
Кабанов М.М., Незнанов Н.Г. - Очерки динамической психиатрии
.pdfВ этом кроется еще одна проблема в работе отделения. Многие пациенты уже не раз госпитализировались в психиатрические стационары, привыкли к определенным условиям, когда проводимое лечение требует минимальной активности от них, и не понимают цели проводимых групп и интенсивной индивидуальной работы. Этому способствует еще не совсем отлаженная система направления больных в новое отде ление, например, когда они поступают незадолго перед выпиской из стационара, и, таким образом, отсутствует достаточная мотивация к психотерапевтической работе. Это диктует необходимость более плотного взаимодействия с амбулаторной психи атрической и психотерапевтической службами, занятия с родственниками психиче ски больных, отбор мотивированных на психотерапию пациентов.
Для лучшего понимания и освоения новой для российских специалистов мето дики милие-терапии, существенно отличающейся от других моделей терапии сре дой были переведены и изданы методические рекомендации сотрудников Клиники Ментершвайге (Рихарц Б., Дворжак М., 2000). В них кратко излагаются теоретиче ские основы метода динамически ориентированной терапии средой. Особый инте рес представляет вторая часть работы, посвященная конкретным вопросам практи ческого применения методики. Рассматриваются области применения и показания к использованию милие-терапии, организация деятельности милиетерапевтической группы, особенности первых встреч и групповая динамика в милие-группах, работа с «трудными» пациентами. Много внимания уделяется непосредственно выбору проекта, обсуждению полученных результатов, участию терапевтов в проведении групп.
С момента начала проведения динамически ориентированной милие-терапии, в Оренбургской областной клинической психиатрической больнице № 2 реализованы следующие милие-проекты. В обычных психиатрических отделениях, например, внутри помещений — оформление коридоров, столовой и палат с использованием изобразительной продукции самих пациентов; оборудование в одном из отделений холла для отдыха пациентов, где теле-, видеоаппаратура установлена на декоратив ной каменной стойке, украшенной комнатными растениями; строительство в холле миниатюрного фонтана с подсветкой и декоративной отделкой. Вне зданий в летнее время года несколько проектов были связаны с оформлением прогулочных двориков, которые приобрели индивидуальный вид. Руками пациентов были смонтированы бе седки, проложены дорожки, разбиты клумбы. В одном из отделений группа пациен тов создала цветочную клумбу, в центре которой находится каменная башенка для ча сов, прообразом которой послужил знаменитый лондонский Биг Бен. Другая милиегруппа оформила «философскую клумбу», расположив цветочную композицию в ви де изображения символов восточной философии Инь и Янь.
В самом отделении «Динамической психиатрии (психотерапии)» также внедря ется милие-терапия. За последний год завершены следующие милие-проекты: фак тически создан новый прогулочный дворик, где разместились зеленые насаждения, «сад камней», декоративный пруд, спортивная площадка; часть палат и помещений для групповой работы приобрели индивидуальный вид; оформлен коридор и холл от деления. Последний милие-проект — это создание и выпуск журнала «Диалог», со ставленного из творческих работ пациентов стационара. Планируется сделать изда ние ежеквартальным. Идею выпуска журнала подсказал опыт Клиники Ментершвай ге, где уже несколько лет существует подобное издание.
389
Таким образом, диапазон возможных проектов довольно широк: от группового оформления стенгазеты, написания реферата, до масштабных оформительских и строительных работ. В рамках милие-терапии ведущая роль отводится обсуждению с участниками возникающих трудностей, проблем, роли каждого из пациентов в группе, его вклада в реализацию проекта. Этим методика отличается от терапии за нятостью, поскольку не сосредотачивается на возвращении пациентам навыков тру да или просто на вовлечении их в работу, а скорее полагается на самостоятельное об щее личностное развитие пациентов. Речь идет фактически о специфической форме групповой психотерапевтической работы, опирающейся на принципы динамической психиатрии и психотерапии. В последующем планируется шире внедрять милие-те- рапию в работу отделения, сделать ее непременным атрибутом его деятельности.
Терапия средой. Терапевтическое сообщество. Логика развития полипрофес сиональной терапевтической бригады требует постепенного расширения перечня специалистов, входящих в ее состав, с неизбежным переходом к понятию терапевти ческой (социотерапевтической) среды.
Концепция «терапевтической среды» или «терапии средой», предполагает соз дание такой системы взаимоотношений в терапевтическом коллективе, в которой со трудничеству между больными и персоналом придается первостепенное значение. Основным в этой концепции является стремление привнести в распорядок психиат рических больниц социальные нормы обычной жизни, для чего необходим соответ ствующий уровень психологической готовности различных категорий медицинских работников к положительному контакту с больными (Кабанов М. М. и др., 1980).
