Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
7.ТЕМА.docx
Скачиваний:
28
Добавлен:
02.04.2015
Размер:
114.54 Кб
Скачать

ТЕМА №7. Глобализация современной жизни. Социальные изменения.

  1. Понятие глобализации. Ведущие индустриальные страны и страны третьего мира. Основные теоретические подходы к проблеме.

Мир стал воистину единой социальной системой. Усилившуюся взаимозависимость мирового сообщества можно обозначить универсальным термином глобализация. Было бы ошибкой думать о глобализации только как о процессе роста мирового единства. Глобализацию социальных связей прежде всего следует понимать как преобразование пространства и времени современного существования. Другими словами, наша жизнь все в большей степени испытывает на себе влияние действий и событий, происходящих достаточно далеко от той социальной реальности, в которой протекает наша повседневная деятельность.

Глобализация социальных отношений протекала отнюдь не гладко, с самого начала на ней сказывалось неравенство между различными регионами мира. Особенно важны процессы, в ходе которых возникли общества третьего мира. Огромный разрыв в степени благосостояния и уровня жизни отделяет индустриальные страны первого и второго миров от стран третьего мира, в которых живет большинство населения планеты.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ — усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы. Вызывает неприятие и противодействие лиц, отстаивающих национальную специфичность экономики отдельной страны.

Подавляющее большинство обществ третьего мира находится в регионах, переживших колониальное правление — в Азии, Африке и Южной Америке. За последние годы условия жизни в беднейших регионах развивающихся стран не улучшились, а, напротив, ухудшились. В 1991 году в развивающихся странах в условиях глубокой бедности жило 1200 миллионов человек — почти четверть мирового населения. Примерно половина бедняков приходится на Южную Азию. Около трети сосредоточено в странах Африки, расположенных южнее Сахары, в регионе, к которому термин “развивающиеся страны” фактически неприменим, поскольку за время с 1981 по 1991 год реальный доход на душу населения там снизился на 25%4).

Крайние формы бедности характерны в основном для сельских районов, хотя миллионы бедняков существуют и в городах. Недостаточное и некачественное питание, отсутствие образования, низкая продолжительность жизни и тяжелые жилищные условия — эти проблемы острее всего стоят в сельской местности. Значительная часть бедняков приходится на районы, где не хватает пахотных земель, производительность сельскохозяйственного труда низка и часты засухи или наводнения. Женщины обычно находятся в более неблагоприятном положении, чем мужчины. Они сталкиваются с массой таких культурных, социальных и экономических проблем, которые неизвестны даже самым обездоленным мужчинам. Продолжительность их рабочего дня, как правило, больше, а заработки — если они вообще работают — ниже.

Новые индустриальные страны включают: Бразилию и Мексику в Южной Америке, Гонконг, Южную Корею, Сингапур и Тайвань в Восточной Азии. Сюда следует отнести также богатые нефтью страны Ближнего Востока, такие, как Кувейт и Саудовская Аравия. В некоторых из государств этой группы уже сейчас уровень доходов на душу населения в результате получения прибыли от продажи нефти достаточно высок. Собственной индустриальной базы они не имеют, однако стараются ее создать. Начало 1990-х годов ознаменовалось для “четырех Азиатских драконов” устойчивым экономическим процветанием. Они не только развивают экономику у себя в стране, но и инвестируют капитал за рубеж. Так, Южная Корея занимает сегодня доминирующее положение в сталелитейной и кораблестроительной отраслях, обладает прочным положением на мировом рынке электроники. Меркнет лишь экономическое чудо Гонконга, в основном из-за неопределенности будущего этой колонии после ее возвращения Китаю в 1997 году.

Крупнейшей из новых индустриальных стран является Бразилия: ее экономика — восьмая в мире среди некоммунистических стран. Среднегодовой прирост ее валового национального продукта составил в период с 1932 до середины 1980-х годов 6,5%. Более того, с конца 1960-х и в 1970-е годы темпы ее экономического роста были просто поразительными по сравнению с темпами роста наиболее развитых индустриальных стран. В Мексике темпы роста за те же два десятилетия были сходными и составляли в среднем чуть менее 8%. Однако, как уже было сказано, обе страны чрезвычайно задолжали западным банкам, и у них мало шансов выплатить свои долги даже в отдаленном будущем. Большая часть вновь создаваемых материальных ценностей монополизируется привилегированными слоями населения и не доходит до городской и сельской бедноты.

Соединенные Штаты, Канада, Швеция и Швейцария имеют самый высокий в мире валовой национальный продукт.

Россия и страны Восточной Европы (так называемые страны второго мира) имеют более низкие показатели ВНП на душу населения, чем Япония и страны Запада, хотя между странами восточного блока существуют достаточно большие различия.

