Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Макаренко

.doc
Скачиваний:
13
Добавлен:
30.04.2015
Размер:
40.45 Кб
Скачать

Макаренко Антон Семенович (1888-1939)

Особое место в отечественной педагогике первой трети XX в. принадлежит А.С. Макаренко (1888-1939), который известен как блестящий педагог - практик и писатель. После окончания Кременчугского городского училища и Высших педагогических курсов при нем стал работать учителем железнодорожного учи­лища на Украине. События 1905—1907 гг. оказали огромное влияние на Макаренко. Он участвовал в съездах учителей, увле­кался творчеством Горького. В 1917 г. с золотой медалью окончил Полтавский учительский институт. В сентябре 1920 г. создал и возглавил трудовую колонию для несовершеннолетних право­нарушителей близ Полтавы, где на практике осуществил обуче­ние и воспитание в сочетании с производительным трудом. С 1927 г. участвовал в организации детской трудовой Комму­ны им. Дзержинского в пригороде Харькова. В 1937 г. переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагоги­ческой деятельности. Система педагогических взглядов Макарен­ко изложена в его статьях, выступлениях, докладах, литературно-художественных произведениях. Широкую известность педагогу принесли его книги «Педагогическая поэма» (1933-1935), «Флаги на башнях» (1938), «Книга для родителей» (1937).

Разработал систему воспитания, отвечающую задачам строительства нового общества. Ядро учения Макарен­ко — теория коллективного воспитания. Он разработал вопросы организации коллектива, методов воспитания в нем, методику организации трудового и эстетического воспитания, формиро­вания сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций.

Им выделены три стадии развития коллектива:

создание,

становление и

сплочение в единую организацию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Его педагогиче­ские находки (разновозрастные отряды, совет командиров, об­щее собрание и др.) наполнили теорию коллектива новыми эле­ментами. Открытия Макаренко оказали существенное влияние как на педагогику, так и на развитие смежных с педагогикой дисциплин — социальной педагогики, педагогической психоло­гии и др.

В своих литературно-педагогических произведениях А.С. Макаренко делал акцент на роли традиций, обычаев, норм, ценностей, стиля и тона отношений, складывающих­ся в данном коллективе, подчеркивая значение самоуправ­ления воспитанников как решающего фактора воспитатель­ного воздействия на детей. Много внимания А.С. Макаренко уделял методике организации воспитательного процесса. Раз­работанная и многократно описанная им в своих трудах ме­тодика так называемого параллельного действия, перспек­тивных линий развития коллектива, «метод взрыва» оказали большое влияние на практику работы советской школы.

Особое внимание в своей педа­гогической практике А.С. Макаренко уделял роли вос­питателя в педагогическом процессе, считая, что, лишенный своеобразно трактуемой свободы творчества, подвергаемый мелочной проверке, воспитатель ничего, кроме вреда, не при­несет воспитаннику. Воспитатель должен иметь право на риск, на свободу маневрирования в сложных и непредсказуемых условиях педагогического взаимодействия, но в рамках тех ус­тановок, о которых говорилось выше, что и было решающим. Особо педагогов привлекала в те годы позиция А.С. Ма­каренко по вопросам использования приемов поощрения и наказания. Он считал, что наказание, ущемляющее честь и до­стоинство личности, действительно портит человека. Но нака­зание, направленное на защиту ценностей и норм коллектива, способствующее защищенности личности от насилия, спра­ведливо и необходимо. Всепрощение оказывает разрушитель­ное воздействие на межличностные отношения в коллективе и приводит к разложению коллектива. Отказ от наказаний делает учителя беззащитным перед агрессивным поведением детей. Каким бы ни было наказание: «арестом», когда воспитанник должен был сидеть два часа в кабинете А.С. Макаренко, или исключением воспитанника из колонии, — оно всегда должно отражать обоснованное требование коллектива ко всем участ­никам педагогического процесса. Эти идеи в целом противоре­чили духу школы 20-х гг., когда Н.К. Крупская, П.П. Блонский, С.Т. Шацкий выступали против применения наказаний.

Уставом школы 20-х гг. устанавливался запрет на любые формы и виды наказаний детей. Считалось, что дисциплинарные про­ступки детей провоцируются исключительно плохой деятель­ностью педагогов, и стоит только ликвидировать вызывающие негативное поведение факторы — ребенок начинает вести себя нормально.

