Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

information_items_property_4699

.pdf
Скачиваний:
20
Добавлен:
13.04.2015
Размер:
1.64 Mб
Скачать

§ 3. Русская апологетика

51

Докторская диссертация «Религиозное сознание язычества: опыт философской истории естественных религий» (М., 1902), хотя в основном касается индийских религий, тем не менее дает принципиальную оценку язычества в целом. Другие сочинения Введенского свидетельствуют о масштабности и разносторонности его апологетического творчества.

Одним из самых разносторонних и плодовитых богословов-апологетов конца XIX–XX вв. был проф. МДА по кафедре введения в круг богословских наук С. С. Глаголев (†1937). Его имя по преимуществу связано с естественнонаучной апологетикой. Его магистерская диссертация «О происхождении и первобытном состоянии рода человеческого» (М., 1894) была первым в русской апологетике опытом научной критики теории Дарвина и сопровождалась обстоятельным изложением и анализом различных теорий эволюционистов. В докторской диссертации «Сверхъестественное Откровение и естественное богопознание вне истинной Церкви» (Харьков, 1900) им развивается идея о возможности и для язычников вхождения своим путем в ветхозаветную церковь спасающихся. В работе «Из чтений о религии» (СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 1905) предлагается исторический обзор религий культурных и неразвитых народов, а также разбор воззрений на религию разных мыслителей (Галилея, Декарта, Паскаля, Чербери, Гоббса, Лейбница, Вольтера, Канта, Шлейермахера, Гегеля, Баадера, Голубинского, Гартмана, Соловьева). Последняя часть этой работы посвящена разбору общих вопросов соотношения религии и естествознания. Глаголевым были написаны и другие труды: по истории религий («Очерки по истории религии»,

52

Глава I. Понятие об апологетике

М., 1902; «Ислам», М., 1904) и другим вопросам (например, «Материя и дух» (СПб., 1906), «Прошлое человека» (Сергиев Посад, 1917), многочисленные статьи апологетического содержания в «Православной богословской энциклопедии» и разных журналах. Он подготовил и «Пособие к изучению основного богословия» (М., 1912) для женских богословских курсов в Москве.

Значительный вклад — и последний в дореволюционный период жизни Русской Церкви — в развитие русской, преимущественно философской, апологетической мысли был сделан свящ. Павлом Флоренским (†1937), который с 1914 г. был профессором МДА по кафедре истории философии. Особенно ценна его уникальная по богатству содержания, глубине и оригинальности идей, многообразию фактического материала теодицея «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи в 12 письмах» (М., 1914). Богословско-философское и апологетическое наследие о. П. Флоренского велико и разносторонне, оно содержит в себе богатейшие материалы. Но многие его идеи воспринимаются неоднозначно.

Появление апологетики как самостоятельной дисциплины в русской богословской школе традиционно связывается с именем профессора СанктПетербургской духовной академии (открыта в 1809 г.) прот. Н. П. Рождественского (†1882), который одним из первых составил самостоятельный и полноценный курс христианской апологетики. После блестящего окончания Петербургской академии в 1865 г. он был назначен на вакантную кафедру основного богословия в Казанскую академию, где результатом его научных изысканий стала защита в 1867 г. магистерской

§ 3. Русская апологетика

53

диссертации «О древности человеческого рода» (ХЧ. 1866. Ч. 2. С. 134–466). Когда в 1869 г. в СанктПетербургской академии была открыта кафедра основного богословия, Н. П. Рождественский вернулся в нее и продолжил свои труды по апологетике. С 1883 г. он был назначен профессором Петербургской академии по кафедре основного богословия. Главный труд, изданный уже после его смерти, — это «Христианская апологетика. Курс основного богословия» (1–2 тт. СПб., 1884). Апологетику Рождественский считал «фундаментом для всего здания богословской науки со всеми ее частными подразделениями» (Там же. С. 12). Метод в изложении ее системы, предложенный Рождественским, остается до настоящего времени главенствующим. Он состоит в разделении всей апологетической проблематики на две основные части: вопросы, имеющие общерелигиозное значение, и вопросы специфически христианские.

