
- •Санкт-петербургский юридический институт (филиал) академии генеральной прокуратуры
- •Вопрос № 1. «Экономические функции и задачи государства: традиционное описание»
- •Вопрос № 2. «Публичный сектор и его роль в современной экономике»
- •Три основные функции публичного сектора:
- •Вопрос № 3. «Эффективность. Общее равновесие»
- •График 1. Граница (или кривая) производственных возможностей - production frontier
- •Xmax X
- •Вопрос № 4. «Несостоятельность рынка и теория общественного выбора» Несостоятельность рынка – изъяны (провалы; неэффективность) рынка –
- •Примеры несостоятельности (неэффективности) рынка в современной России:
- •Вопрос № 5. «Справедливость»
- •Стремление к справедливости может быть двух вариантов:
- •График 2. Кривая Лоренца
- •1 2
- •Данные расчетов коэффициента Джини:
- •Данные расчетов Децильного коэффициента:
- •Вопрос № 6. «общественные блага»
- •Примеры чистых общественных благ:
- •Вопрос № 7. «о публичном интересе в экономике как объекте прокурорской защиты»
- •Объекты прокурорской защиты публичного интереса в экономике:
Примеры чистых общественных благ:
- блага, обладающие особыми достоинствами, имеющие непреходящее социальное значение для жизни общества – услуги образования, культуры, здравоохранения;
- блага, важные для формирования правового обеспечения жизнедеятельности общества - уголовное, гражданское и иное законодательство; услуги судебной системы, пенитенциарной системы, системы судебных приставов и др.;
- блага в сфере правоохранительной деятельности – правопорядок, безопасность от криминальных угроз и др.
- блага в сфере обеспечения безопасности от внешних угроз - военно-охранная деятельность государства и др.
Важно подчеркнуть, что обеспечение правового режима функционирования экономических связей, отношений и институтов и создание безопасных условий для деятельности всех экономических агентов считается одним из основополагающих императивов цивилизованного рыночного хозяйства. Социальное значение воспроизводства этих благ сложно переоценить, поскольку преимущественно именно от этого зависит поддержание единого нормативного порядка в обществе, социального равновесия и гармонии, создание предпосылок для обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Эффективность выполнения государством своей аллокационной функции зависит от ряда обстоятельств, в числе которых особо выделяются величина цены общественных благ и издержек на их создание, а также степень справедливости и адекватности цены по отношению к уровню качества предоставляемых общественных благ.
Цена общественных благ устанавливается государством как производителем-монополистом. Денежным воплощением этой цены является государственный бюджет, предусматривающий в числе прочих и расходы на осуществление законотворческой деятельности, поддержание правопорядка и обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Процесс же оплаты обществом приобретаемых благ выражается в форме сбора налогов. Последнее означает, что уклонение от уплаты налогов следует трактовать как незаконное отчуждение благ, принадлежащих всему обществу, т.е. как кражу, со всеми вытекающими последствиями.
Поэтому борьба с уклонением от уплаты налогов есть ни что иное, как защита имущественных прав собственника – защита общества от противоправного отчуждения принадлежащих ему благ. Именно, такое понимание проблемы свойственно сообществу развитых стран.
Поскольку государство монопольно устанавливает цену на свои товары «Чистые общественные блага», то для общества вовсе не безразличен вопрос о величине этой цены и ее адекватности качеству предоставляемых благ. В том, как решает эти вопросы государство, проявляется степень его объективности и справедливости. При наличии основ правовой государственности оно стремится при этом максимально выражать единый, совокупный интерес общества. При отклонении от этого вектора гражданское общество имеет возможность воздействия на институты государства. Общество переходное, в котором еще не утвердились, не состоялись, не укрепились демократические традиции и процедуры, пока не располагает механизмами прямого и оперативного воздействия на «зарвавшееся» государство. Похожая ситуация сложилась в России в 90-е годы ХХ века и выход следует искать в ускорении процессов формирования основ гражданского общества и укрепления правовых начал государственности, - и развитии на этой основе демократии.
Неадекватная цена или низкое качество чистых общественных благ приводят к неудовлетворенности потребностей общества и его субъектов и, соответственно, к утрате монополии государства на их производство, ослаблению позиций национальной безопасности.
