Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Содержание (2).docx
Скачиваний:
45
Добавлен:
01.04.2015
Размер:
53.19 Кб
Скачать

1. Общая характеристика принципа свободы договора

1.1. Понятие «договора»

Для полного изучения свободы гражданско-правового договора, прежде всего, необходимо исследовать собственно гражданско-правовой договор, с которым неразрывно связана свобода договора.

Согласно ст. 421 ГК РФ договор – это соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

В научной литературе гражданско-правовой договор определяется по-разному. Г. Ф. Шершеневич рассматривал договор как соглашение двух или более лиц, направленное к установлению, изменению и прекращению юридических отношений1. Данное определение похоже на формулировку определения по статье 420 ГК РФ. Тем самым, доказывается преемственность в российском праве.

Е. А. Суханов определяет «договор как средство (инструмент) регулирования взаимоотношений его участников предстает в виде согласованной сторонами и ставшей для них юридически обязательной программы, их совместных действий по достижению определенного экономического (имущественного) результата»2

Также многие авторы придерживаются такого мнения, что «договор – это многоплановое правовое явление». Например, В. В. Витрянский утверждает, что «В законодательстве и гражданско-правовой доктрине термин «договор» употребляется в трех различных смыслах: как основание возникновения правоотношения (договор-сделка); как само правоотношение, возникшее из этого основания (договор-правоотношение); как форма существования правоотношения (договор-документ)»3.

В своем труде К. И. Забоев сравнивает договор с «природным саморегулятором общества и экономики. Как живая природа самостоятельно регулирует на изменение климата появлением и исчезновением новых видов живых организмов, так договорное регулирование изменяется в зависимости от потребностей общества и экономики, реагируя на изменение рынка появлением новых видов договоров и исчезновением старых»4.

Интересной является также мнение К. И. Забоева о том, что «смысловая многоликость термина «договор» является его естественным содержанием, так как фактически отражает стадии его заключения и исполнения, выражающиеся первоначально в изготовлении договора-документа, заключении договора-сделки и исполнении договора-правоотношения»5.

Таким образом, термин «договор» можно одинаково применять к юридическому факту, сделке и правоотношению. Так как, во-первых, договор-документ служит в качестве юридического факта, не имеющей содержания, но служащей доказательством договора-сделки; в свою очередь, договор-сделка содержит условия договора, в-третьих, содержанием договора-правоотношения являются права и обязанности сторон.

Поэтому важную роль играет определение, в каком именно из приведенных значений употребляется термин «договор» в той или иной норме Гражданского кодекса.

1.2. Понятие «свободы»

Свобода – многозначное понятие, поэтому необходимо уяснить значение «свободы» в качестве принципа свободы договора. Мы пытались охватить это понятие с нескольких точек зрения.

Первая точка зрения наиболее полно охарактеризована в высказывании В. С. Нерсесянца: «Свобода – это освобождение от правил поведения»6. В обыденном понимании большинства людей «свобода» это всегда избавление от ограничений, то есть законов. Но такая свобода влечет за собой анархию в обществе и государстве. В своё время Эпикур и стоики уже осознавали, что безграничная свобода невозможна. Такое понимание свободы не подходит к понятию права, так как право направлено на урегулирование отношений, то есть установление границ возможного поведения, чтобы свобода каждого могла сосуществовать со свободой окружающих.

Вторая точка зрения основана на учении Б. Спинозы и И. Канта. Спиноза утверждал, что «свобода человека состоит в единстве разума и воли». Поэтому размеры реальной свободы определяются степенью разумного познания. Например, один из проявлений разумности – это возраст человека. Достижение И. Канта в этой области – это то, что он выявил еще один критерий того, что понимается под свободой – моральность. Мораль служит средством допуска к свободе, а свобода невозможна без морали. Если единство воли и разума разрушается, моральность исчезает, и свобода выступает как произвол.

Третью точку зрения представляет учение Г. В. Ф. Гегеля. Он пишет: «Нет ничего более распространенного, чем представления, что каждый должен ограничивать свою свободу в отношении свободы других, что государство есть состояние этого взаимного ограничения и законы суть сами эти ограничения. В таких представлениях свобода понимается только как случайная прихоть и произвол»7. Из его размышлений следует, что свобода – это право, истинный закон. К. И. Забоев отмечает, что «понимание законов как собственно свободы, а не как ее ограничений, есть, пожалуй, высший этап развития правосознания, следующий просто за осознанием необходимости ограничений свободы, и понимания в качестве таковых законов государства8. В своем труде «Философия духа» Гегель заключает: «…значение получает теперь повиновение закону и основанным на законе государственным учреждениям. Это повиновение само есть истинная свобода, ибо государство есть подлинный, сам себя осуществляющий разум – нравственность в государстве»9.

ПЕРЕДЕЛАЙ

Таким образом, говоря о проблемах, касающихся гражданско-правовой свободы договора, было бы неправильным говорить о пределах свободы договора, как об одной из проблем данного явления, поскольку, как представляется, это единственная и очень широкая проблема, касающийся самой свободы, так как она определяет ее содержание.

Критерии определения этих «пределов», субъекты, осуществляющие такое определение, вот проблемы «свободы» вообще и свободы гражданско-правового договора в частности.

В итоге, просмотрев основные точки зрения по понятию «свободы», можно сказать, что свобода договора без грани просто теряет смысл, но и не существует. Человек теряет само чувство свободы при отсутствии возможности сравнения, и так называемая полная свобода уничтожается.