Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реферат_07.05.docx
Скачиваний:
107
Добавлен:
15.05.2015
Размер:
65.7 Кб
Скачать

1.2. История возникновения психоанализа. З.Фрейд и его теория

Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а через год начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений» [16], в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в следующей книге «Психопатология обыденной жизни» [3, с.8]. Постепенно его идеи приобретали признание. В 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок почитателей и последователей, в который входят К.Юнг, А.Адлер, К.Хорни и др. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение ширится. Но Фрейд становится все более догматичным во взглядах, не терпит отклонений от своей концепции, пресекая попытки самостоятельной разработки и анализа положений психотерапии или структуры личности, предпринимаемые учениками. В последствии это приводит к разрыву с Фрейдом многих его последователей.

Фрейд назвал свое учение психоанализом – по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов и истерии.

Психоанализ является частью психотерапии, врачебным методом исследования. Став врачом, занявшись лечением больных психическими расстройствами, Фрейд на первых порах пытался объяснить их симптомы динамикой нервных процессов. Однако чем больше он углублялся в эту область, тем острее испытывал неудовлетворенность. Ни в нейрофизиологии, ни в царившей тогда психологии сознания он не видел средств, позволяющих объяснить причины патологических изменений в психике своих пациентов.

В поисках выхода Фрейд обратился от анализа сознания к анализу скрытых, глубинных слоев психической активности личности. До Фрейда они не были предметом психологии, после него стали его неотъемлемой частью [8, с. 113].

Первый импульс к их изучению дало применение гипноза. Внушив загипнотизированному человеку какое-либо действие, с тем, чтобы он выполнил его после пробуждения, можно наблюдать, как он, хотя и совершает его будучи в полном сознании, но истиной причины не знает и начинает придумывать для него мотивы, чтобы оправдать свой поступок. Истинные причины от сознания скрыты, но именно они правят поведением.

Фрейдовская теория складывалась постепенно, как конструктор из кубиков. Для начала он заменил гипноз методом свободной ассоциации. К нему он пришел в ходе психотерапевтических сеансов, столкнувшись однажды с клиенткой, которая протестовала против того, что ей мешали беспрепятственно излить поток своих мыслей. После этого случая Фрейд изменил тактику и перестал вмешиваться в спонтанный рассказ больного [22, с. 261]. Фрейд использовал «свободные ассоциации» для того, чтобы проследить ход мыслей своих пациентов, скрытый не только от врача, но и от них самих. В их содержании Фрейд искал ключ к бессознательному. Он пытался выяснить, чему соответствуют ассоциации не в мире внешних объектов, а во внутреннем мире субъектов.

Затем З. Фрейд объявил подавленную сексуальность основной причиной нервных расстройств. В качестве силы, движущей душевной жизнью, Фрейд выдвинул могучее сексуальное начало - либидо. Еще одним кубиком психоанализа стала тенденция к символизации, т.е. подмена реальных действий символами. Теорию дополнили объяснения таких проявлений подсознания, как сновидения, непроизвольные действия (оговорки, описки). Была сформулирована концепция вытеснения, согласно которой неприятные мысли изгоняются из области сознательного в подсознание. Отдельные работы ученый посвятил Эдипову комплексу, инстинктивному влечению человека одновременно к жизни (эрос) и к смерти (танатос) [10, с.105].

Взгляды Фрейда можно разделить на три области: метод лечения функциональных психических заболеваний, теория личности и теория общества. При этом стержнем всей системы являются его взгляды на развитие и структуру личности.

Фрейд считал, что психика состоит из трех слоев: сознательное, предсознательное, бессознательное, в которых и располагаются основные структуры личности [14, 15].

Сознательное – это мысли, которые мы помним, понимаем откуда они появились, можем ими управлять.

Бессознательное – это все остальные психические процессы того же человека. Подсознательный психический процесс проявляется обычно как противоречие сознательным процесса.

Предсознательное - состояние на грани перехода от бессознательного к сознательному. Во времена Фрейда считалось само собой разумеющимся, что вся психика – сознательная за исключением некоторых мелочей, вроде снов. Фрейд долгие годы боролся с этим убеждением, доказывая, что есть и другая часть психики – бессознательная.

В бессознательном расположена одна из структур личности – Ид, которая фактически является энергетической основой личности. В Ид содержаться врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, к разрядке и таким образом доминируют деятельность субъекта. Существуют два врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и смерти, которые находятся в антагонистических отношениях, создавая основу внутреннего конфликта [15, с.53].

С точки зрения Фрейда, инстинкты являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая нашу деятельность. Либидо, о котором так много писали и сам Фрейд и его ученики, и является той специальной энергией, которая связана с инстинктом жизни. Энергии, связанной с инстинктом смерти и агрессии, Фрейд не дал собственного имени, но постоянно говорил о ее существовании.

Вторая структура личности – Эго, по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в подсознании. Таким образом, мы всегда может осознать свое Я.

