическую сценку из мифа; дифирамбы -гимны Дионисию; эпиникии - песни в честь победителей соревнований.

В древности инструментальное сопровождение использовалось только в культовых церемониях, но со временем, из мистерий, посвященных Дионисию, возник такой синтез музыкально-поэтических жанров, как театральные представле­ния: комедия, трагедия. Авторы этих представлений сочетали в одном лице драматурга, поэта и композитора-мелодиста; все тексты произносились актерами распевно, а хор сопровождал их действия музыкой. Особенно славился умением искусно подбирать хоровые партии к комедиям Аристофан.

Развитие вокального и танцевального искусства связано с Великими Дионисиями, посвящавшимися богу веселья. Празднества начинались пением дифирамбов, жертвоприношениями, сопровождаемыми пением хора. Во время праздников происхо­дили также соревнования хоров, поэтические состязания, учас­тники которых аккомпанировали себе на арфе, кифаре.

Для постановки пьес на сцене приглашались музыканты- профессионалы. Их работа оплачивалась очень высоко, а имена наиболее известных из них становились легендой. Разучивание вокальных партий осуществлял хородидаскал - педагог и постановщик одновременно.

До нашего времени дошло очень небольшое количество нотных образцов записи музыки. Расшифровка их практически невозможна, так как утерян слуховой опыт, а знаковая система значительно отличается от современной нотации. Возможно лишь воссоздание высотных соотношений между звуками, но не характерного для данной звуковысотной системы ладофункцио-нального смысла. О несовершенстве греческого нотного письма говорит Аристоксен в трактате "Гармонические элементы".

Величайшее завоевание культуры Древней Греции - учение об этосе, т.е. связи музыки с темпераментом, характером и способностями человека, влиянии музыки на эмоциональную природу и процесс воспитания личности. Данные этические воззрения заменили господствовавшие до этого космологические и магические.

Они легли в основу всей педагогической теории греков классической эпохи. Синонимом понятия "образованный человек" стало "мусический", т.е. получивший знания во всех видах искусства.

Важнейшее свойство музыки - воздействие ее на психику человека, его внутренний мир, обусловило разработку классификации ладов, ритмов, инструментов. Ладам и родам (наклонениям) греки приписывали определенный характер (этос), на который влияло положение полутона в тетрахорде: дорийскому - строгий, мужественный, этически наиболее ценный; фригийскому - возбуждающий, страстный, вакханический и т.д. (Дорида - горная область в Древней Греции - Прим. авт. Фригия и Лилия - области Малой Азии - Прим. авт.)

Наиболее оптимизирующими считались те лады, которые спо­собствовали развитию мужественности.

Музыка античной Греции не знала многоголосия в совре­менном его понимании. Многообразие музыкального мира основывалось на развитой системе мелодических ладов.

Разнообразное этическое воздействие музыки на человека эллины видели не только в ладах, но и в ритмике. Учение об этосе раскрывает понятия греческих философов о связи музыки с жизнью человека. Тонкая грань, существующая между нашим "я" и внешним миром легко нарушается, и ее равновесие поддержи­вает музыка. Она снимает боль, формирует нрав и характер в соответствии с идеалами эпохи. Поэтому именно музыка призна­валась наиболее пригодной для воспитания, забота о котором должна быть делом государства.

Проблема общего образования, теснейшим образом связанная с музыкальным, последовательно разрабатывалась филосо­фами в древнегреческом государстве. Свидетельство тому - шко­лы Сократа, Платона, Аристиппа и других, которые были скорее философскими форумами или "духовными академиями", где ученики и учителя блистали мудростью и красноречием.

Заслугой античного просвещения стало вовлечение в науки и искусства значительного числа граждан. Полисы поставили и решили задачу обучения детей почти всего свободного населе­ния. Крупнейшие мыслители (Сократ, Платон, Аристотель) обос­новывали законы образования и воспитания. Законодатели и управители (Солон, Перикл) среди прочих задач занимались улучшением школьного дела.

