Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
163
Добавлен:
13.04.2015
Размер:
468.48 Кб
Скачать

Содержательный модуль № 2

СОЦИАЛЬНО_ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

ЛЕКЦИЯ 6

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Структура занятости населения и новые профессии информационного общества. Информационное неравенство как глобальная проблема современности. Образовательное неравенство – новый тип социального расслоения общества. Технократия в информационном обществе. Деградация капитализма в информационном обществе. Миграция и урбанизация в информационном обществе.

На современном этапе развития научно-технологической революции традиционные представления о качестве жизни у многих миллионов людей существенным образом изменяются. Качество жизни современного человека становится во все большей степени зависимым от уровня потребления им информационных продуктов и услуг, а также от их доступности и качества. Мобильная телефония, персональные компьютеры с выходом в сеть Интернет, многоканальное цифровое телевидение, бортовые автомобильные навигационные спутниковые системы – все это уже неотъемлемые атрибуты современного человека, без которых его повседневная жизнь и профессиональная деятельность становятся неполноценными.

В последние годы средства информатики и новые информационные технологии быстро совершенствуются и, что очень важно, становятся доступными для все более широких слоев населения. Они позволяют людям экономить затраты времени на решение многих повседневных и производственных проблем, создают новые возможности для практической реализации человеком своих гражданских прав и свобод.

Весьма характерно, что уже сегодня, как в развитых, так и во многих развивающихся странах, все большее количество информационных услуг оказывается населению бесплатно, а затраты по их обеспечению принимают на себя муниципальные, региональные и государственные бюджеты.

Таким образом, качество жизни современного человека все больше определяется способностью общества предоставлять ему необходимые информационные продукты и услуги, т.е. информационным качеством самого общества. Именно поэтому в последние годы и появились такие новые понятия,как информационная бедность и информационное неравенство. Причем, эти понятия используются не только по отношению к отдельным людям, но также и для характеристики целых стран и регионов мира.

По мнению Э. Тоффлера, в информационном обществе будут совсем другие, отличные от традиционных, представления о структуре личного, корпоративного и национального богатства. Так, например, если ранее основными компонентами личного богатства считались, главным образом, материальные ценности и денежные средства, которые давали людям возможности не только удовлетворять насущные потребности, но также и осуществлять свои желания и планы деятельности, то в ближайшем будущем дело будет обстоять совершенно иначе. Ведь уже сегодня многие потребности и желания человека связаны с возможностью использования им современных информационных ресурсов и технологий, средств связи и телекоммуникации. Весь наш образ жизни становится в последние годы все более информационным по своему содержанию, и нет никакого сомнения в том, что эта важная тенденция развития цивилизации сохранится и в будущем.

Структура занятости населения в информационном обществе

По данным официальной статистики, количество безработных в Украине постоянно продолжает расти. Это серьезная социальная проблема, над решением которой сейчас работают органы государственной власти в центре и на местах, а также руководители структур бизнеса. Однако, возможности новых информационных технологий при этом практически не используются. А ведь такие возможности есть и их использование может дать весьма существенный социально-экономический эффект достаточно быстро. Прежде всего, здесь следовало бы подумать об увеличении занятости в информационной сфере общества, развитие которой является для современной Украины исключительно важной и актуальной проблемой.

По оценкам экспертов, уровень обеспеченности необходимыми кадрами отечественной отрасли ИКТ сегодня не превышают 40 %. Наиболее дефицитными сегодня являются разработчики программного обеспечения, системные интеграторы, руководители проектов информатизации различных сфер деятельности, и, конечно же, преподаватели информатики для ВУЗов, общеобразовательных школ и колледжей. Поэтому подготовка специалистов современного уровня квалификации по указанным направлениям является важнейшей задачей системы образования, которая должна быть соответствующим образом перестроена.

Помимо социального эффекта повышения занятости населения, решение этой задачи даст в будущем и весьма существенный экономический эффект. В качестве примера здесь можно привести опыт Индии, которая сегодня занимает второе (после США) место на мировом рынке программного обеспечения. Доля Индии на этом рынке составляет 20 %, в то время как Украине принадлежит всего около 0,1%. Этот результат был достигнут благодаря реализации в Индии национальной программы создания крупных центров так называемого «оффшорного программирования». Сегодня в Индии существуют 13 таких центров, в которых занято около 500 тыс. человек. Их основной продукцией являются компоненты программных систем, которые разрабатываются индийскими специалистами по заданиям американских и канадских компаний. По имеющимся прогнозам, объем таких разработок к 2010 году может достигнуть 100 млрд. долларов, что составит почти четвертую часть всего индийского экспорта.

