Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
60
Добавлен:
18.05.2015
Размер:
58.88 Кб
Скачать

ПРЕДМЕТ, МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУРСА

В современной классификации отраслей, представленной в научной и учебной юридической литературе, образовательному праву как отрасли самостоятельного места практически не отводится. Такое положение обусловлено достаточно острыми дискуссиями среди ученых-юристов относительно того, считать ли образовательное право правовой отраслью или нет.

Под юридическим режимом понимаются специфические приемы регулирования – особые способы закрепления и осуществления прав и обязанностей субъектов правоотношений, специфические санкции и способы их применения, иные компоненты, образующие метод правового регулирования отрасли права, а также действующие в пределах этой отрасли единые принципы, иные общие положения. Таким образом, правовой режим отрасли подразделяется на два компонента: а) особые приемы регулирования, воплощающиеся в методе правового регулирования; б) особые принципы, общие положения, пронизывающих содержание отрасли.

Двумя основными критериями выделения самостоятельной отрасли права являются предмет и метод правового регулирования. Основным аргументом противников восприятия самостоятельной отрасли «образовательное право» как является то, что у образовательного права отсутствуют собственные предмет и метод правового регулирования общественных отношений – главные критерии отраслевой дифференциации. Предмет правового регулирования – это вид общественных отношений. Специфика предмета правового регулирования выражается в особенностях составляющих его структурных элементов: субъектов, объекта регулируемых отношений, социальных фактов, способствующих возникновению соответствующих отношений, практической деятельности людей.

Среди российских правоведов нет единого понимания не только, что является объектом образовательного права, но и объекта правоотношения вообще. В генезисе правоотношений объект играет решающую роль. Он всегда выступает действенным стимулом, побуждающим субъектов к активным действиям, в том числе к вступлению в правоотношение, в котором каждая сторона обладает не только субъективными правами, но и несет юридические обязанности.

Далеко не всякое знание, полученное познающим субъектом, выступает объектом образовательных правоотношений. В этом качестве знание может выступать прежде всего в условиях, характерных для образовательных правоотношений, которые складываются между образовательными учреждениями и обучающимися в процессе их обучения и воспитания.

Аналогичный подход следует применить и к характеристике воспитанности как объекту образовательных отношений. Поскольку личностью не рождаются, а ею становятся, то и воспитание обучающихся Закон РФ «Об образовании» признает неотъемлемой частью образовательного процесса не только в школе, но и высших учебных заведениях, а результаты такого воспитания важнейшим компонентом качественного образования. В ст. 14 Закона РФ «Об образовании», закрепляющего общие требования к образованию, говорится о том, что образование должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры, формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровень образовательной программы картины мира, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества. К сожалению, далеко не все стандарты даже высшего профессионального образования соответствуют названной статье Закона РФ «Об образовании» и ограничиваются традиционно понимаемым объектом образования как совокупности знаний, навыков и умений.

Под объектом образовательных отношений традиционно подразумеваются системные знания, навыки и умения, приобретенные гражданином в процессе обучения и воспитания, уровень которых отвечает требованиям государственного образовательного стандарта и удостоверяется документом о соответствующем образовании.

В действующем отраслевом законодательстве имеются определенные механизмы, обеспечивающие своими возможностями регулирование столь специфических отношений, которые складываются в сфере образования. Так, в Трудовом кодексе Российской Федерации существует глава 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников», нормы статей которых отражают наиболее основные особенности регулирования труда педагогических работников. В этом плане данная глава может быть отнесена и к образовательному праву с тем лишь уточнением, что в системе образования трудятся не только педагогические работники, но и множество других субъектов – учащиеся, административно-управленческий и учебно-вспомогательный персонал образовательных учреждений, работники органов управления образованием и т.д., трудовая деятельность также обладает спецификой.

