Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Konopleva_N._Servisologiya_Uchebnoe_Posobie.a6

.pdf
Скачиваний:
179
Добавлен:
13.04.2015
Размер:
1.72 Mб
Скачать

роды, чтобы стать активными и творческими созидателями своей жизни. Невозможность удовлетворения этой потребности является причиной деструктивности.

3. Потребность в укорененности (вертикальные связи). Люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира. Согласно Фромму, эта потребность возникает с самого появления человека на свет, когда разрываются биологические связи с матерью. К концу детства каждый человек отказывается от безопасности, которую обеспечивает родительская опека. В поздней зрелости каждый человек сталкивается с реальностью отрыва от самой жизни (когда приближается смерть). Поэтому на протяжении всей жизни люди испытывают потребность в корнях, в чувстве стабильности, ощущении безопасности, которое в детстве давала связь с матерью.

Те, кто сохраняют симбиотические связи со своими родителями, домом, сообществом как способ удовлетворения своей потребности в корнях, не способны ощущать свою личностную целостность и свободу.

4. Потребность в идентичности. Фромм считал,

что все люди испытывают внутреннюю потребность тождества с самими собой, в идентичности, благодаря которой они чувствуют свою непохожесть на других, могут сказать о себе: «Я – это Я».

5. Потребность в системе взглядов и преданно-

сти. Согласно Фромму, людям необходима стабильная и постоянная опора в виде определенной системы взглядов для объяснения сложности мира. Это совокупность убеждений, позволяющих людям воспринимать и постигать реальность, без чего они постоянно оказывались бы в тупике и были бы неспособны действовать целеустремленно. Кроме того, человек также нуждается в объекте, в посвящении себя че- му-то или кому-то (высшей цели или Богу), в чем заключался бы для него смысл жизни.

Рассматривая человеческие потребности в эконо- мико-политическом контексте, Фромм утверждал, что выражение и удовлетворение этих потребностей зависят от типа социальных условий, в которых живет индивидуум. В сущности, возможности удовлетворения экзистенциальных потребностей, которые предоставляет людям определенное общество, формируют у них структуру личности – то, что Э. Фромм называл «основными ориентациями характера».

Социальные типы характера, по Э. Фромму

Фромм выделил пять социальных типов характера, превалирующих в современных обществах. Эти социальные типы, или формы установления отношений

с другими, представляют собой взаимодействие экзистенциальных потребностей и социального контекста, в котором живут люди. Фромм разделил их на два больших класса: непродуктивные (нездоровые) и продуктивные (здоровые) типы. Первые четыре типа, по Фромму, – непродуктивные:

Рецептивные типы – убеждены в том, что источник всего хорошего в жизни находится вне их самих. Они открыто зависимы и пассивны, не способны делать что-либо без посторонней помощи и думают, что их основная задача в жизни – скорее быть любимыми, чем любить. Их можно охарактеризовать как пассивных, доверчивых, сентиментальных.

Эксплуатирующие типы – берут все, что им нуж-

но, или о чем они мечтают, силой и изобретательностью. Они не способны к творчеству, добиваются любви, обладания, идей, эмоций, заимствуя все это у других. Их негативные черты – агрессивность, надменность, самонадеянность, эгоцентризм, склонность к соблазнению. К положительным качествам относятся уверенность в себе, чувство собственного достоинства.

Накапливающие типы – пытаются обладать как можно большим количеством материальных благ, власти и любви; стремятся избегать любых поползновений на свои накопления. В отличие от первых двух

типов они тяготеют к прошлому, их отпугивает все новое. Они напоминают анально-удерживающую личность, по Фрейду: ригидные, подозрительные, упрямые. Их положительные качества – предусмотрительность, лояльность, сдержанность.

Рыночный тип – исходит из убеждения, что личность оценивается как товар, который можно продать или выгодно обменять. Эти люди заинтересованы в сохранении приятной внешности, знакомствах с нужными людьми, готовы продемонстрировать любую личностную черту, которая повысила бы их шансы на успех в деле продажи себя потенциальным заказчикам. Их отношения с окружающими поверхностны, их девиз – «Я такой, каким вы хотите меня видеть» (Fromm, 1947). Их ключевые черты характера: бесцельность, бестактность, неразборчивость в средствах, опустошенность. Их положительные качества

– открытость, любознательность, щедрость (см. выше таблицу позитивных и негативных качеств этого типа личности).