В понятие терапевтической среды (терапевтического сообщества) вкладывается разное содержание. Нередко подчеркивается роль обстановки, внешних форм пове дения персонала («в больнице и стены лечат»). Несомненно, это имеет существенное значение. Однако в современном понимании терапевтическая среда — это, прежде всего, система социальных отношений, складывающихся в стационаре и в ближай шем окружении пациента. М. М. Кабанов (1977) определяет терапевтическую среду как рационально направляемую систему отношений больного с окружением. Речь идет, прежде всего, об установлении таких взаимоотношений между больными и персоналом, которые способствовали бы наилучшему самовыражению пациентов, их вовлечению в лечебный процесс в качестве активных и сознательных его участ ников, тренировке и развитию ими своих социальных функций и психологической коррекции их установок.
Социотерапевтические мероприятия особенно важны у психически больных, учитывая их нарастающую социальную дезадаптацию. Реально такая организация работы существовала лишь в нескольких психиатрических стационарах страны, на пример, в Институте им. В. М. Бехтерева. Описаны такие составляющие терапевти ческого сообщества, как совет больных, общие собрания больных, «функциональные группы» самообслуживания, группы свободного времени и др. (Воловик В. М. и др., 1980).
В создании терапевтической среды велика роль социального работника. В на стоящее время в его деятельности выделяется несколько направлений (Гурович И. Я. и др., 1995) — работа с конкретными пациентами, с группами пациентов, в сооб ществе, взаимодействие с внебольничными структурами и организациями, Социо терапевтические мероприятия, разумеется, не исчерпывают собой все функции СО-
ТОП
циального работника, однако являются их важной составной частью. Учитывая се годняшний уровень подготовки специалистов этого профиля, реальное формирова ние терапевтического сообщества может происходить лишь при участии всех сотрудников отделения — заведующего, врачей-психиатров, психотерапевтов, пси хологов.
Проводимая психотерапевтическая работа с пациентами в отделении «Динами ческой психиатрии (психотерапии)» не имела бы большого значения без усилий, на правленных на создание психотерапевтического сообщества. С точки зрения О. Kernberg (2000), любая модель терапевтического сообщества использует три основ ные формы групповых встреч:
1)собрание сообщества;
2)правительство пациентов;
3)встреча персонала.
Формирование бригадной формы работы и построение терапевтического сооб щества являются наиболее сложными и трудоемкими задачами отделения. Делается попытка включения в той или иной степени в деятельность стационара всех катего рий групповых собраний.
Каждую среду, в одно и тоже время, проводится общее собрание отделения, в работе которого принимает участие большинство пациентов, все психотерапевты стационара, старшая сестра отделения, дежурная смена и сотрудники Психотерапев тического центра. На общем собрании представляют новых пациентов, обсуждаются все накопившиеся вопросы за неделю, итоги занятий групп, режим и расписание ра боты, намечаются планы и мероприятия на следующие дни, отмечают особо отли чившихся пациентов. На общих собраниях рассматриваются вопросы, в той или иной степени касающиеся всех пациентов и сотрудников. Например, обсуждаются планы проведения праздников, оборудование помещений отделения и др. Периодически разбираются чрезвычайные происшествия, например, нарушения режима.
Несколько моментов в проведении общих собраний представляются принципи ально важными. Так необходимо, чтобы в работе собраний участвовал весь персонал и все врачи и/или психологи, проводящие групповую терапию в отделении. Первое время собрание вел заведующий, что лишний раз подчеркивало значимость данной процедуры. В последующем, ведущие собрания меняются для более активного во влечения в групповой процесс других психотерапевтов, однако присутствие и актив ное участие заведующего отделением, как и заведующего Психотерапевтическим центром является обязательным.
Специфические нарушения коммуникативной деятельности у больных шизоф ренией (Вид В. Д., 2001), такие как, нечеткость формулировок, отсутствие обратной связи, фрагментированная коммуникация, трудности в удержании темы беседы и лег кая переключаемость внимания, проблемы в распознавании информации о социаль ном контексте и др., диктуют необходимость специалистам придерживаться опреде ленных правил при участии в больших группах. Обсуждение различных вопросов на общем собрании должно следовать принципам групповой терапии (возможность ка ждому высказать свою точку зрения, внимание ко всем пациентам, представление об ратной связи и пр.) и заканчиваться принятием четких и конкретных решений, испол нение которых проверяется на следующих собраниях. Модель общения между сами ми специалистами и/или между терапевтами и пациентами на собрании должна слу-
391
жить примером взаимодействия для пациентов, и, следовательно, не должна повторять «коммуникативную девиацию», свойственную, например, семьям боль ных шизофренией. На эти вопросы необходимо обращать внимание на встречах пер сонала.
Элементы самоуправления пациентов («правительство» и т.п.) вводятся на об щих собраниях. Налаживается работа Совета больных, который взял бы на себя эле менты самоуправления. Конечно, собрания Совета больных проходят при участии врача, старшей сестры, социального работника. Пациенты нуждаются в стимулиро вании их деятельности, и здесь важно соблюсти грань, чтобы Совет больных не пре вратился в одно из занятий, проводимых персоналом. На общих собраниях выбира ются пациенты, ответственные за тот или иной участок работы. Так, например, су ществующая в отделении библиотека находится полностью под контролем самих па циентов.