Своей апологетической деятельностью известен архиепископ Херсонский Иннокентий (Борисов) (†1857). Во время преподавания в СПбДА архимандрит Иннокентий в своих лекциях «смело касался рационалистических идей… Студенты были увлечены этими лекциями, заслушивались их и выходили из класса в полном очаровании от них» 1.

Другим ярким апологетом СПбДА был профессор Иоанн Соколов (†1860), впоследствии епископ Смоленский. Его лекции по догматическому богословию были скорее апологетическими беседами, в которых

1 Смолич И. К. История Русской церкви. 1700–1917, М., 1996. С. 442– 443.

54

Глава I. Понятие об апологетике

он стремился пробудить у студентов мысль к разумному обоснованию богооткровенных истин. Он резко выступал против различных видов мистицизма, внешней обрядности и других духовных болезней своей эпохи.

ВСПбДА кафедру философии на протяжении многих лет возглавлял проф. прот. Ф. Ф. Сидонский (†1873). Его лекции были опубликованы под названием «Генетическое введение в православное богословие».

ВКиевской духовной академии (с 1701 г.) из преподавателей, подвизавшихся на поприще философии и философской апологетики, кроме упомянутого архиеп. Иннокентия можно отметить архим. Феофана (Авсенева, †1852), получившего прозвание «смиренного философа», а также проф. Ф. Ф. Гусева (бывшего проф. СПбДА), оставившего работу «Изложение и критический разбор нравственного учения Шопенгауэра, основателя современного философского пессимизма». Выпускник Киевской академии

О.М. Новицкий († 1884) написал первую русскую историю философии в четырех частях — «Постепенное развитие философских учений в связи с развитием языческих верований» (1860–1861).

Талантливым и разносторонним апологетом был проф. Киевского университета прот. Павел Светлов. Ему принадлежат многочисленные работы по различным богословским вопросам, которые, как правило, рассматривались им в апологетическом освещении. Из наиболее значительных апологетических его сочинений можно назвать «Источники ходячего мнения о вере как противоположности разума» (СПб.,1896); «Мистицизм конца XIX века в его

§ 3. Русская апологетика

55

отношении к христианской религии и философии» (2-е изд., СПб. 1897); «Христианское вероучение в апологетическом изложении» (3-е изд., Киев, 1910); «Религия и наука» (СПб., 1912). Им составлен очень полезный справочник «Что читать по богословию? Систематический указатель апологетической литературы» (Киев, 1907), включающий в себя обширный перечень трудов (1820 наименований), изданных до 1906 г., практически по всем вопросам апологетики.

Из профессоров Казанской духовной академии (открыта в 1842 г.), занимавшихся апологетическими вопросами, следует назвать, во-первых, профессора по кафедре введения в круг богословских наук А. Ф. Гусева, который пополнил библиотеку русской апологетики такими трудами: «Нравственный идеал буддизма в его отношении к христианству» (СПб., 1874); «Нравственность как условие цивилизации»; «Христианство в его отношении к философии

инауке» (Православное обозрение, 1885, № 1). Ряд статей им было написано против учения Л. Толстого.

Проф. Д. В. Гусев хотя был патрологом, однако имел

иапологетические работы: «Учение о Боге и доказательства бытия Божия в системе Филона», «Апология Лица Иисуса Христа и Его земной жизни и деятельности в сочинении Оригена против Цельса».

Проф. В. И. Несмелов (†1937) известен как автор фундаментального двухтомного труда «Наука о человеке» (1896, 1903). Об этой работе Бердяев сказал: «Основная мысль Фейербаха об антропологической тайне религии обращена им [Несмеловым] в орудие

56

Глава I. Понятие об апологетике

защиты христианства» 1. Интересен труд Никанора Бровковича (†1890), архиепископа Херсонского, «Позитивная философия и сверхчувственное бытие» (СПб., в трех тт.). Во время своей деятельности в Московской, Петербургской, Казанской академиях он отличался скорой богословской отзывчивостью на актуальные проблемы современности. Еп. Никанор анализирует новейшие рационалистические теории происхождения религии, сущности христианства известных немецких мыслителей Штрауса, Бруно Бауэра, Фейербаха и др. Его проповеди — живые, яркие, насыщены большим апологетическим материалом.