Угроза безопасности нации проявляется за счет того, что государство-производитель вытесняется с этого специфического рынка, а его место начинают занимать неформальные, теневые и даже криминальные структуры. Именно они становятся соперничающими с государством конкурентами в предоставлении населению и бизнесу услуг по охране, обеспечению безопасности, разрешению финансово-хозяйственных и имущественных споров, возврату долгов, компенсации упущенной прибыли, наказанию «провинившихся игроков» и др.
С этих позиций возникновение теневой экономики может рассматриваться как следствие функционирования неэффективного государства. Этот вывод имеет принципиальное значение для формирования системы представлений о причинах, порождающих избыточный рост теневой экономики.
При утрате монополии государства на выполнение аллокационной функции возникают отрицательные внешние эффекты, экстерналии. Речь идет о том, что за счет исчезновения свойств несоперничества в потреблении и неисключаемости чистых общественных благ нарушаются принципы социальной справедливости и равенства в доступе к потреблению благ, усиливаются олигополистические тенденции – отдельные немногочисленные группы граждан становятся «избранными» потребителями этих жизненно важных услуг, и др. Подобное произошло у нас в начале-середине 90-х годов ХХ века, когда российское государство утратило монополию легитимного насилия, налогообложения и охраны правопорядка. В итоге на территории, находящейся под формальной юрисдикцией государства, появились конкурирующие и неподконтрольные государству источники насилия и инстанции налогообложения.
Длительное сохранение дисфункций в действиях государства при создании чистых общественных благ и установлении цен на них может служить основанием для санации государства-монополиста как недобросовестного производителя и продавца этих благ в ходе процедур президентских и парламентских выборов, отставки правительства, перехода правящей партии в оппозицию и т.п. Если же государство-монополист препятствует проведению этих легальных санационных процедур, оно рискует подвергнуться процедуре безусловного ускоренного банкротства в ходе политической революции или переворота.
Но от крайних форм перестройки социального и политико-экономического механизма в 90-е годы ХХ века российское общество предохраняла, прежде всего, теневая экономика.
Именно она играла роль распределительного клапана, направляющего ресурсы и процессы общественного воспроизводства в «теневой сектор» и за счет этого в определенном смысле снимающего проблему удовлетворения потребностей, включая потребление чистых общественных благ.
Теневая экономика в переходных обществах часто играет и роль своеобразного демпфера, гасящего излишнюю социальную напряженность – за счет того, что она в определенной части решает для домашних хозяйств проблему занятости и доходов. Государство в переходном обществе часто самоустраняется от выполнения таких обязанностей, обрекая население на бедность и тяготы самовыживания, в то время как именно теневая экономика дает рабочие места и важный источник дополнительного (либо единственно возможного) дохода. Таким образом, теневая экономика в определенных конкретно-исторических условиях может выступать в качестве некоего компенсаторного механизма, позволяющего сгладить недостатки и ущербность легальной системы хозяйствования переходного общества, снизить социальные издержки неумелого рыночного реформирования. В некоторых случаях теневую экономику можно рассматривать и в качестве латентного катализатора экономических реформ, поскольку – согласно Эрнандо де Сото, - именно в ее пространстве, избавленном от бюрократической косности и инерционности легальных правил хозяйствования, значительно быстрее начинает включаться потенциал предпринимательской и трудовой самодеятельности населения.
Таким образом, существует прямая взаимообусловленность между состоянием эффективности государства, с одной стороны, и темпами и масштабами воспроизводства теневой экономики, с другой. В частности, можно говорить о том, что неумелое и недостаточно полное выполнение государством своей аллокационной функции детерминирует рост теневой экономики в части создания чистых общественных благ. Теневая же экономика как социальный институт может на определенных этапах общественного развития временно выполнять функции, с которыми незрелое государство пока не в силах справиться самостоятельно.
При этом задача общества состоит, по нашему мнению, в том, чтобы минимизировать сроки деятельности на этом рынке названного «временщика» и быстрее восстановить законную монополию легального производителя-продавца, т.е. государства. Такой взгляд на проблему позволит глубже понять причины феномена бурного роста теневой экономики в переходных обществах и сформулировать концептуальное видение политики противодействия этому явлению, которая была бы свободна от столь популярных репрессивно-силовых методов противодействия всякому социальному злу.