Школа эллинов создала свои традиции, некоторые из них сохранились до настоящего времени. Учителя пользовались твор­ческой свободой в отличие от тенденций более позднего времени. Жестких, строго регламентированных программ обу­чения не было. Педагогам предоставлялось право "наполнять" программы по собственному усмотрению. Важным считался результат, а не форма. Достигнутые успехи в воспитании и образовании оценивало общество. Конечно, варьирование методов требовало обоснования. В том случае, если общество оказывалось не удовлетворено работой учителя, он мог подвер­гнуться преследованию. Классическим примером этого стала судьба Сократа. В качестве наказания за "опасное воспитание" афиняне вынудили его принять яд. К тому же нельзя забывать, что в Тессе, Дельфах, других городах педагоги находились на государственной службе. Им приходилось согласовывать свои взгляды не только с истиной, но и с требованиями жизни, подчас вопреки духовным позициям. Едва ли не главной миссией педагогики считалось воспитание, поскольку от правильного воспитания зависело будущее страны. Известно мнение Гесиода1, в котором пессимистичность взгляда на будущее определялась невыдержанностью и ужасающей невоспитанностью современной поэту молодежи. (Гесиод (ок. 700 до н.э.) - первый греческий, а следовательно, и европейский поэт, автор "Теогонии". - Прим. авт.)

Платон требовал от учителей "больше заботиться о благонравии детей, чем о грамоте". Ориентацию на развитие нравственных начал следует отнести к сильным сторонам образования в тот период. В трактате "Педагог" глава александрийской школы Климент Александрийский отмечал, что благородный образ жизни, плод христианского воспитания, обусловливает красоту желаний и стремлений.

Древние открыли возможность постижения калокагатии - совершенной и идеальной жизни.

Воспитание калокагатии - гармонии внешнего и внутреннего - обусловливает красоту личности, формируемой путем соразмерного умственного, музыкального и физического развития.

Программа обучения уравнивала в правах воспитание интеллектуальное, музыкальное, физическое. Образование не сводилось только к официальному обучению. Плоды мудрости и знания собирали всюду, занимаясь этим на протяжении всей жизни. Учение становилось целью и смыслом.

Вторая особенность античного образования состоит в орга­нической взаимосвязи нравственных норм и педагогики. Трудно переоценить значение того факта, что знание шло рука об руку с нравственностью. Сократ видел смысл обучения, прежде всего в том, чтобы "сделать граждан как можно лучше". Еврипид, автор бессмертных трагедий, также был убежден, что "правильному образу жизни нужно учить". В трудах древних философов и педагогов "учебные программы" пронизаны мыслями о долге, нравственности, обязанностях человека и" гражданина. Филосо­фы были учителями, а учителя философами. Особо следует подчеркнуть единство предъявляемых к другим требований и собственного жизненного поведения. Разумеется, имеется нема­ло примеров обратных, особенно в период заката Греции и Рима. Однако "двойная" и "тройная" мораль стала обычным явлением уже в более поздние исторические времена. Античная педагоги­ка - педагогика нравственности.

Третье достоинство античного воспитания и образования заключается в гармонии духа и тела. (В Древнем Китае существо­вала аналогичная система, выраженная в принципе "сань мэй": сань - внутреннее совершенство, мэй - внешнее совершенство.) В Греции важнейшим и обязательным средством воспитания была гимнастика - различные упражнения, бег, плавание, борьба и т.п. Педагогическая задача формулировалась Платоном следующим образом: тело не только должно быть обучено, оно должно слушаться "благородной души".