В 1854 г. в КазДА профессором Н. И. Ильминским были открыты два миссионерских отделения — татарское и монгольское, задачей которых была подготовка миссионеров и апологетов для проповеди среди населения, исповедавшего ислам, ламаизм и другие восточные религии.

Разносторонним, бескомпромиссным, нередко резким апологетом был прот. Т. И. Буткевич (†1925), профессор богословия в Харьковском университете и активный сотрудник журнала «Вера и разум». Его магистерская диссертация «Жизнь Господа нашего Иисуса Христа. Опыт историко-критического изложения евангельской истории с опровержением возражений, указываемых отрицательною критикою новейшего времени» (СПб., 1887) была серьезным научным ответом отрицательной библейской критике. Докторская диссертация Буткевича «Религия, ее сущность и происхождение» (Xарьков, Т. 1–2. 1902–1904)

1 Георгий Флоровский, прот,. Пути… С. 445.

§ 3. Русская апологетика

57

представляет собой фундаментальный труд, посвященный анализу различных философских воззрений на истоки и сущность религии. К числу его апологетических трудов принадлежат также «Исторический очерк развития апологетического или основного богословия» (Xарьков, 1899), «Зло, его сущность и происхождение» (Xарьков, 1897).

Особую апологетическую ценность всегда имело положительное раскрытие и обоснование православной веры. Здесь существует два основных подхода: богословско-рациональный и богословско-аскети- ческий. И если первый представлен всем развитием апологетической науки, трудами богословов-профес- сионалов, то второй преимущественно принадлежал пастырям-подвижникам. Их во все времена немало было на Руси. В Синодальный период среди них следует назвать прежде всего свт. Тихона Воронежского (Твор. Т. 1–5. М., 1889), прп. Паисия Величковского (Житие и писания… М., 1847), прп. Серафима Саровского и других преподобных отцов. Свт. Игнатий (Брянчанинов) (†1867) своими «Аскетическими опытами» (Соч. в пяти тт. 3-е изд. СПб., 1905) дал особенно ясное понимание православных основ духовной жизни и существа заблуждений западного мистицизма и рационализма. В слове «Плач мой» (т. 1) им дается краткая, трезвая христианская оценка науки и философии.

Стремление к возрождению святоотеческих духовных традиций одушевляет деятельность другого святителя — Феофана (Говорова; †1894). Он перевел Добротолюбие на русский язык, оставил толкование на Послания ап. Павла, написал много трудов, связанных с внутренним деланием христианина

58

Глава I. Понятие об апологетике

(»Письма о христианской жизни» (СПб., 1862); «Путь ко спасению» (СПб., 1868); «Письма к разным лицам о предметах веры и жизни» (М., 1882) и др. Свт. Феофан был очень обеспокоен пассивностью духовных властей и духовенства в деле проповеди Православия и его защиты от разлагающего обмирщения, атеизма, сектантства и проч. Он прямо заявлял, что такое состояние церковной жизни неминуемо должно привести к исчезновению православной веры в России: «Через поколение, много через два, иссякнет наше Православие… Следовало бы завести целое общество апологетов — и писать, и писать» 1

Трудно переоценить апологетическое значение деятельности св. Иоанна Кронштадтского (†1908). Своей жизнью, проповедями, неисчислимыми чудесами он защищал Православие более могущественно, чем любые профессиональные апологеты. Его книга «Моя жизнь во Христе» представляет собой замечательный урок правильной духовной жизни.

