Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
98
Добавлен:
11.05.2015
Размер:
34.3 Кб
Скачать

НИКОЛАЙ КОПЕРНИК

НИКОЛАЙ КОПЕРНИК (1473—1543) — великий польский мыслитель, астроном. Начав свое образование в Краковском университете, Коперник продолжил его в Италии, где получил возможность читать в подлинниках древних античных философов, познакомился с идеями флорентийских неоплатоников. Вернувшись на родину, он посвятил себя астрономии. Итоги наблюдений над небесными светилами Коперник изложил в книге «Об обращениях небесных сфер», опубликованной в самом конце его жизни. В ней возрождается, развивается, математически обосновывается древняя идея гелиоцентризма: Земля не является центром мира и не стоит на месте: она вращается вокруг своей оси и вместе с другими планетами — вокруг Солнца. Учение Коперника опровергло многовековую геоцентрическую традицию Аристотеля—Птолемея и послужило исходным пунктом развития новой астрономии и физики, научного познания мира.

Отрывки из книг Коперника «Очерк нового механизма мира» в переводе Ф. А. Петровского печатаются по изданию: Антология мировой философии. В 4-х томах. Т. 2: Европейская философия от эпохи Возрождения по эпоху Просвещения. — М., 1970.

Посвящение Павлу III предваряет текст «Обращений…»

Мое долгое колебание и даже сопротивление были сломлены друзьями, один из которых постоянно подталкивал меня и побуждал к опубликованию этой книги, которая оставалась у меня втуне не девять, а более чем трижды девять лет…Они убеждали меня не лишать ученых-математиков права ознакомиться с моим трудом.

Мне легко предвидеть, Святейший Отче, как некоторые, едва прочтут в моей книге о вращениях сфер Вселенной, что я признаю подвижность Земли, тут же начнут требовать, чтобы меня отправили в ссылку. Я посмел пойти против общепринятых мнений математиков. Ожидаемое презрение за новизну и абсурдность моих идей почти убедили меня оставить задуманное дело.

ОЧЕРК НОВОГО МЕХАНИЗМА МИРА

Мне кажется, что предки наши предполагали в механизме мира существование значительно большего числа небесных кругов, главным образом для того, чтобы правильно объяснить явления движения блуждающих звезд, ибо бессмысленным казалось предполагать, что совершенно круглая масса небес неравномерно двигалась в различные времена. Кроме того, они заметили, что путем сложения и соединения регулярных движений можно в определенном поло­жении вызвать разнообразие видимых движений. [...]

Заметив это, я стал часто задумываться над вопросами, нельзя ли обдумать более разумную систему кругов, с помощью которой всякую кажущуюся неправильность движения можно было бы объяснить, употребляя уже только одни равномерные движения, вокруг их центров, чего требует главный принцип абсолютного, [истинного], движения. Принявшись за это очень трудное и почти не поддающееся изучению дело, я убедился в конце концов, что эту задачу можно разрешить при помощи значительно меньшего и более соответствующего аппарата, чем тот, который был когда-то придуман с этой целью, если только можно будет принять некоторые положения (называемые аксиомами), которые сейчас здесь перечисляем.

Первое положение: Не существует общего центра для всех кругов, т. е. небесных сфер.

Второе положение: Центр Земли не является центром мира, а только центром тяжести и центром пути Луны.

Третье положение: Все пути планет окружают со всех сторон Солнце, вблизи которого находится центр мира.

Четвертое положение. Отношение расстояния Солнца от Земли к удаленности небосвода меньше, чем отношение радиуса Земли к расстоянию от Солнца, так что отношение это в бездне небес оказывается ничтожным.

Пятое положение: Все, что мы видим движущимся на небосводе, объясняется вовсе не его собственным движением, а вызвано движением самой Земли. Это она вместе с ближайшими ее элементами совершает в течение суток вращательное движение вокруг своих неизменных полюсов и по отношению к прочно неподвижному небу.

Шестое положение. Любое кажущееся движение Солнца не происходит от его собственного движения; это иллюзия, вызванная движением Земли и ее орбиты, по которой мы обращаемся вокруг Солнца или же вокруг какой-то другой звезды, что означает, что Земля совершает одновременно несколько движений.

Седьмое положение: Наблюдаемое у планет попятное движение и движение поступательное не являются их собственным движением; это тоже иллюзия, вызванная подвижностью самой Земли. Таким образом, уже самого ее движения достаточно, чтобы объяснить столько мнимых различий на небе.

Так вот, предположив это, я постараюсь вскоре показать, как удается закономерно спасти принцип равномерности движений. Мне кажется, что в этой небольшой работе надо, ради краткости, пропустить математические доказательства, предназначенные для более обширного трактата по этому вопросу. Однако мы приведем здесь при объяснении самих кругов размеры радиусов орбит, что человеку, знающему математические на­уки, позволит легко убедиться, как прекрасно такая система кру­гов количественно сходится с наблюдениями на небе.

Если же кто-нибудь обвинит нас, что подобно пифаго­рейцам мы слишком опрометчиво (temerarie) утверждаем подвижность Земли, пускай учтет и этот серьезный аргу­мент, почерпнутый из рассмотрения системы орбит на небе. Основные мотивы, при помощи которых физиологи пыта­ются доказать неподвижность Земли, основываются главным образом на наблюдаемых явлениях, но все это должно уже в самом начале рухнуть, поскольку мы сами в такой же степе­ни поддаемся иллюзии (apparentia).

ОБ ОБРАЩЕНИЯХ НЕБЕСНЫХ СФЕР

Ты найдешь, прилежный читатель, в этом недавно за­конченном и изданном труде движения звезд и планет, представленные на основании как древних, так и совре­менных наблюдений, развитые на новых и удивительных теориях. К тому же ты имеешь полезнейшие таблицы, по которым ты можешь удобнейшим образом вычислять их на любое время. Поэтому, усердный читатель, покупай, чи­тай и извлекай пользу.

[Посвящение Папе Павлу Ш]

Думается мне, святейший отец, что некоторые лица, как только узнают, что я в сочинении моем о движениях небес­ных сфер допускаю различное движение земного шара, без дальнейшего разбора осудят меня и мои воззрения. Я во­все не столь высокого мнения о своей теории, чтобы не об­ращать внимания на мнения других. Хотя знаю, что мысли философа довольно далеки от суждения народного, так как первый обязан во всем доискиваться истины настолько, сколько дано от Бога уму человеческому, но тем не менее я полагаю, что должно отрешиться от взгляда, далекого от ис­тины. По этой причине, рассуждая сам с собою о том, сколь нелепо покажется всем, знакомым с утвердившимся в продолжение стольких веков мнением о неподвижном положе-