Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ОФ5.Общ оф комп.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
12.04.2015
Размер:
143.87 Кб
Скачать

2.4 Оффшорные инвестиционные компании и фонды

Капитал, аккумулированный инвестиционными компаниями, учрежденными в оффшорных территориях, может быть помещен в необлагаемые налогом облигации или на банковский депозит в оффшорных банках. Полученные при этом проценты так же не подлежат налогообложению.

Более выгодным вариантом извлечения прибыли путем инвестирования в международные фонды является оффшорный инвестиционный фонд, то есть объединенный инвестиционный капитал. Это может быть фонд открытого типа, вкладывающий средства в портфели других инвестиционных структур, либо специализированный фонд, вкладывающий капитал в какой-либо один или несколько видов деятельности.

Преимущества инвестиционных фондов

  1. обычно не платят налога на прирост капитала и чрезмерных организационных и юридических пошлин.

  2. дивиденды и проценты облагаются только сокращенным налогом или совсем освобождаются от налогов, что очень важно: такие налоги и пошлины фактически сокращают прибыль, которую фонды могут зарабатывать для акционеров, и объединенный капитал, уменьшая тем самым эффективность вложений.

  3. строгие законы о конфиденциальности предохраняют финансовые организации от несанкционированного изучения правительственными органами, работниками налоговых служб, официальными кредиторами и агрессивными конкурентами.

  4. возможность действовать свободно и гибко, без чрезмерных и обременительных правил позволяет учредителям фонда и его инвесторам получать более высокие доходы.

  5. финансовая деятельность, являющаяся прерогативой только банков и крупных финансовых организаций, становится доступной частному лицу в должности менеджера.

Эти преимущества привели к тому, что многие крупнейшие корпорации, банки, инвестиционные компании, зарегистрированные в странах с жестким налогообложением, ведут оффшорную финансовую деятельность. Преимущества учредителей оффшорных инвестиционных фондов и управляющих ими существенно перевешивают выгоды, предлагаемые в большинстве других инвестиционных структур. Эти причины обусловили выгодность использования оффшорных инвестиционных фондов для преступных целей, в частности, для отмывания фондов, полученных незаконным путем. Принципиальные схемы аналогичны описанным ранее.

3. Оффшорный бизнес в России и проблемы контроля над ним

Впервые российские бизнесмены получили возможность открывать оффшорные компании в 1991 году. 29 апреля 1991 года швейцарская компания Riggs Walmet Group объявила о том, что выходит на советский рынок с предложением по организации таких компаний. Предлагалась не только помощь в создании безналоговых компаний "под ключ", но и поддержание их деятельности - внесение ежегодных взносов в бюджет страны базирования, обеспечение секретарских услуг по обработке нерегулярной почты, организация ежегодных собраний акционеров, составление балансов и т. п. По международным меркам стоимость услуг была достаточно высока: $4800 за регистрацию и по $1100 ежегодно за поддержку. За прошедший период в результате роста предложения подобного рода услуг и роста конкуренции цена оффшора упала до $500.

Оффшорные схемы основаны на использовании возможностей, предоставляемых заключенными соглашениями об исключении двойного налогообложения (ИДН).

В России получила значительное развитие практика использования оффшорных компаний для международных инвестиций. Филиалы и дочерние структуры созданы в составе крупнейших отечественных ФПГ и корпораций. В своей повседневной деятельности последние используют большое количество оффшорных фирм.

Оффшорные схемы все чаще стали опираться не только на договоры купли-продажи, но и на лизинговые комиссионные, трастовые, страховые и другие договорно-правовые формы осуществления сложных коммерческих сделок. Зарубежные оффшорные компании используются в процессе текущего и долгосрочного финансирования российских проектов из-за рубежа. В схемах этого типа обычно широко используются специализированные компании, расположенные в зонах налоговых льгот. В последние годы российские банки и финансовые компании используют оффшорные схемы деятельности на мировых рынках ценных бумаг.

Увеличилась роль оффшорных схем в формировании транснациональных хозяйственных систем, когда оффшорные фирмы встраиваются в сеть внешних филиалов российских предприятий. Оффшорные схемы часто нацелены на преодоление иностранных налоговых барьеров.

Факторы, стимулирующие развитие оффшорного бизнеса в России:

  1. тяжесть налоговой нагрузки и неэффективность фискальной политики,

  2. неблагоприятный инвестиционный климат и мощные мотивы к экспорту капитала за рубеж,

  3. высокие инвестиционные риски и использование оффшорных схем для сокрытия факта владения инвестиционными объектами в России,

  4. криминализация экономики и использование оффшорных схем для отмывания доходов, полученных преступным путем.

Так, по мнению экспертов, в течение 90-х годов в Швейцарию были переведены из Восточной Европы и бывшего СССР миллиарды долларов. У швейцарцев нет однозначного мнения, можно ли считать все эти вклады преступными. Однако эти деньги попадают в категорию "подозрительных" и могут быть заблокированы.