Из наиболее значительных курсов апологетики или основного богословия для учебных заведений в дореволюционной России можно назвать следующие. Первое учебное пособие для семинарий было составлено архимандритом (впоследствии епископом Екатеринославским) Августином (Гуляницким) (†1892). Хотя структура его «Руководства к основному богословию» (Вильна, 1876, 1884) повторяет в основном западные системы апологетического богословия, тем не менее оно удовлетворительно раскрывает основные вопросы христианской апологетики. Своего рода нормативным явился

1 Георгий Флоровский, прот,. Пути… С. 398.

§ 3. Русская апологетика

59

труд проф. Н. П. Рождественского «Христианская апологетика. Курс основного богословия» (СПб., 1884, в двух тт.). Другие курсы: «Лекции по введению в круг богословских наук», читанные студентам СПбДА в 1888–1889 гг. архимандритом Михаилом (Грибановским; впоследствии епископ) и напечатанные в «Православном собеседнике» в 1899 г.; «Курс основного богословия» проф. истории философии МДА прот. Димитрия Тихомирова (СПб., 1897); «Курс апологетического богословия» проф. прот. Павла Светлова (К., 1905); «Лекции основного богословия» проф. Санкт-Петербургского университета прот. Василия Рождественского (СПб., 1883); «Об основных истинах христианской веры. Апологетические публичные чтения» проф. Московского университета прот. Николая Сергиевского (М., 1872); «Богословие в апологетических чтениях» проф. Московского университета прот. Николая Боголюбского (М., 1913); «Научно-богослов- ское самооправдание христианства. Введение в пра- вославно-христианскую апологетику» проф. прот. Евгения Аквилонова (СПб., 1894); «Курс основного богословия или апологетики» И. П. Николина (Сергиев Посад, 1904); «Очерк христианской апологетики» проф. прот. Михаила Альбова (СПб., 1902) и др.

Инструментом апологетической деятельности русских богословов и мыслителей явились богословские журналы, которые стали выходить начиная со второй половины XIX века: в МДА — «Прибавления к творениям святых отцов» (1843–1891) и «Богословский вестник» (с 1892), в СПбДА — «Христианское чтение» (с 1821), в КДА — «Труды Киевской духовной академии» (с 1860), в КазДА — «Православный собеседник» (с 1855); «Вера и разум» (с 1884); «Православное

60

Глава I. Понятие об апологетике

обозрение» (1860–1891); «Вера и Церковь» (М., 1899– 1910) и многие другие.

ХХ век ознаменовался крупными потрясениями. Русская апологетика как научная дисциплина духовных школ вскоре после переворота 1917 г. прекратила свое существование вместе со всей системой богословского образования. Однако и в условиях гонений пастыри Церкви и образованные миряне продолжали поддерживать веру друг друга и противостоять агрессивному безбожию. В сибирской ссылке в 1928 г. прот. Валентин Свенцицкий пишет свои апологетические «Диалоги» (М., 1993) о бытии Бога, о бессмертии, о Церкви, о прогрессе и духовной жизни. В 30-х годах в Твери, пребывая в крайне бедственном положении, профессор Н. Н. Фиолетов (†1943) создает «Очерки христианской апологетики» (М., 1992), в которых основное внимание уделяет естественнонаучной апологетике, вопросам соотношения религии и науки. К произведениям, нелегально написанным в Советской России, относятся «У стен Церкви» С. И. Фуделя (впервые опубликовано в самиздатовском сборнике «Надежда»), а также многотомный труд «Основы искусства святости» еп. Варнавы (Беляева» (впервые издан: Нижний Новгород, 1995–2000), многие главы которого посвящены апологетической тематике. В конце 50-х гг. митр. Вениамин (Федченков; 1880–1961) завершает свой многолетний труд над книгой «О вере, неверии и сомнении» (СПб.-М., 1992).

В зарубежье прот. Георгий Флоровский отвечает на все еще волнующий некоторых вопрос: «Жил ли Христос? (Исторические свидетельства о Христе)»// Христианство, атеизм и современность. Париж, 1929. Проф. прот. В. В. Зеньковский пишет

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]