Н.К. Крупская категорически выступала против так назы­ваемых детских судов. А. С. Макаренко же в конституции стра­ны ФЭД (Устава коммуны им. Ф.Э. Дзержинского) вводил товарищеский суд, подчеркивая его демократический харак­тер. Заседания суда должны были происходить открыто, в при­сутствии воспитателей и воспитанников. Члены суда избира­лись на три месяца в составе четырех воспитанников, пятым был воспитатель. Наблюдение за выполнением решения суда возлагалось на выбираемого общим собранием судебного исполнителя.

Н.К. Крупская выступала против «кодекса» наказаний, в котором перечислялись бы «штрафы», накладываемые на воспитанников за проступки. А. С. Макаренко же считал воз­можным использование такого кодекса и даже в некоторых случаях считал возможным применение физической силы, главным образом с целью предупреждения противоправных действий, что вызвало резкую отрицательную реакцию Н.К. Крупской на появившиеся в печати сообщения о при­менении наказаний в колонии им. М. Горького.

Выдвинутые А.С. Макаренко идеи и опыт его работы ог­раничивали сложившиеся в советской педагогике представ­ления о чудодейственной роли производительного труда. Он полагал, что труд, и прежде всего труд индустриальный, является важным, но не единственным средством воспита­ния. Нужно отметить, что в практической деятельности в колонии им. М. Горького и коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, предназначавшихся для беспризорников и малолетних пра­вонарушителей, что нередко забывается при оценке деятель­ности А.С. Макаренко, несомненно, талантливого педагога, использовались очевидная муштра и формы организации жизни воспитанников, которые нельзя было распространять на массовую школу.

При жизни Макаренко официальная педагогика насторо­женно относилась к «рядовому», «провинциальному практику», чьи идеи шли вразрез с общепринятыми. Нападки на него в центральной педагогической прессе, на съездах и совещаниях педагогических работников были постоянными. Макаренко был сильной, незаурядной личностью, творчески подходил к реше­нию вопросов воспитания и обучения в новых социальных ус­ловиях. Он имел свою позицию по ряду вопросов, которую по­следовательно защищал. С критикой Макаренко выступали Крупская, Луначарский и другие известные деятели образова­ния того времени. Его обвиняли в демократизме, чрезмерном увлечении самоуправлением, нарушении принципов трудового воспитания в советской педагогике, педагогическом непрофес­сионализме и некомпетентности. Трактовка его работ в совет­ский период носила ярко выраженный односторонний харак­тер, публикация трудов проводилась с купюрами и исправле­ниями, идеологическими штампами. Идеи Макаренко получили большую популярность за рубежом (Германия, Япония), где действовали Макаренко-центры и лаборатории, скрупулезно изучавшие и анализировавшие его педагогическое наследие. От­крытие в СССР доступа к документам, и архивам в середине 1980-х гг. позволило отечественным исследователям дать объек­тивную оценку педагогическому творчеству А.С. Макаренко.

Из отечественных педагогов советского периода, наследие которых вызывало и вызывает массу разноречивых оценок, был Антон Семенович Макаренко (1888—1939). Его педагогическая де­ятельность в колониях для малолетних правонарушителей нача­лась еще в 20-е гг. — в колонии им. AM. Горького и в коммуне им. Ф.Э. Дзержинского. Опубликованная в 1933 г. «Педагогическая поэма» АС. Макаренко вызвала в стране огромный интерес. Это литературное произведение оценивалось в те годы как манифест нового воспитания, в центре которого находится коллектив, со­здающий благоприятные условия для развития личности. Сама идея воспитания в коллективе и с помощью коллектива для фор­мирования человека-конформиста была доминирующей в со­ветской педагогике с начала 20-х и до 80-х гг. XX в.

Сразу же после смерти АС. Макаренко началась канонизация его идей и опыта практической деятельности. Потребности, влечения и желания личности, ее внутренний мир отодвигались все более и более на второй план. Кол­лектив долгие годы рассматривался в качестве инструмента манипулятивных действий педагога.

Исходя из того что цели коллек­тива в широком его понимании должны становиться целями отдельной личности и реализовываться в условиях разнообразной обще­ственно полезной деятельности, А. С. Макаренко видел задачу шко­лы в том, чтобы из своих стен она выпускала энергичных и целеуст­ремленных людей, оценивающих любой свой поступок прежде всего с точки зрения интересов общества.

Однако более полную и объективную оценку роли АС. Ма­каренко как практика, а тем более теоретика педагогики смогут дать только исследователи XXI в. Мы же все находим­ся еще в том же ментальном пространстве, что и педагоги 50—80-х гг. нашего столетия.

3