Рис. Расхождение в развитии индустриальных стран и стран третьего мира с 1950 года.

Источник: Andrew Reed. The Developing World. London, Bell and Hyman, 1987. P. 16

Если сравнить сорок богатейших стран и столько же беднейших (каждая группа составит четверть всего населения земли), то обнаружится, что вторая группа производит около 5 процентов ВНП первой. Иными словами, население богатых стран имеет “пироп”, в двадцать раз больший, чем тот, который делится между таким же количеством бедных наций. В настоящее время разрыв не сокращается, а увеличивается. Подсчитано, что при существующих темпах разрыв между богатейшими и беднейшими странами возрастет к 2000 году еще на 300 процентов6).

Положение стран третьего мира в мировой экономике неустойчиво главным образом из-за их зависимости от производства товарных культур. Существует множество стран, основу экономической системы которых составляет выращивание всего лишь одной или двух сельскохозяйственных культур. Производство некоторых из них (например, кофе и какао) в большой степени зависит от ежегодных колебаний климата. Цены на эти продукты на мировом рынке варьируются значительно сильнее, чем цены на промышленные товары. Проблемы обостряются еще и потому, что экономики такого рода гораздо в большей степени зависят от внешней торговли, чем экономики богатых стран

Таблица. Некоторые статистические показатели, характеризующие качество жизни в десяти странах

Страны

ВНП

на душу населения

на человека

(1982, $ США)

Количество калорий ежедневно

Продолжительность

жизни

(лет)

Уровень младенческой смертности

(на 1000)

Бангладеш

140

1877

40

132

Боливия

570

2086

50

124

Гаити

300

1881

52

108

Египет

690

2950

56

97

Заир

190

2133

47

107

Индия

260

1998

50

118

Индонезия

580

2296

49

87

США

13160

3652

74

12

Франция

11680

3381

74

10

Эфиопия

140

1729

40

143

Источник: Joseph Weatherby et al. The Other World: Issues and Politics in the Third World. New York: Macmillan, 1986. P. 43.

Оказание помощи никак не может исправить положение в бедных странах и сделать их сельское хозяйство более эффективным, а напротив, способно привести к обратному результату. В некоторых областях Африки импорт пшеницы и риса повлек за собой изменение структуры питания и вкусов местного населения. Выращивать эти продукты в тропических районах очень дорого, и деньги тратятся на их импорт, а не на нужды местного сельского хозяйства. Подобные парадоксальные последствия привели многих к убеждению, что продовольственная помощь должна оказываться только в экстремальных ситуациях. В действительности, конечно же, необходима крупномасштабная передача нуждающимся странам средств производства (например, сельскохозяйственных машин и оборудования для их обслуживания и ремонта), с помощью которых можно было бы внедрить в местное сельскохозяйственное производство более эффективные методы

В серьезном исследовании проблемы западной помощи и развития стран третьего мира было показано, что деньги, поступающие в бедные страны от индустриальных государств, часто, и даже как правило, направляются на цели, далекие от тех, для которых они предназначались. Эти деньги попадают к военным, отдельным влиятельным лицам и группам или исчезают в недрах бюрократических систем, где затем распределяются и расходуются крайне безответственно. С учетом этих обстоятельств не удивительно, что разнообразные программы помощи могут обернуться для бедняков и голодающих настоящей катастрофой. Автор исследования делает следующий вывод:

Дороги, которые обрываются на речных берегах, а затем как ни в чем ни бывало продолжаются на другой стороне, силосные башни, к которым не подведено электричество, сложнейшее оборудование, размещенное в дикой глуши, где никто не может им пользоваться, проекты производства аквапродуктов, рассчитанные на разведение рыбы стоимостью 4000 долларов за килограмм, предназначенной для африканских крестьян, не получающих и 400 долл. в год, дамбы, которые лишают земли, крова и другой собственности тысячи людей и распространяют смертельные заболевания, передающиеся с водой, схемы переселения, которые делают мигрантов еще беднее, чем они были дома, разрушают окружающую среду и уничтожают целые племена, — такого рода промахи не есть незначительные причудливые исключения из некоего большого и очень полезного правила под названием “развитие”. Они и есть само это правило.

Утрата иллюзий относительно ортодоксальных стратегий помощи развивающимся странам привела к тому, что многие стремятся сейчас делать акцент на развитии простейших основ. Цель заключается в том, чтобы обеспечить беднякам хотя бы минимальный уровень питания, питьевую воду, не содержащую микробов и ядов, предоставить кров и образование, чтобы дать им возможность не просто выжить, но активно участвовать в создании лучшей жизни для себя. Однако такие проекты, как правило, мелкомасштабны, поскольку они ориентированы на максимальное использование местных ресурсов и технологий низкого уровня, потому что более сложные могут принести вред.