Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
13
Добавлен:
24.04.2015
Размер:
130.05 Кб
Скачать

В. П. Иванов: к новой национальной антинаркотической модели россии

Уважаемые коллеги!

За последние три года нам удалось в результате целенаправленной совместной работы выйти на решения по формированию современной системы противодействия наркомании.

Серьезным этапом стало заседание Совета Безопасности Российской Федерации 8 сентября 2009 года, в решениях которого были очерчены основные проблемы и пути их решения.

Ровно год назад, Указом Президента Российской Федерации № 690 впервые в нашей стране была утверждена Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.

В настоящее время в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации идёт разработка Государственной программы противодействия незаконному обороту наркотиков, нацеленная на кардинальное снижение спроса на наркотики и развития системы медицинской и социальной реабилитации больных наркоманией.

Таким образом, консолидированными усилиями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и всех заинтересованных органов государственной власти в тесном взаимодействии с обществом противодействие незаконному обороту наркотиков поднято на качественно новый управленческий уровень.

В своём выступлении хотел бы сделать акцент не столько на уже сделанное, это изложено в представленной Вашему вниманию Справке, а на наиболее важные проблемы, которые планируется решить в ближайшие год – два.

Здесь нужны и ваше понимание, уважаемые сенаторы, и ваша помощь.

Противодействие незаконному обороту наркотиков к настоящему времени чётко выстроилось по четырём базовым направлениям, обусловленных необходимостью слома базовых факторов воспроизводства наркомании в Российской Федерации: оперативно-полицейское, антинаркотическая дипломатия, социальная реабилитация и ресоциализация, госрегулирование.

Первое направление – собственно полицейское, осуществляемое всем пулом правоохранительных органов.

В нём два органически связанных между собой сегмента.

Во-первых, – это ликвидация транснациональных и национальных преступных наркокартелей и группировок, организующих крупные каналы поставок наркотиков.

Здесь ключевым фактором являются наркобароны всех видов, воспроизводящие преступные сообщества и группировки.

Вторым полицейским направлением является уничтожение локальных наркорынков в регионах путем ликвидации дистрибутивных сбытовых сетей.

Именно здесь – на локальном уровне – и работает главный и самый мощный фактор воспроизводства наркомании – это уличное или дворовое распространение наркотиков преимущественно самими же наркопотребителями, так называемыми «бегунками».

В условиях отсутствия в РФ юридически закрепленного механизма мотивации наркозависимых сбытчиков к своему излечению, они же и являются базовым элементом воспроизводства себе подобных.

Иными словами, эпидемическое наркоинфицирование населения осуществляется именно здесь.

Оценивая реализацию репрессивной функции государством на полицейском направлении, достаточно указать на тот факт, что при общем существенном падении в последние годы преступности, количество пресеченных наркопреступлений имело неуклонную тенденцию к росту, достигнув цифры в 222 тысячи преступлений и свыше 100 тысяч привлеченных к ответственности в 2010 году.

Число молодых людей отбывающих наказание за наркопреступления в местах лишения свободы, по сравнению с 2005 годом, увеличилось вдвое, а в целом каждый восьмой заключенный в настоящее время осужден по наркостатьям,

Количество преступников из числа наркопотребителей, изолированных от общества по решению суда, за этот же период времени увеличилось более чем в два раза. В итоге, в мегаполисах каждый третий приговор выносится судами по расследованным наркопреступлениям, а в общем объеме пресеченных правонарушений наркопреступления занимают третье место после краж и экономических преступлений.

Совершенно очевидно, что это свидетельствует о повышении интенсивности реализации полицейской функции государства, однако, возникает вопрос: сколько ещё надо привлечь к ответственности и посадить преступивших закон людей, в основе своей молодых? Двести, триста тысяч или полмиллиона?

Представляется, что по этой линии мы достигли естественных пределов роста и здесь необходимо выходить на принципиально новые механизмы массовой социальной работы и базовой профилактики в виде опережающего развития образования, спорта, досуга молодёжи.

Хочу также обратить Ваше внимание на тот факт, что наркобизнес исключительно изощрённо выстраивает инфраструктуру распространения наркотиков в учреждениях досуга молодёжи, прежде всего в ночных клубах и дискотеках, подчеркну, через рядовых наркопотребителей, сами наркодилеры туда не идут, идут сами наркопотребители, выступая в роли как собственно торговых агентов, так и в роли своего рода модераторов стиля поведения.

И наряду с мерами уголовной ответственности за организацию распространения наркотиков в местах массового досуга мы продвигаем дальнейшее усиление ответственности юридических лиц, как за употребление наркотиков в развлекательных учреждениях, так и за нахождение там посетителей в наркотическом опьянении, активизировать в этом направлении работу органов по делам молодёжи.

Второе направление – антинаркотическая дипломатия.

Ключевым фактором наркодавления и воспроизводства наркомании по этому направлению является внешняя наркоагрессия, прежде всего это колоссальное давление на Россию опиатов, а в последнее время и гашиша афганского происхождения.

Афганистан продолжает оставаться центральным источником и звеном глобальной наркоиндустрии, и, к сожалению, действенных границ между Россией и этим наркогосударством практически нет.

То же самое касается и контрабанды в Россию преимущественно из европейских стран синтетических наркотиков и кокаина, перехват которого ежегодно растёт на 30 процентов.

В основе устойчивого существования этого фактора воспроизводства наркомании лежит крайняя разобщённость мирового сообщества и отсутствие единой стратегии по ликвидации глобальных наркотрафиков.

На примере Афганистана это особенно хорошо видно.

В связи с этим нам в последние три года фактически пришлось с нуля создать это новое направление антинаркотической дипломатии.

В начале прошлого года мировому сообществу был предложен не только оригинальный анализ причин афганского наркопроизводства, но и конкретный план ликвидации афганского наркопроизводства «Радуга-2».

Впервые этот план был заявлен на заседании Совета Россия-НАТО в Брюсселе в марте прошлого года, далее – в Европарламенте в апреле, и затем на всех ведущих международных антинаркотических площадках.

Главным успехом по данному направлению стало российское влияние на европейских политиков, в результате чего в декабре прошлого года Европарламентом была принята новая стратегия Евросоюза по Афганистану, где были поддержаны все основные положения российского плана, включая предложения о создании специального агентства по ликвидации афганского наркопроизводства в пятилетний срок.

В ближайшее время планируется продвинуть создание такого российско-европейского агентства.

Действенным инструментом в сфере антинаркотической дипломатии стала деятельность Рабочей группы по противодействию незаконному обороту наркотиков в рамках двухсторонней российско-американской Президентской комиссии.

Зримым результатом стало проведение пяти совместных операций в Афганистане – самой громкой 28 октября прошлого года и 4-х операций уже в текущем году.

Ключевым регионом, на котором должны быть сегодня не просто сконцентрированы, но и в срочном порядке отмобилизованы все государственные силы России – это Центральная Азия.

В некотором смысле, с точки зрения наркотрафика, Центральная Азия для Российской Федерации становится тем же, чем Мексика для США, что несёт прямую угрозу самому существованию России.

К слову, обратил бы внимание на то, что ЦРУ в последнем выпуске «Мировой книги фактов» уже рассматривает Российскую Федерацию в категории государств Центральной Азии.

С одной стороны, геополитически нас вытесняют на периферию Евразии – к Северному Ледовитому океану, а с другой стороны, фиксируют как часть афганизируемой Центральной Азии, где осуществляется интенсивная картелизация территорий и всё большее сращивание наркокартелей с политикой.