Третья структура личности – Супер-Эго – не врожденная; она формируется в процессе жизни. Механизмом его формирования является идентификация с близким взрослым своего пола, черты и качества которого становятся содержанием Супер-Эго. В процессе идентификации у детей формируется также Эдипов комплекс (у мальчиков) или комплекс Электры (у девочек) [7, с.124].

Важнейшее место в теории Фрейда занимал его метод – психоанализ, для объяснения работы которого и были созданы остальные части его теории. В своей психотерапии Фрейд исходил из того, что врач занимает в глазах пациента место родителя, доминирующее положение которого пациент признает безусловно. При этом устанавливается канал, по которому происходит беспрепятственный обмен энергией между терапевтом и пациентом, т.е. появляется трансфер. Благодаря этому терапевт не только проникает в бессознательное своего пациента, но и внушает ему определенные положения, прежде всего свое понимание, свой анализ причин его невротического состояния. Этот анализ происходит на основе символической интерпретации ассоциаций, снов и ошибок пациента, т.е. следов его вытесненного влечения. Врач не просто делится с пациентом своими наблюдениями, но и внушает ему свое толкование.

Открыв объективную психодинамику и психоэнергетику мотивов поведения личности, скрытую за «кулисами» ее сознания, Фрейд преобразовал прежнее понимание предмета психологии. Проделанная им и множеством последователей работа обнажила важнейшую роль мотивационных факторов как объективных регуляторов поведения, не зависимых от того, что нашептывает «голос самосознания» [22, с. 114].

Фрейдовский метод сбора данных неоднократно подвергался критике с разных сторон. Рассмотрим подробнее те претензии, которые высказывались в адрес фрейдовского метода работы с эмпирическим материалом [18, с.426]:

Во-первых, все свои наблюдения Фрейд проводил несистематическим и неконтролируемым образом. Он никогда не делал дословных записей сообщений пациента, а работал на основе отдельных заметок, производимых зачастую через несколько часов после окончания сеанса. Понятно, что часть исходных данных (сообщений пациента) неизбежно при этом терялась по причине несовершенства памяти и неустранимой возможности искажений и неполноты записей. Таким образом, исходные данные содержат в себе лишь то, что Фрейд сумел запомнить.

Во-вторых, вполне вероятно, что, воспроизводя по памяти сообщения пациентов, Фрейд одновременно подвергал их некоторой интерпретации. Также возможно, что он был движим желанием найти материал, подтверждающий его идеи.

В-третьих, существуют определенные расхождения между исходными заметками Фрейда, сделанными непосредственно после терапевтических сеансов, и теми историями болезни, которые он впоследствии опубликовал и которые, якобы, основываются на тех же самых заметках. Один из исследователей провел тщательное сравнение тех и других источников и обнаружил ряд расхождений. Историки науки уже не могут провести подобные исследования на более широком материале, поскольку большинство исходных материалов своих пациентов Фрейд уничтожил.

Можно привести и четвертое возражение против фрейдовского метода сбора данных. Даже если предположить, что велись дословные записи всех сообщений пациентов, все же остается неясной степень точности самих их сообщений. Фрейд совершил несколько попыток проверить сообщения пациентов о своих детских переживаниях. Его критики отмечают, что следовало бы более тщательно изучить достоверность сообщений путем опроса родственников и друзей пациентов. Таким образом, исходный момент в построении любой теории – сбор данных – в данном случае может быть охарактеризован как неполный, несовершенный и неточный.

Что касается следующей ступени теоретического исследования - выводов и обобщений – здесь также невозможно сказать что-либо определенное, поскольку Фрейд никогда не разъяснял тех причин, по которым он делал те или иные выводы. А поскольку его исходные данные не поддаются количественному или статистическому анализу, историки также не в состоянии определить степень их надежности или статистической достоверности.

Уязвимы для критики и базовые допущения Фрейда относительно природы человека. Даже его последователи признают, что он часто противоречил сам себе, а его определения базовых понятий - таких, как ид, эго и супер-эго, – недостаточно ясны. Впрочем, это обстоятельство признавал и сам Фрейд. В поздних своих работах он отмечал трудности строгого определения некоторых идей.

Многие исследователи не принимали взглядов Фрейда на природу женской психики. Он полагал, что женщины имеют менее развитое супер-эго, а также подвержены чувству неполноценности, потому что у них отсутствует пенис. Одна из заметных представителей психоаналитического движения – Карен Хорни – даже покинула фрейдовский круг по причине несогласия с этими положениями [18, с.428].

Другие неофрейдисты подвергли критике фрейдовское неприятие свободы воли и его преимущественную сосредоточенность на прошлом опыте в ущерб анализу надежд человека и его целей на будущее. Третьи критиковали то обстоятельство, что Фрейд строил свою теорию личности на основании наблюдений за невротиками, оставляя без внимания эмоциональную жизнь здоровых людей. Все эти возражения впоследствии послужили различным исследователям основанием для создания собственных вариантов теории личности. Появление подобных альтернативных теорий в лагере психоаналитиков в итоге привело к оформлению в рамках фрейдизма нескольких конкурирующих направлений.