Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ДЕЛОВАЯ ЭТИКА ЛЕКЦИИ

.docx
Скачиваний:
132
Добавлен:
31.03.2015
Размер:
87.25 Кб
Скачать

Они не считают аморальным обойти закон, но чувствительны к этикету.

Японцы, напротив, крайне замкнуты, церемонны, дисциплинированы. Смотреть им в глаза, значит проявлять невоспитанность, рукопожатия у них заменяют поклоны. Главное для них – «не потерять лицо», улыбка и «да» не означают согласия. Следует быть предельно вежливым, осторожным, скромным, пунктуальным, избегать шуток, соблюдать субординацию.

Китайцы ориентируются на внешний вид, имидж, статус собеседника; решения склонны принимать дома после консультаций с центром, любят ловить на ошибках и требуют гарантий договоренностей. Это всегда игра.

Арабы строго соблюдают ислам, нельзя предлагать свинину и спиртное; они доверительны, но предпочитают торг, им принято расточать похвалы.

Русские в глазах иностранцев предпочитают общие цели средствам их достижения, им важна концепция. Диапазон стилей общения, при этом, может быть от официозного до приятельского. На них нельзя давить, унижать их гордость, и они меньше держатся за финансовую сторону сделки; нужно им просто понравиться: обмен фотографиями, похвала старикам, достижениям страны. Исторически безопасным для них было групповое конформное поведение, коллективная ответственность; они неподатливы к изменениям и готовы пересидеть любого. Они любят поговорить, но хорошо владеют собой. У них не было демократии, и не ждите от них праведности и открытости. Но их можно пленить искренностью и участием.

Русский национальный этикет и этический кодекс современного молодого человека исторически взаимообусловлены. Еще со времен язычества в русской общине главенствовали принципы соборности, взаимовыручки, свободолюбия, доброты, честности, противостояния невзгодам. Строительство государства с целью объединения племен и защиты от завоевателей привнесло в эту этику силу мужества, готовность к подвигу, верность отечеству. Русское православие, отличное от византийского, добавило такие идеалы, как страстотерпие, верность слову, скромность и незлобивость, совестливость и бескорыстие, трудолюбие и милосердие.

Прорыв Петра к западной цивилизации привнес в русское общество такие черты, как любовь к просвещению, наукам, искусству, манерам поведения, политесам и потешным балам, строительству и архитектуре. Были заложены основы русской нравственности и гражданского самосознания. От «Поучения к детям» Владимира Мономаха (укрощать гнев, повиноваться старшим), через «Домострой» Ивана Грозного (не лгать, не бражничать, признавать главенство семьи и хозяина), до Петровской «Юности честного зерцала» (первого кодекса чести молодой гвардии), и далее к Екатерининским «Табелям о рангах», дворянскому благородству, женскому просветительству, аристократизму духа и бытия, к нашему золотому веку величия русской культуры, и затем уже к свободомыслию разночинцев, купеческому и промышленному меценатству, уникальной жертвенности и стойкости русской интеллигенции, вопреки жесточайшей цензуре и репрессиям двуличного социалистического строя, - весь этот крестный путь русской этики и морали, есть беспримерный подвиг становления, разрушения и упорного возрождения современных нравственных основ.

Мы можем с уверенностью сказать, что стандарты и регуляторы сегодняшних правил ведения дел в России основаны на демократических и гуманистических традициях. Это равенство, уважение к человеческому достоинству и закону, целесообразность и этикетная культура, создание положительной ауры. Здесь и правила всеобщего характера: чуткость, тактичность, чувство меры, обращения к старшим, женщинам, коллегам; и правила знакомства, манеры поведения в общественных местах, на переговорах; здесь и такие всемирно признанные действия, как «54 правила Джорджа Вашингтона», демонстрирующие современные приличия манер в деловой среде, а также «23 правила всеобщего этикета» Эми Виндербальта.

Кодекс чести современного молодого человека в России формирует требования, которые общество предъявляет личности как обязательные.