В настоящее время основной оффшорной зоной для российских бизнесменов стал Кипр. По оценкам экспертов, из России ежемесячно переводится на этот остров и в другие страны порядка одного миллиарда долларов.

По имеющимся данным на Кипре действуют около 2 тысяч российских компаний и дюжина банков. Статистика свидетельствует, что на счетах тех оффшорных банков, которые размещены на острове, числится около 950 млн. долларов. По мнению кипрских банкиров, российские деньги оседают не только на Кипре, но и в других странах. В частности, в Великобритании, где они вкладываются в недвижимую собственность и в других странах.

В России созданы правовые основы контроля над оффшорным бизнесом.

Правовое регулирование оффшоров в российском законодательстве соответствует ситуации когда предприниматели стараются убежать из-под юрисдикции страны.

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", рассматривая оффшорные зоны как форму предпринимательства, устанавливает контроль государства в лице антимонопольного органа, чтобы не допустить злоупотребление правом со стороны предпринимателя.

По ст. 32 Закона лица, предоставляющие в антимонопольный орган ходатайства и уведомления об осуществлении сделок и иных действий, подлежащих государственному контролю, обязаны также предоставить документы и сведения о лицах, в интересах которых осуществляется владение более чем 5% акций (долей) заявителя их номинальными держателями. Это требование касается и юридических лиц, учрежденных в оффшорной зоне, т.е. в государстве, которое предоставляет льготный налоговый режим и (или) законодательством которого не предусматриваются раскрытие или предоставление информации о юридическом лице. Широкое понимание оффшорной зоны, вытекающее из приведенной статьи, относится ко всем иностранным юридическим лицам, которые учреждены в стране с более благоприятным инвестиционным климатом.

В настоящее время установление правовой связи между юридическим лицом и национальным правопорядком, в рамках которого создается ЮЛ, осуществляется через критерий национальности ЮЛ, под которым понимают его привязанность к определенному государству и его правопорядку.

В одних странах национальность ЮЛ определяется по критерию места учреждения компании, в других - по критерию его места нахождения, причем это не только место нахождения органов управления компании, но и место ее основной деятельности. Соответственно, контроль за должным поведением иностранного ЮЛ устанавливается в государстве, где оно или учреждено, или осуществляет свою деятельность.

В российском законодательстве национальность ЮЛ определяется по месту его учреждения. Это позволяет предпринимателю выбирать юрисдикцию, в рамках которой условия деятельности являются более благоприятными, в том числе и с точки зрения осуществления контроля за его деятельностью.

Приказом Минфина России от 13 ноября 2007 г. N 108н утвержден Перечень 42 оффшорных зон, в которых существует опасность уклонения от налогообложения.

Регламентировать деятельность иностранных компаний, в том числе и тех, которые находятся в оффшорных зонах, помогает критерий контроля при определении режима деятельности иностранной компании в той или иной стране. В результате его применения появляются так называемые псевдоиностранные компании, т.е. по форме национальные, но по существу, в силу присутствия иностранного контроля, иностранные.

В Федеральном законе от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" сформулировано определение понятия "контроль": возможность иностранного инвестора или группы лиц непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение, путем распоряжения голосами, приходящимися на голосующие акции, участия в совете директоров и иных органах управления такого хозяйственного общества, заключения с таким обществом договора об осуществлении в отношении его функций управляющего или подобного соглашения распоряжаться прямо или косвенно 25 и более процентами общего количества голосов, приходящихся на акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества.

Введение в законодательное регулирование иностранных компаний, осуществляющих деятельность в России, критерия контроля позволяет обеспечить прозрачность сделок, совершаемых этими компаниями на территории РФ. Сделки по установлению контроля признаются действительными при условии согласования их с антимонопольными органами.

Эффективными мерами в борьбе с негативными последствиями существования оффшоров следует признать распространение норм национального законодательства на иностранную компанию, что дает возможность получить необходимую информацию о действиях иностранной, в том числе оффшорной, компании. Этой же цели служит требование регистрации филиала в случае перемещения компании.

Злоупотребления, совершаемые оффшорными компаниями, могут быть предотвращены путем совершенствования законодательства об инвестициях. Заинтересованность российского предпринимателя в оффшорной зоне вызвана в большинстве случаев тем, что он не получает надежную правовую защиту со стороны государства при осуществлении инвестиций. Россия до сих пор не является участником системы мер по защите частных инвестиций, созданной Мировым Банком. Подписанная Россией в 1992 г. Вашингтонская конвенция об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств до сих пор не ратифицирована, хотя к ней отсылают двусторонние соглашения о защите инвестиций, заключенные Россией, и законодательство РФ (Постановление Правительства РФ от 9 июня 2001 г. N 456 "О заключении соглашений между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений"). Участие России в международно-правовых средствах защиты прав инвестора уменьшило бы объем незаконных операций, осуществляемых через оффшорные зоны, позволило бы государству обращаться к процедурам международного инвестиционного арбитража (ИКСИД).

