Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кроник ОТНОШЕНИЕ К ВРЕМЕНИ.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
20.04.2015
Размер:
53.24 Кб
Скачать

Отношение к времени: психологически проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения в.С. Хомик, а.А. Кроник

 

 

В связи с проблемами отклоняющегося поведения вопрос об отношении к времени впервые был поставлен в теории воспитания А.С. Макаренко, который специально подчеркивал огромное значение ориентации на будущее, соотношение близких и дальних целей в работе с трудновоспитуемыми. Приблизительно в те же годы К. Левин, разрабатывая теорию временной перспективы, демонстрировал большую роль будущего для человека на примере молодых заключенных, которые вели себя неадекватным образом — совершали побег, зная о предстоящем досрочном освобождении.

В последнее время проблемы временной перспективы стали традиционными в психологических исследованиях личности. Одно из прочно утвердившихся положений современной психологии гласит: «Психологическая перспектива будущего и есть теоретическая возможность воспитания» [6; 162]. Если исходить из этого тезиса, то дефекты воспитания — различные случаи отклоняющегося поведения — должны сопровождаться короткой будущей временной перспективой. Действительно, именно такие особенности отношения к времени обнаружены у юношей-правонарушителей [24] и у взрослых алкоголиков [18].

Существует и другая точка зрения, в которой большее значение придается психологическому настоящему в формировании зрелой, социально адаптированной и продуктивной личности. Примечательно в связи с этим замечание Ж. Нюттена, специально занимающегося проблемами отношения к времени: «В последние годы началось наступление на временную перспективу с претензией на то, что действующая личность — это такая личность, которая не имеет временной перспективы, а живет настоящим. Человек, который занимается только будущим или прошлым — человек с временными перспективами,— не способен осуществлять свои потенциалы» [20; 30]. В авангарде этого «наступления» — представители гуманистической психологии. По словам одного из них, Э. Шострома, «мы можем вспоминать прошлое, предвосхищать будущее, но жить мы можем только в настоящем... Чтобы психотерапия могла помочь решить

 

99

 

наши проблемы, она должна нам помочь жить в настоящем» [22; 356].

Что касается ретроспективных ориентаций, то целенаправленное формирование личностно-значимого отношения к прошлому всегда было эффективным средством воспитания подрастающего поколения в традиционных культурах. Прошлое становилось особенно значимым регулятором социального поведения личности благодаря глубокому знанию детьми их родословной, нередко вплоть до 20-го поколения.

Все вышесказанное показывает, сколь трудно отдать предпочтение какому-либо из модусов психологического времени с точки зрения их роли в успешной социализации личности. Универсального решения скорее всего не существует. Сделать ли воспитательный акцент на прошлом, настоящем или будущем — зависит от конкретных социально-исторических условий, норм и ценностей данного общества. Поэтому в контексте современных проблем психологии отклоняющегося поведения особенно важным становится конкретное эмпирическое изучение отношений личности к времени. В нашем исследовании мы ограничились в основном анализом отношений к настоящему и будущему — вопросам наиболее дискуссионным.

В исследовании участвовали 87 юношей IX—Х классов Москвы и 50 юношей из воспитательно-трудовой колонии (ВТК). В выборку воспитанников ВТК мы включили только тех юношей, которые в предшествующий преступлению период злоупотребляли алкоголем. Поэтому представленные ниже данные можно интерпретировать в двух взаимодополняющих аспектах: во-первых, в связи с вопросами противоправного поведения и, во-вторых,— с проблемой ранней алкоголизации.

Использовались следующие методики измерения отношений личности к времени жизни и употреблению алкоголя: 1) система измерений временной ориентации по рассказам ТАТ [16][23]; 2) тест «оценивание пятилетий жизни», измеряющий соотношение прошлого и будущего, реализованность и психологический возраст личности [7]; 3) шкалы переживания времени (на основе работ [7][20] был составлен список 29 семибалльных шкал для оценки переживаний настоящего и будущего. Конкретные формулировки шкальных высказываний приводятся ниже по ходу интерпретации полученных данных); 4) шкала «отношение к спиртным напиткам» из патохарактерологического опросника [12]; 5) шкала «приобщение к алкоголю в юношеском возрасте» [20]; 6) в связи с частыми упоминаниями зависимости локуса контроля от временной перспективы [10] использовался также опросник для измерения уровня субъективного контроля [1].

Статистическая обработка полученных данных включала вычисление средних по каждому параметру применительно к школьникам и воспитанникам ВТК, факторный анализ в обеих выборках [см. 15].