Развитие в Индии индустрии программного обеспечения потребовало создания и соответствующей технической и кадровой поддержки. Для этих целей в стране были созданы два крупных сборочных завода компьютерной техники, принадлежащие известным американским компаниям. Кроме того, ряд крупных индийских фирм осуществили перепрофилирование своей деятельности в направлении разработки программного обеспечения. В этой области даже появились первые индийские миллиардеры.

При активной поддержке государства в Индии создана сеть специализированных учебных заведений, которая осуществляет подготовку специалистов для индийских ИКТ - технопарков. Зарплата программиста в этих технопарков составляет 15-17 долларов в час, что для индийских условий является вполне достойным уровнем оплаты труда.

Информационное общество и проблема занятости инвалидов, пенсионеров и женщин с детьми. По данным социологических исследований, в Украине сегодня насчитывается более 1 млн. инвалидов, многие из которых имеют ограниченную мобильность, но вполне могли бы работать на дому. Современные информационные технологии предоставляют для этого хорошие возможности, которые пока еще очень мало используются. Персональный компьютер с выходом в сеть Интернет, лазерный принтер и, возможно, сканер – вот и весь тот минимальный набор средств информатики, который может дать работу нескольким миллионам наших инвалидов. Для многих из них это единственная возможность почувствовать себя полезными для общества и заработать необходимые средства для своего существования. К сожалению, наши социальные службы этой возможности не видят и никаких действий для ее практического использования не предпринимают. И здесь мы вновь сталкиваемся с проблемой ментальности наших чиновников, сознание которых находится еще на уровне прошлого века.

Развитие системы «информационного надомничества» могло бы дать работу не только инвалидам, но также и пенсионерам, которые, по мере своих возможностей, могли бы участвовать в трудовой деятельности. Для многих из них это не только дополнительный заработок, но также и весьма важный морально-психологический фактор. Ведь многие пенсионеры имеют большой производственный, научный и педагогический опыт, который они могли бы передавать молодому поколению, повышая таким образом интеллектуальный уровень российского общества.

Информационное надомничество (телеработа) является перспективным занятием и для тех женщин, которые вынуждены прервать свою трудовую деятельность в связи с беременностью или же необходимостью воспитывать дома маленьких детей. Их квалификация, знания и опыт также могли бы использоваться более эффективно по сравнению с тем, как это имеет место сегодня.

Информационное неравенство

Термин «информационное неравенство» появился в нашем научном лексиконе сравнительно недавно, однако вокруг него уже развернулись дискуссии. Это оживленное обсуждение явно указывает на всю сложность и многозначность проблемы. С точки зрения автора, понятие «информационное неравенство» может быть рассмотрено в широком и узком смысле слова.

В широком смысле слова информационное неравенство обозначает различие (неравенство) в доступе к информации, к накопленным в обществе знаниям. Эта разница в доступе к знаниям берет начало еще в далеком прошлом, с появления первых форм письменности (пиктографическое, идеографическое письмо), когда люди стали постепенно отчуждать свои знания, переносить их на материальный носитель. Именно тогда возникла реальная основа для хранения и накопления информации. С этого времени доступ к накопленным и сохраненным в письменных документах знаниям мог получать любой грамотный человек. Особая социальная роль тогда принадлежала летописцам и переписчикам. Другими словами, доступность письменной (текстовой) информации была напрямую связана с доступностью образования для различных слоев населения.

Понятие «информационное неравенство» в узком смысле слова, следует отождествлять с понятием «цифровое неравенство» («цифровой раскол»). Существует большое число определений «цифрового неравенства». Все они, как правило, отражают ту или иную сторону данного понятия, зачастую не формируя общего представления о проблеме. Наиболее удачным является определение, в котором под «цифровым неравенством» понимается «новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий».

