- •Тема 5. Налог на доходы физических лиц 2012
- •Плательщики налога
- •2. Объект налогообложения
- •3. Налоговая база и порядок ее определения
- •4. Налоговый период
- •5. Налоговые вычеты
- •6. Налоговые ставки
- •7. Порядок исчисления и уплаты налога
- •9. Порядок и сроки представления налоговой декларации
- •8. Порядок исчисления и уплаты налога отдельными категориями физических лиц
- •10. Доходы, не подлежащие налогообложению
6. Налоговые ставки
С 1 января 2001 года в соответствии с НК РФ по налогу на доходы физических лиц действует единая ставка в размере 13 процентов.
Однако по некоторым видам доходов установлены иные ставки.
Так, ставкой 35 процентов облагаются следующие доходы:
стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ, услуг, в части превышения 4000 рублей;
сумма процентов по вкладам в банках в части превышения суммы процентов, начисленных по договору вклада над суммой процентов, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены проценты по рублевым вкладам и 9-ти процентов годовых по вкладам в иностранной валюте;
сумма экономии на процентах за пользование заемными (кредитным) средствами в части разницы между суммой процентов по рублевым займам, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ на дату фактического получения дохода, и суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора, или сумма разницы между суммой процентов за пользование заемными средствами в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9 процентов годовых, и суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;
сумма платы за использование денежных средств членов кредитного потребительского кооператива (пайщиков), а также процентов за использование сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативом средств, привлекаемых в форме займов от членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива или ассоциированных членов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, в части превышения суммы платы, процентов, начисленных по условиям договора над суммой платы, процентов, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования ЦБР, увеличенной на пять процентных пунктов, действующей в течение периода, за который начислены указанные проценты.
Ставкой 30 процентов облагаются все доходы, которые получают физические лица - не резиденты РФ за исключением доходов, получаемых:
в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций в отношении которых установлена ставка в размере 15 процентов;
от осуществления трудовой деятельности по найму у физических лиц на основании трудового договора или гражданско-правового договора, в отношении которых налоговая ставка установлена в размере 13 процентов;
от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», в отношении которых налоговая ставка установлена в размере 13 процентов;
от осуществления трудовой деятельности участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом, а также членов их семей, совместно переселившимися на постоянное место жительство в РФ, в отношении которых налоговая ставка установлена в размере 13 процентов;
от исполнения трудовых обязанностей членами экипажей судов, плавающих под Государственным флагом РФ, в отношении которых налоговая ставка установлена в размере 13 процентов.
Доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, от долевого участия в деятельности организаций в виде дивидендов, облагаются по ставке 9 процентов.
Налоговая ставка в размере 9 процентов установлена по доходам в виде процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 года, а также по доходам учредителей доверительного управления ипотечным покрытием, полученным на основании приобретения ипотечных сертификатов участия, выданных управляющим ипотечным покрытием до 1 января 2007 года.
