Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Иванов мф.rtf
Скачиваний:
11
Добавлен:
14.05.2015
Размер:
183.68 Кб
Скачать

3.Начальные вклады и достижения. 1900-1914 г.

Начав в 1900 году свою педагогическую деятельность в Харьковском ветеринарном институте, Михаил Фёдорович до последних дней своей жизни не прерывал её. В Харькове он читает целый ряд зоотехнических дисциплин: общую зоотехнию, кормление, крупный рогатый скот, коневодство, свиноводство, овцеводство, экстерьер лошади, молочное дело, общую гигиену с зоогигиеной.С исключительной энергией начал он в устной форме и путём многочисленных докладов и докладных записок ратовать за улучшение постановки зоотехнии в ветеринарных институтах. По его инициативе Харьковская губернская земская управа разослала во все земства особую анкету с вопросами, касающимися деятельности ветеринарных врачей в области зоотехнии.

Отчёты земств были посланы на Областной ветеринарный съезд, на котором Михаил Фёдорович выступил с докладом «О необходимости более рационального преподавания животноводства в ветеринарных институтах». И Михаил Фёдорович добился больших успехов. На учебные пособия вместо 100 рублей стали отпускать 300; увеличили ассигнования на работу кафедры; была организована зоотехническая лаборатория; стали отпускать средства на экскурсии, появилась возможность показать своим слушателям образцы животных на заводах, фермах и в частных хозяйствах.

С организацией зоотехнической лаборатории началась работа и по чисто зоотехническим вопросам.

Кроме большой работы в Ветеринарном институте, Михаил Фёдорович готовился ещё к магистерскому экзамену и в 1901 году выдержал его.

Для магистерской диссертации он выбрал тему агрохимическую: «К вопросу об изменении азотистых веществ в плесневелых кормах». Материал для неё он обрабатывал у себя в лаборатории.

Ещё в бытность студентом того же самого института, где он теперь преподавал, и, позднее, Цюрихского политехникума, своими научно-исследовательскими работами, био- и агрохимическими работами он обратил на себя внимание как серьёзный исследователь.

В 1903 году после блестящей защиты диссертации Михаил Фёдорович получил учёную степень и был утверждён штатным доцентом, в 1906 году — сверхштатным экстраординарным профессором, а через год — штатным экстраординарным профессором.

Преподавательская деятельность Михаила Фёдоровича не ограничилась одним Ветеринарным институтом. С 1906 года и до его переезда в Москву, т. е. до 1914 года, он состоял приват-доцентом в Харьковском университете на физико-математическом факультете, где читал курс зоотехнии для студентов естественников-агрономов.

С первых шагов своей научной деятельности он устанавливает связь с практическим животноводством.

Летом 1902 года Михаил Фёдорович, получив командировку, совершает большое путешествие по целому ряду районов России. Начиная с Архангельской губернии на севере и кончая Кубанью на юге, он посетил лучшие хозяйства, бывал на ярмарках скота, на животноводческих выставках, в молочных хозяйствах, знакомился с земскими и правительственными мероприятиями по улучшению животноводства в Саратовской, Казанской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Вологодской и Архангельской губерниях. В Архангельской губернии он оставался более продолжительное время, уделив особое внимание изучению холмогорского скота. В результате этой поездки были сделаны два доклада на Первом всероссийском съезде ветеринарных врачей в Петербурге в 1903 году: 1) «Задачи русского животноводства» и 2) «Скотоводческие выставки и их недостатки».

Летом следующего 1904 года Михаил Фёдорович был снова командирован для ознакомления с государственными конскими заводами и животноводством юга и юго-востока России.

Он изъездил огромные пространства России и посетил заводы: Стрелецкий, Лимаревский, Деркульский, Ново-Александровский, Хреновской. Тогда же он познакомился с частным заводом арабских лошадей Строгонова и некоторыми хозяйствами Кубанской области (Штенгеля, Цеховских). В Ставропольской губернии он детально и глубоко изучил животноводство, осмотрев хозяйства Петрика, Гахаева, Николаенко, Агапинова и др.

Отчёты об обследованиях были сданы им в печать по возвращении из командировки.

В 1905 году он был командирован Ветеринарным управлением в Будапешт на Международный ветеринарный конгресс.

В 1906 году Михаил Фёдорович получил приглашение от очень крупного землевладельца Таврической губернии Фальц-Фейна вести подбор и бонитировку овец в его имении Дорнбург (теперь совхоз имени Чкалова в Ново-Троицком районе, Херсонской области). Далее шли владения его матери и братьев, в том числе брата — владельца известной Аскании-Нова. По совету харьковского профессора П. Н. Крахт-Палеева, работавшего над прививками животных в имениях Фальц-Фейнов, владелец Дорнбурга пригласил на работу Михаила Фёдоровича.

Владелец Аскании-Нова также вверил бонитировку своих неисчислимых стад Михаилу Фёдоровичу. Этот хозяин Аскании-Нова мнил себя большим знатоком овцеводства. Зная недобросовестную бонитировку немецких специалистов, он отнёсся недоверчиво и к работе русского бонитёра. Не раз проделывал он всякого рода хитрости, желая проверить знания своего бонитёра. Работая в сарае, Михаил Фёдорович разделял, или, говоря зоотехническим языком, разбивал на классы овец, соответственно их качествам. Пастухи, или, как их на юге называют, чабаны, подводили к бонитёру поочерёдно овец, и Михаил Фёдорович определял каждую в тот или иной класс. Немцы очень истончили шерсть в стадах Фальц-Фейнов, и животные имели вид переразвитый, необходимо было работать над изменением стад. По поводу этой переделки владелец не раз вступал в споры со своим бонитёром.