В предмет образовательного права входят прежде всего общественные отношения, которые регулируются образовательным правом, но лежат за пределами образовательных отношений. Это отношения, в которые вступают обучающиеся, педагогические работники и руководство образовательного учреждения в процессе управления учреждением, а также отношения, связанные социальной защитой обучающихся и привлечением их к дисциплинарной и материальной ответственности.

В системе образовательного права также могут быть выделены отношения, которые предшествуют образовательным, сопутствуют им или вытекают из них. Это прежде всего отношения в сфере дошкольного образования. Ст. 9 Закона РФ «Об образовании» включает в число общеобразовательных программ, программы дошкольного образования. Ст. 19 Закона признает дошкольные учреждения в качестве самостоятельного типа образовательных учреждений, а ст. 18 Закона закрепляет основы правового регулирования дошкольного образования. Тем самым создается впечатление, что отношения в сфере дошкольного образования представляют собой один из видов общего образования.

Однако, как справедливо отмечается в юридической литературе, отношения в сфере дошкольного образования не в полной мере обладают признаками образовательного отношения. Согласно преамбуле Закона РФ «Об образовании», образование это процесс воспитания и обучения, сопровождающийся констатацией гражданином установленных государством образовательных цензов и подтверждаемый определенным документом. Однако дошкольное образование может, во-первых, проводиться силами родителей, без участия дошкольных образовательных учреждений; во-вторых, завершаться без итоговой аттестации знаний обучающихся и без выдачи соответствующего документа. Кроме того, для возникновения отношений на уровне начального общего образования не требуется представление документа об усвоении программы дошкольного образования.

Что касается метода правового регулирования, под которым понимается совокупность способов, приемов и средств правового регулирования образовательных отношений, то главная его особенность связана с той же спецификой образовательной деятельности по обучению, воспитанию и личностному развитию обучающихся в различного рода образовательных учреждениях, на разных уровнях и формах образования.

К числу наиболее значимых специфических черт метода образовательного права в теории образовательного права относятся:

а) применение императивного и императивно-диспозитивного методов правового регулирования общественных отношений;

б) своеобразие правового статуса участников образовательных отношений;

в) общедоступность и бесплатность начального и основного общего образования, а также среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования;

г) сочетание нормативно-правового регулирования образовательных отношений на федеральном уровне с нормативно-правовым регулированием субъектами Российской Федерации (региональный уровень), нормативно-правовым регулированием органами местного самоуправления и локальным регулированием образовательными учреждениями;

д) единство и дифференциация нормативно-правового регулирования образовательных отношений;

е) сочетание государственного контроля за качеством образования автономностью образовательных учреждений, свободой и плюрализмом в образовании;

ж) специфика правоприменительной деятельности в процессе текущей и итоговой аттестации обучающихся;

з) особенности применения юридической ответственности за противоправные посягательства на образовательные отношения, на правопорядок в образовательной сфере.

Сочетание императивного и императивно-диспозитивного методов регулирования образовательным отношений называют одной из характерных черт метода образовательного права, отличающей его от метода правового регулирования административного, финансового права, применяющих императивный метод, а также от метода гражданского права, основанного на диспозитивном методе. Именно несходство методов правового регулирования образовательного права и других отраслей права не позволяет использовать нормы других отраслей права для регулирования образовательных отношений, имеющих особый, только им присущий правовой режим.

Сочетание императивного и диспозитивного методов последовательно проводится на всех уровнях механизма правового регулирования образовательных отношений, в том числе и на стадии законотворчества, при распределении нормотворческой компетенции между Федерацией, ее субъектами и образовательными учреждениями.

Императивно-диспозитивный метод, применяемый в регулировании образовательных отношений в форме сочетания централизованного правотворчества с локальным позволяет приспособить правовой статус участников образовательных отношений к условиям, в которых ведется обучение, адаптировать общие федеральные нормы применительно к специфике отдельного региона и даже отдельного образовательного учреждения. Однако, как показывает практика, этот способ правового регулирования образовательных отношений пока что действует недостаточно эффективно и не обеспечивает единства нормативно-правового регулирования этих отношений. Одна из основных причин этого - принятие законодательными органами субъектов Российской Федерации норм, противоречащих федеральному законодательству и неправомерно ограничивающих права и свободы субъектов РФ, предусмотренные федеральным законодательством.