Впервые термин «цифровое неравенство» («digital divide») прозвучал в июле 1995 г. в отчете о проведенном исследовании Государственной администрацией телекоммуникаций и информации США «Проваливаясь в сеть: обзор сельских районов». В докладе было указано на существенные различия в доступе к новым ИТ и сети Интернет среди людей с различным доходом, уровнем образования, расовой принадлежностью и др. Было зафиксировано, что в сельской местности новые ИТ используются реже, чем в городах; среднестатистический пользователь – это белый мужчина с высшим образованием и доходом выше среднего; женщины, а также люди другой расовой принадлежности имеют меньше возможностей для использования этих технологий. Следует отметить, что дискуссии по рассматриваемой проблеме активно продолжаются в США и по сей день, о чем свидетельствует большое количество публикаций в самой различной литературе.

В глобальном контексте термин «цифровое неравенство» стал активно употребляться при анализе неравенства между странами в сфере новых технологических разработок, которое может привести к дальнейшему углублению экономического и социального неравенства и, в результате, повысить рост нестабильности в мире.

В 1997 г. Программа развития ООН в ежегодном докладе об экономическом развитии впервые ввела термин «цифровое неравенство», подразумевая под этим понятием разницу между «информационной бедностью» и «информационным богатством».

Технократия в информационном обществе

Термин "технократия" впервые применен американским исследователем В.Смитом в серии статей, опубликованных в 1919 г. в журнале "Industrial Managment". В буквальном переводе с греческого это слово означает "власть мастерства". В дальнейшем понятие получило три обще употребляемых толкования:

во-первых, теоретические концепции власти, основанной не на идеологии, а на научно-техническом знании;

во-вторых, тип социально-политического устройства общества, практически реализующий принципы этой концепции;

в-третьих, социальный слой носителей научно-технического знания, выполняющих функции управления.

Центральной в технократических концепциях является идея о возможности эффективного функционирования власти, основанной на научной компетенции, о возможности замены политического субъективного решения решением рациональным и объективным. Основой претензий на впасть для технократов служит все возрастающая роль специальных знаний в управлении не только производственными, но и социально-политическими процессами, а также значение научно-технического прогресса для развития современного информационного общества в целом.

Технократическая идеология за последние десятилетия получила распространение практически во всех странах индустриализованного мира. Но в настоящее время она сильно отличается от так называемого классического технократизма, выразителем которого был Т. Веблен. Эволюция технократических идей происходила,

во-первых, от надежды на полную замену политики рациональным научным управлением к стремлению максимально деидеологизировать политику и обеспечить всестороннюю научно-техническую экспертизу управленческих решений,

во-вторых, от иллюзий об обществе, в котором у власти находятся исключительно инженеры и ученые, к признанию технократов одной из властвующих элит современного общества.

На стадии информационного общества технократия начинает оказывать существенное влияние на политическую власть. Усиление интенсивности данного влияния связано с распространением в обществе технокультуры, рационализирующей и механизирующей все сферы жизнедеятельности. Политическая роль технократии базируется на ее научной компетенции, обладании специализированной информацией и методикой принятия эффективных решений. В этой связи выполнение властных функций технократией имеет как бы два уровня.

С одной стороны, научно-технические специалисты на стадии подготовки управленческих решений, выступая в качестве экспертов по отдельным проблемам, обладают возможностью повлиять на конечный результат. С другой стороны, специалисты с техническим образованием стали все чаще занимать руководящие посты, причем не только в промышленной и научной сферах. Образовалась технократическая элита, для которой выполнение непосредственно управленческих функций стало основным содержанием профессиональной деятельности. Большинство современных зарубежных исследователей сходятся на том, что приоритетное значение в настоящее время имеет первый способ воздействия.

Формирование технократии как социального слоя и превращение ее в органический элемент властвующей элиты представляют закономерный результат развития западной техногенной цивилизации.

Развитие промышленной рационализации в информационном обществе значительно усилило угрозу тоталитарной технократии. Тоталитарно-технократическая тенденция в гипериндустриальном обществе может быть менее явной, более незаметной, но не менее сильной. Гипериндустриальное общество открывает путь для более утонченного воздействия на человеческую психику. Новые технологии позволяют оказывать влияние на человеческую психику более сильное, но менее заметное, чем идеологическая пропаганда в тоталитарных режимах индустриальной эры. 

Если индустриальное общество знало массовую культуру, то в гипериндустриальной фазе индустриального развития массовая культура стала настоящей «эпидемией», разрушающей духовную целостность личности. Широкое распространение псевдодуховных ценностей массовой культуры в информационном обществе привело теоретиков постмодернизма к необоснованному утверждению о том, что медийная сфера информационного общества сама по себе освобождает человека от «тирании» истины.

71