Самолюбивый Михаил Фёдорович давно бы оставил работу у Фальц-Фейна, если бы не лелеял мечту организовать в Аскании-Нова, хотя бы в небольших размерах, зоотехническую опытную станцию и поставить исследовательскую работу и опыты.

Однако, после долгих и безуспешных споров о направлении в работе с овцами, он предложил владельцу стад подыскать себе более удобного бонитёра. Фальц-Фейн не имел намерения расстаться с таким крупным специалистом и уступил требованиям человека, получавшего у него плату за свой труд.

Постепенно, видя положительные результаты работы, Фальц-Фейн стал относиться с уважением к Михаилу Фёдоровичу и в конце концов безоговорочно и бесконтрольно доверил ему свои огромные стада.

Фальц-Фейн был скуп и жаден. Увидев, что бескорыстный по натуре Михаил Фёдорович любит своё дело, владелец стад взвалил на него за одну и ту же плату сначала бонитировку рогатого скота, затем лошадей, и в конце кониов всё огромное животноводство Аскании-Нова.

Многие годы Михаил Фёдорович не поднимал вопроса об организации зоотехнической станции в Аскании-Нова.

Наряду с проведением большой исследовательской работы Михаил Фёдорович много времени уделял литературному труду. Ясность изложения, соединённая с глубоким анализом и практически ценным содержанием, сделали его труды популярными среди специалистов.

Очень интересна одна из первых статей его под названием «Мясные качества русских пород скота», напечатанная в «Южнорусской сельскохозяйственной газете».

В России в то время господствовало сильное увлечение заграничными породами скота. В этой своей статье он критикует подобное увлечение и указывает, подтверждая цифровыми данными, что наш серый украинский, киргизский и астраханский скот по своим мясным качествам нисколько не уступает заграничным породам, а между тем мы его скрещиваем с иностранными породами, тратя сотни тысяч на опыты. Михаил Фёдорович, высмеивая подобное низкопоклонство, так заканчивает статью: «Мы не только заботимся об английских желудках и мечтаем наполнить их нашим мясом, но в круг наших забот входят и карманы англичан, в которые мы пока сыпем русские деньги за шорт-горнский скот».

Огромная разносторонняя деятельность молодого учёного привлекает к себе внимание, и его приглашают читать лекции в разные города России на курсах по животноводству и по предметам, связанным с животноводством: биологии, бактериологии и др.

Ни одна животноводческая выставка в России не обходится без его участия как эксперта или распорядителя. Его приглашают на совещания учреждений, имеющих отношение к сельскому хозяйству, поручают руководство большими и ответственными обследованиями.

Вместе с широкой научно-исследовательской деятельностью стала развиваться его большая общественная работа. Его избирают членом общественных учреждений и организаций: Общества сельского хозяйства, Медицинского общества, Общества распространения в народе грамотности, Редакционной комиссии по изданию «Народной энциклопедии» научных и прикладных знаний. При сотрудничестве и под редакцией Михаила Фёдоровича вышел том энциклопедии «Животноводство». М.Ф.участвует на съезде овцеводов, состоявшемся в 1907 году в Петербурге, и на Всероссийском съезде по овцеводству в Москве в 1912 году. Там он делает доклад: «Что дала метизация в русском овцеводстве».

В 1909 году на 11-м Всероссийском съезде ветеринарных врачей в Москве он выступает с докладами: «Необходимость более рационального преподавания животноводства в ветеринарных институтах» и «Необходимость опытных зоотехнических станций».

Помимо этого в Москве его избирают членом Московского общества сельского хозяйства, Общества акклиматизации и Общества московских ветеринарных врачей.

Он явился учредителем Общества любителей природы в Харькове, был избран членом его правления и оставался им вплоть до переезда в Москву.

С самого начала своей деятельности в области животноводства он был неутомимым и талантливым сеятелем теоретической и практической зоотехнической науки.

На совещаниях, в докладах, в письменной и устной форме призывал он к организации опытных станций по животноводству. Долгое время призыв этот был «гласом вопиющего в пустыне».

Летом Михаил Фёдорович со скудным запасом денег отправлялся за границу знакомиться с новинками и достижениями в области животноводства. В этих поездках он старался пополнить кафедру приобретением научных пособий: альбомами, моделями разных пород лошадей, овец, свиней, кур. Он приобретал иногда некоторые приборы для лабораторий и однажды привёз очень ценный гербарий. Словом, для своей кафедры он делал всё, насколько у него хватало средств и возможностей, и работал не щадя своих сил.

Наряду с большой научной, педагогической и общественной работой Михаил Фёдорович занимался также и практической работой, от которой он никогда не отрывался.

Он занимался бонитировкой и селекцией овец у разных овцеводов, работал также в области искусственного осеменения лошадей и рогатого скота, организовал в одном из крупных хозяйств Киевской губернии курсы по искусственному осеменению рогатого скота, на которых преподавал технику этого дела ветеринарным врачам.

В 1913 году Михаил Фёдорович по конкурсу был избран Московским сельскохозяйственным институтом (ныне Тимирязевская сельскохозяйственная академия) адъюнкт-профессором по кафедре частной зоотехнии.