Этот кодекс исторически восходит еще к Законам Моисеевым, десяти заповедям, записанным на скрижалях и данным нам Всевышним на все времена. И в египетской «Книге мертвых» мы также находим кодекс оправдания: «я не прелюбодействовал, не сквернословил, не причинял людям зла». Христос так же изгнал торговцев из Храма, гневно противопоставив циничную наживу, поклонение золотому тельцу, обогащение любой ценой принципам бескорыстия, любви и милосердия. В эпоху Просвещения Морелли, а за ним и Руссо составили кодекс чести в духе «истинных законов природы», где человек чист перед миром и только одна частная собственность как самоцель общества превносит в природу зло. Искажением нравственного кодекса явился «Моральный кодекс строителя коммунизма» как пример авторитарной технократии и утопической идеи.

В основе современного кодекса чести лежат две категории: кардинальные и теологические добродетели. К первым относятся рационально-классические платоновские идеалы мудрости, умеренности, мужества, справедливости,

т. е. ветхозаветные ценности. Ко вторым же, богословским и христианским ценностям принадлежат вера, надежда на спасение и любовь к Творцу, т.е. новозаветная этика. Хотя уже в Средние века богословские ценности широко трактовались как интеллектуальные (мудрость, наука, искусство) и моральные (справедливость, умеренность, стойкость). Еще шире трактует добродетель наш современник, философ Владимир Соловьев: это стыд, жалость и благоволение. Мудрость добродетельна, если направлена на достойные дела; ловкое житейское благоразумие за чужой счет позорно. Мужество добродетельно, только если возвышает дух над инстинктом самосохранения, а справедливость, если основана на чувстве жалости. Вера не добродетельна, если обращена на недостойное; а надежда, как и любовь, проявляются только через милосердие. Вывод Соловьева: добродетели сами по себе не являются нравственно достойными, а становятся таковыми лишь в соответствии с первичными основами нравственности.

В современном западном обществе система добродетелей известна как франклиновские добродетели. Автор Декларации независимости и Конституции США, Бенджамин Франклин определил критерием добродетели

“self-made-men”, т.е. человек, обязанный самому себе. Это трудолюбие, бережливость и денежные обязательства. О достоинстве судят, давая кредит.

В кодекс Франклина входят также воздержанность в еде-питье, искренность, немногословность, честность, решительность, справедливость, аккуратность, целомудрие, скромность, спокойствие и выдержка. Идеал американизма.

В действительности, есть только три позиции для личности: эгоизм (свой приоритет за счет других), альтруизм (действия в пользу всех) и эгоцентризм (самоценность личности, использующая других лишь как средство). Трактовка эгоизма двойственна. Как этический принцип он аморален, ибо ущемляет чужие интересы. (Хотя есть парадокс: «Эгоист – это тот, кто думает о себе больше, чем обо мне»). Однако разумный эгоизм в условиях рыночной экономики взаимополезен, ибо позволяет признать чужие интересы, не теряя своих с помощью альтернатив. Ограничение эгоизма в экономике должно носить правовой характер: зарплата, отпуска, и т.п.

В современном российском обществе остро стоит вопрос о «правильном поведении» молодых людей в сфере предпринимательства. Необходим «Новый кодекс чести». Он может включать в себя следующие нормы:

- уважение к старшим как древняя всеобщая традиция

- золотое правило: поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой

- соблюдай национальное достоинство других, не унижай «чужаков»

- уважай обряды иных религиозных конфессий, их чувство веры

- имей чувство собственного достоинства и признавай его в других

- толерантность к мнению инакомыслящих», трудолюбие и бережливость

- милосердие и забота о природе, о братьях наших меньших

- патриотизм как преданность отечеству

- соблюдение норм права и этикетных норм

- совестливость и честность.

Аристотель сказал: «Правда о добропорядочном еще и в том, что он многое делает ради друзей и отечества и даже умирает за них, если надо, расточая блага и почести, за которые держатся другие, и оставляя за собою лишь нравственную красоту»

-