К социотерапевтической работе активно привлекается персонал отделения, ко торый проводит зарядку в утренние часы, организует подвижные игры в вечернее время, руководит «группами занятости», где пациенты в свободное время могут за ниматься интересным для них делом. Социальный работник помимо основной рабо ты курирует подготовку различных праздничных мероприятий, концертов, выступ лений. Руководство и проведение групп невозможно без определенной подготовки и навыков, поэтому работе с персоналом уделяется особое внимание. Врачами поощ ряется создание в отделении доброжелательной атмосферы, от персонала требуется спокойное и уважительное отношение к пациентам.
Пациентам, в свою очередь, предоставлена возможность пользоваться личной одеждой, максимальная свобода передвижения в отделении. Постоянно доступен те левизор, видеомагнитофон, для просмотра телепередач и видеокассет. Всегда есть возможность играть в шахматы, шашки, домино. Улучшаются условия пребывания в отделении, внешний вид палат и помещений общего пользования.
Вбольшей степени элементы самоуправления могут быть реализованы при ус ловии регулярной деятельности милиетерапевтических групп, что в данный момент затруднено в связи с отсутствием в достаточном количестве подготовленного персо нала, в первую очередь психологов и социальных работников.
Вопросы, касающиеся работы с персоналом («встречи персонала» по О. Kernberg), излагаются в разделе «Взаимодействие и подготовка специалистов, сред него и младшего персонала для полипрофессиональных форм работы».
Витоге, в терапевтическое сообщество включаются все сотрудники психиатри ческого учреждения от главного врача до санитарки, а сама клиника начинает вос приниматься как терапевтический инструмент (Аммон Г., 1995). Это может произой ти лишь в том случае, если терапевтическая среда составляется из пациентов уже ра ботающих лечебных групп и соответствующим образом подготовленного персонала. Любые психотерапевтические мероприятия и, тем более, медикаментозная терапия занимают лишь малую часть времени, проводимого пациентом в стационаре. Сде лать лечебный процесс фактически «круглосуточным», можно лишь посредством те рапии средой. Таким образом, социотерапия является основой терапевтических дей ствий в психиатрических учреждениях (Дёрнер К., Плог У., 1997).
Однако вновь следует повторить, что создание терапевтической среды в россий ских психиатрических больницах является длительным процессом. Невозможно
опт
представить себе, что «терапевтическая среда» начинается и заканчивается в кабине те психотерапевта или психолога, а через 1,5-2 часа терапии основанной на доверии, партнерстве и принятии, пациент вновь возвращается в привычный стационар. По мимо изменения в подготовке персонала необходимы структурные изменения в ор ганизации психиатрической помощи.
Однозначного и единого решения этого вопроса в России в настоящий момент не существует. Есть несколько моделей структуры психиатрического стационара, ка ждая из которых имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Например, создание отделения типа клиники восстановительной терапии психически больных Института им. В. М. Бехтерева. В таком подразделении могут быть сконцентрирова ны большие силы психотерапевтов, психологов, социальных работников, что позво лит резко активизировать весь терапевтический процесс. Однако средние сроки пре бывания больных в обычном психиатрическом стационаре, которые неизбежно воз растут при переводе пациентов из одного отделения в другое, и определенные орга низационные трудности вряд ли позволят широко использовать этот вариант. Тем более что в подобных отделениях резко возрастает опасность развития так называе мой «элитарной психиатрии», когда в большей степени бессознательно производится отбор подходящих пациентов (молодых, активных, сохранных и т. п.), а все осталь ные нуждающиеся в психиатрической помощи направляются в другие подразделе ния или больницы (Кискер К. П. и др., 1999). Решением этой проблемы может быть постепенное внедрение терапевтических сообществ во все без исключения психиат рические структуры.
Более продуктивной представляется идея создания терапевтической среды в дневном стационаре (отделении дневного пребывания). Помимо традиционных пре имуществ дневного стационара, в этих условиях уменьшается опасность развития госпитализма, значительно проще привлекать к работе родственников душевно больных, в принципе формировать общественно-ориентированную психиатриче скую службу, т. е. службу с опорой на сообщество. Однако в наших условиях возни кает проблема доступности подобных психиатрических структур, например для па циентов, проживающих в сельской местности, не говоря уже о недостаточной рас пространенности модели дневных стационаров и иных стационарзамещающих технологий.
Промежуточной является модель, когда стационарный пациент большую часть дня находится в «реабилитационном» отделении и на протяжении всего этого време ни вовлечен в те или иные психо- и социотерапевтические мероприятия, возвращаясь в «свое» исходное отделение фактически на ночь. Этот вариант не влечет за собой резкого увеличения продолжительности стационарного лечения, но требует серьез ных организационных перемен внутри самого психиатрического стационара.
Особый вопрос — это численный состав отделения, где формируется терапев тическая среда. С точки зрения О. Kernberg (2000) общее количество пациентов и пер сонала в этих условиях не должно превышать 80-100 человек. Обычно приводят еще меньшие цифры, например от 20 человек (в идеале) и максимально до 50 (Кискер К. П. и др., 1999). Сравнение этих рекомендаций с реальным положением в психиатри ческих стационарах России неизбежно приводит к выводу необходимости коренного реформирования существующей психиатрической системы, децентрализации и деинституализации структуры психиатрической помощи.
393