В противоположность непродуктивной ориентации продуктивный характер представляет собой, с точки зрения Фромма, конечную цель в развитии человека. Он независимый, честный, спокойный, любящий, творческий и совершающий социально полезные поступки. Сила продуктивной любви дает возможность

человеку любить все живое на Земле. Для него характерны заботливость, ответственность, уважительность, хорошие знания и способность к творческому самовыражению. Его отличает зрелая, целостная структура характера.

Фромм полагал, что в результате коренной социальной реформы эта ориентация может стать доминирующим типом в любой культуре. Но, по сути, продуктивная личность – это идеал человека и вряд ли кто-либо достигал всех характеристик этой личности.

Социокультурная теория личности Карен Хорни

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни.

Во-первых, она отвергала высказывания З. Фрейда относительно женщин, и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Когда З. Фрейд, анализируя развитие и формирование женственности, утверждал, что основной движущей силой в развитии женщин является желание стать мужчиной, вне всякого сомнения, при этом речь шла об эмансипированных женщинах, у которых действительно присутству-

ет внутреннее желание сравняться с мужчиной, достичь его духовной и нравственной свободы. Но женственная женщина не испытывает ни малейшей потребности в эмансипации. И поэтому, когда американский психоаналитик К. Хорни отвергает взгляд З. Фрейда на психологию женщины, на ее стремление приобрести атрибуты мужского пола, стать мужчиной, то она говорит, что женщина, физически созданная для специфически женских функций, в психологическом аспекте не может быть детерминирована желанием иметь атрибуты другого пола. Можно предположить, что при этом она говорит об истинной женщине, имеющей небольшой процент мужественности или вообще не проявляющей таковую. Желание взрослых женщин быть мужчиной, утверждает К. Хорни, характерно лишь для невротичных женщин. Такие проявления, как склонность к диктаторской власти, честолюбию, к тому, чтобы завидовать другим и бранить их, – это элемент неврозов нашего времени как у женщин, так и у мужчин.

Равным образом А. Адлер полагает, что желание женщины быть мужчиной может быть связано с желанием иметь все привилегии, которые в нашей культуре считаются мужскими, такие как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбора партнера.

И если во время Фрейда считалось, что женщине свойственны также мазохизм и боязнь потерять любовь, то К. Хорни отрицает подобный взгляд на женщину, она говорит, что мазохизм не является изначально женским феноменом. К. Хорни считает, что причины не в биологии, а в культуре.

Мазохизм, утверждает она, это проявление попытки достичь безопасности и удовлетворения в жизни благодаря собственной незаметности и зависимости, такой способ помогает достичь господства над другими через слабость и страдание. Боязнь потерять любовь также заложена в культуре. На протяжении веков труд женщин ограничивался семейным кругом. Любовь и преданность стали рассматривать как специфические женские добродетели. К. Хорни считает, что существуют две причины недовольства женщины своей женской ролью: в обществе, где нарушены человеческие взаимоотношения, трудно достичь счастья в жизни; подобная ситуация и порождает чувство неполноценности, а значит, недовольство собой как женщиной. Пока ведение домашнего хозяйства считалось серьезным делом, количество детей не ограничивалось, женщина чувствовала себя конструктивным фактором экономического процесса. Эта основа исчезла, и женщина утратила свой фундамент. Любой человек чувствует себя недостойным, если его не лю-

бят и не очень ценят. Подобное обесценивание изначальной женской роли мы наблюдаем в настоящее время и в нашей культуре. У женщин, выброшенных из социума по различным причинам, появляется чувство ненужности, снижается самооценка, развиваются депрессивные состояния.

Во-вторых, Хорни была убеждена, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.

В-третьих, клинические наблюдения над ее пациентами показали глубокие различия в их личностной динамике в зависимости от культурной среды, в которой они жили (Европа, США), что было подтверждением культурных факторов в развитии личности. Отмечая, как и З. Фрейд, значение детских переживаний в формировании структуры личности взрослого человека, Хорни утверждала, что детству характерны две потребности:

потребность в удовлетворении;

потребность в безопасности (Horney, 1939). Удовлетворение охватывает все основные биоло-

гические нужды: в пище, сне и т.д. И хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной, по ее мнению, в развитии ребенка являет-

ся потребность в безопасности. Основополагающий мотив при этом – быть любимым, желанным, защищенным. Если родители и ближайшее окружение не удовлетворяют эти потребности, то подавленные чувства обиды, негодования, враждебности проявляются во взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем (базальная тревога

– «ощущение беспомощности перед лицом потенциально опасного мира») (Horney, 1950).

Таблица 2

Невротические потребности человека, их проявление в поведении

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]