Подобный подход к регулированию оффшорных операций отличается от принятого в других странах. Так, в Европе участие оффшорных центров в транзакциях на рынке капитала стало общепринятым образом ведения дел. А страны, имеющие законодательство по валютному контролю, и которые обеспокоены утечкой капитала, накладывают ограничения на транзакции со всеми нерезидентами, а не с резидентами из конкретных стран.

Результатом появления перечисленных нормативных документов стало резкое падение спроса на регистрацию компаний в оффшорных зонах, включенных в "черный список". Однако добиться радикального изменения ситуации в этой сфере посредством указанных ограничений будет достаточно сложно. Практика показала, что начинают активно использоваться ряд малоизвестных оффшорных зон, не попавших в список ЦБ РФ. Перспективной зоной считают, например, Черногорию.

Другой тенденцией оффшорного бизнеса является использование "составных" схем с участием как оффшорных, так и неоффшорных компаний. Например, российская фирма может иметь договор с компанией из вполне респектабельной страны, но на самом деле последняя - лишь промежуточное звено, а конечным получателем средств является оффшорная фирма. Скажем, английская компания может выступать в качестве агента компании с Британских Виргинских островов. Английская фирма работает на скромных комиссионных (с которых она и платит английские налоги), а основная прибыль сосредоточивается у оффшорной компании.

По мнению экспертов, использование сложных схем - это вполне объективная тенденция развития оффшорных схем. Для нормальной работы меньше 3-4х компаний не используется. Используются Германия, Англия в связках с классическими оффшорными компаниями и российскими фирмами с тем, чтобы иметь комфортные условия для работы и в России, и в Европе, чтобы иметь солидные реквизиты, счета нормальных европейских банков и не попадать даже под тень подозрения, что это оффшорная компания. Эта схема рассчитана на длительную серьезную работу. Причем движение капитала просчитывается так, чтобы не платить высокие налоги уже в Англии или Германии, чтобы движение средств проходило с минимальными потерями. Естественно, такие схемы довольно дороги: за работающую цепочку компаний придется заплатить 10-20 тыс. долл. Это схемы для серьезных, крупных и богатых структур.

Значительное распространение в последнее время получили и схемы, использующие существующие международные договоры об ИДН. Например, в соответствии с кипрско-британским договором и с дополнительными разъяснениями британской стороны при выполнении определенных условий компания, зарегистрированная в Великобритании, может оказаться налоговым резидентом Кипра и платить налог по кипрской оффшорной ставке 10%. Таким образом, внешне вполне благопристойная английская фирма по сути является кипрским оффшором. Основное условие, которое требуется выполнить, - это нахождение реального центра управления компанией на Кипре, для чего нужно, среди прочего, назначить ее директорами киприотов.

Известна также конструкция под названием "голландский бутерброд", состоящая из нидерландского холдинга и владеющей его акциями компании с Нидерландских Антильских островов. Эта схема используется для минимизации налогов у источника при получении дивидендов от компаний из стран, связанных с Нидерландами соглашениями об исключении двойного налогообложения. При выплате дивидендов в Нидерланды налоги у источника малы в силу такого соглашения, при выплате на Антилы они малы в силу налогового договора между Нидерландами и Нидерландскими Антильскими островами. К тому же нидерландский холдинг освобожден от налога на доходы в виде дивидендов (при соблюдении ряда условий), а антильская компания платит налог на такой доход по низкой ставке. В результате суммарная ставка налогов, выплачиваемых в Нидерландах и на Антилах, составляет всего 10,2 процента.

Вводимые в России и других странах ограничения не смогут искоренить оффшорный бизнес. Будут появляться новые оффшорные зоны и новые схемы работы. Однако ужесточение ограничений к регистраторам оффшорных фирм или открытием для нее банковского счета потребует более высокой квалификации специалистов, приведет к возрастанию риска и в конечном итоге вызовет возрастание цен на подобного рода услуги.

Международно-правовую базу по контролю за деятельностью оффшорных организаций составляют:

  1. Венская конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988г.;

  2. Конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999г.;

  3. Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000г.;

  4. Конвенция Совета Европы №141 «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990г.;

  5. Конвенция ООН об условиях регистрации судов 1986г.;

  6. Резолюции Совета Безопасности ООН: 1373 (2001) «О борьбе с международным терроризмом», 1368 (2001) «В связи с террористическими актами в США»;

  7. Сорок рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF) и Девять специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма FATF, которые являются обязательными международными стандартами для выполнения странами-членами ООН в соответствии с Резолюцией СБ ООН №1617 (2005));

  8. Программа усиления контроля над финансовым регулированием в ОФЦ, направленная на борьбу с "отмыванием" грязных денег и финансированием терроризма МВФ;

  9. Документы ОЭСР, Форума финансовой стабильности и др.