Реализация императивного и диспозитивного методов правового регулирования образовательных отношений ярко проявляется и на стадии правоприменительной деятельности, осуществляемой образовательными учреждениями и педагогическими работниками, где властный, авторитарный характер правоприменения сведен до минимума.

Важнейшей чертой метода правового регулирования образовательного права является сочетание в нем единства и дифференциации нормативно-правового регулирования образовательных отношений.

Характеризуя метод регулирования образовательного права, нужно учитывать то обстоятельство, что собственное содержание метода, его специфика наиболее полно проявляются в правовом статусе субъектов образовательных отношений, а не всех субъектов, которые действуют в сфере образования. Для субъектов этих отношений характерны следующие моменты:

возникновение у обучающихся дееспособности в более раннем возрасте, нежели у граждан в других отраслях права;

реализация права на образование осуществляется в таких качественно различных формах, как использование права на образование собственными действиями и посредством обучения и воспитания, осуществляемого образовательным учреждением;

сочетание конституционного права на бесплатное среднее общее образование с обязанностью получить такое образование;

придание правовому статусу педагогических работников властных полномочий, связанных с организацией и проведением учебных занятий и промежуточной аттестацией обучающихся;

автономность участников образовательных отношений при исполнении возложенных на них обязанностей.

Термин «образовательное право» широко используется и представителями юридической и педагогической практики. В учебных планах педагогических и юридических вузов, институтов и факультетов повышения квалификации педагогических работников всех уровней образования все чаще отводится место учебной дисциплине «Образовательное право», а для специальности 032700 Юриспруденция она входит в число дисциплин предметной подготовки федерального компонента соответствующего государственного образовательного стандарта.

Одним из первых определил образовательное законодательство в качестве самостоятельной отрасли правовой системы и как отрасль законодательства В.И. Шкатулла.

Несколько иначе, как самостоятельную отрасль права, имеющую специфический предмет и метод правового регулирования, определяет и обосновывает образовательное право В.М. Сырых. Автор выделяет в качестве особого примера самостоятельной отрасли образовательные отношения, устанавливающиеся между участниками образовательной деятельности с целью получения обучающимися общего или профессионального образования в соответствии с уровнем, определяемым образовательной программой и подтверждаемым документом о соответствующем образовании и (или) квалификации.

При этом из предмета регулирования выделяются только образовательные услуги, оказываемые с целью углубления знаний, а отношения в сфере образовательных услуг представляют собой уже полноценный институт гражданского и образовательного права.

Структура отношений в сфере образования дает основания говорить о действительно уникальной особенности предмета образовательного права. Уникальность эта состоит в том, что образовательное право, аккумулируя в себе возможности различных отраслей права, использует их для достижения и решения главных целей и задач, которые стоят перед образовательным институтом общества вообще, а также целей и задач, отражающих особенностей различных уровней и форм образования. Тем самым, образовательное право опосредованно включает в себя институты и нормы тех отраслей права (законодательства), которые регулирует прямо или косвенно соответствующие отношения в сфере образования. Однако, это не означает, что образовательное право представляет собой некую механическую совокупность такого рода отраслевых институтов права.

Таким образом, образовательное право обладает всеми системо-образующими признаками, которые присущи любой отрасли российского права. Характерно, что эти свойства, присущие образовательному праву, находятся не в стадии становления, формирования, а наличествуют, проявляют себя в ставшей, развитой форме, достигли того уровня, при котором имеются все основания признать эту отрасль в качестве отдельного и самостоятельного компонента системы российского права.

Исходя из изложенного, можно признать наличие отрасли образовательного права. Примыкание к образовательному праву институтов административного, трудового, гражданского, финансового и иных отраслей права не меняет как их отраслевой принадлежности, так и специфику, своеобразие самого образовательного права.