Новые воспитательные задачи решали странствующие учителя, называвшие себя софистами, т.е. мудрецами и учителями мудрости. Именно им принадлежит заслуга в разработке факторов эффективности учебного процесса, а также идея раскрепощения личности. Так, софист Протагор (ок. 480-410 гг. до н.э.) полагал, что мерой всех вещей должен быть человек, а не какое-либо высшее существо; именно развитие всех природных задатков обеспечивает самоопределение (автономию) личности. Границы традиционного музыкального, литературного и физического образования софисты стремились расширить, постули­ровать диалектику, учившую искусству спора, риторику, давав­шую возможность преуспеть в красноречии и убедительности публичных выступлений. На тысячелетия вперед софистами был определен под названием "семи свободных искусств", "семи наук" ("энциклопедия" - "эн - циклос - пайдейя") необходимый для гражданина общеобразовательный круг познаний. Софисты были не только носителями и распространителями нового содержания общего образования, но и инициаторами исследования педагогических проблем, ставших впоследствии предметом теоретической разработки.

Сила античного образования - в том всепроникающем, могучем воздействиии, которое оно оказывало даже тогда, когда его носители были в стане побежденных. Исчезали царства и империи, а культура оставалась и крепла. Знаменательны слова Исократа: "Благодаря эллинской культуре имя "эллин" означает уже не происхождение, а духовный склад; эллинами теперь называют уже не людей, связанных кровным родством, а приобщившихся к нашему просвещению". * (Исократ (436-338 гг. ло н.э.) - афинский оратор, учитель риторики и публицист. - Прим. авт. )

В Древней Греции мальчики и девочки обучались отдельно: первые - с семи лет под опекой отца или наставника, вторые - под руководством матери.

Музыкальные школы появились во времена Аристоксена, Все программы обучения признавали одинаково ценным развитие интеллекта и музыкального образования. Считалось, что каждому надо иметь трех учителей: грамматика, кифариста и педотриба (учитель гимнастики в школах Древних Афин – палестрах). Педагоги-кифаристы учили навыкам игры на лире, кифаре, пению соло и в хоре.

Лекция 3. Нравственно-воспитательный характер музыки в оценке Платона и Аристотеля.

ТЕОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ПЛАТОНА

Платон (428-348 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, в трудах которого получила дальнейшее развитие теория об этосе.

В своих работах "Государство", "Законы" и др. он уделял специальное внимание проблеме музыкального воспитания и образования. Основой системы государственного воспитания ") Платон считал музыку и гимнастику как средства всестороннего, гармоничного формирования личности.

Музыка рассматривается как морально-жизненная трени­ровка человека, владеющего собой и организованного; в отли­чие от прочих искусств именно музыка особенно близка душевным переживаниям человека, наиболее полно способна их передать.

С этим связано и его утверждение о необходимости соединения музыки и слова, а также - отрицание чисто инструмен­тальной музыки, которая, по его мнению, не способствует развитию разума.

В "Государстве" Платон классифицирует лады с учетом их воздействия на нравы и пользы для воспитания. Так, миксолидийский, лидийский и родственные им лады он не только характеризует как "жалобные", "размягчающие душу", но и под­лежащие изъятию из практики музицирования. Ионийский и лидийский лады Платон называет "расслабляющими" и подходя­щими больше всего для застолья, пробуждающими чувство неуравновешенности в людях. Свободнорожденному, считает Платон, полезно слушать музыку во фригийском ладу, настраивающем на обдуманные, а не поспешные действия. Такая трактовка этого лада расходится с античной традицией, приписывающей ему неистовый, буйный, страстный, экстатический характер.

Философское осмысление понятия "лад" у Платона - это не только соотношение звуков, различных по высоте, это воплощение гармонии, на которой основана Вселенная. "Лад", согласие должны присутствовать и в жизни человека, стремящегося к совершенству духа, у которого "слова созвучны с делами". Гармония в душе человека порождает гармонию поступков, гармонию в обществе и благополучие в государстве, ибо "гармония - это созвучие, а созвучие - это своего рода согласие... А согласие во все... вносит музыкальное искусство, которое устанавливает ... любовь и единодушие".

Серьезное отношение к образованию в Древней Греции также отражено в работах Платона, выдвинувшего постулат о том, что дети свободны от обязательств по отношению к родителям, если те не дали им возможность получить знания.