Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
9.Афганистан / афганская политика Пакистана.doc
Скачиваний:
31
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
86.02 Кб
Скачать

Пакистан и талибы. Пакистан: ведущий или ведомый?

Влияние всех вышеотмеченных факторов усложнило характер политики Пакистана в отношении Афганистана. Сложившаяся к 1990 г. ситуация потеря глобального значения противостояния в Афганистане и прекращение военной и экономической помощи США заставила Исламабад пересмотреть проблемы своей безопасности. Наиболее далеко идущие планы Исламабада заключались в использовании своего потенциала для вовлечения Средней Азии в сферу своего влияния с тем, чтобы стать ведущей державой в данном регионе. Однако установлению прямых связей между Пакистаном и Средней Азией препятствовала нестабильная ситуация в Афганистане.

В октябре 1993 г. к власти в Пакистане пришла Беназир Бхутто во главе Пакистанской народной партии. Для реализации стратегических планов в отношении Афганистана Исламабаду необходимо было подготовить почву. Во-первых, пакистанское правительство пошло на союз с религиозной партией Пакистана «Джамиат-уль-улема-и-ислами», которая в дальнейшем оказала огромное влияние на позиции движения «Талибан». Главной опорой этой партии являлись пуштуны, которые и составляли большинство ее членов. Наибольшее влияние эта партия имела в СЗПП и Белуджистане.

Афганские талибы вышли из пакистанских медресе, расположенных в основном в приграничных районах Пакистана и Афганистана. Надо отметить, что «Талибан» появился как движение антимоджахедовской направленности. Учебные программы медресе включали в основном изучение исламских предметов, важное место занимала проповедь джихада среди студентов, хотя официально это отрицалось.

Учащиеся медресе составляли основу вооруженных отрядов «Талибана» только на первом этапе. Затем стали активно вербоваться пуштуны из лагерей беженцев или проживавшие в Афганистане и Пакистане. Главной причиной популярности талибов среди населения на первоначальной стадии стала усталость населения от многолетней войны. Без этого фактора движение не смогло бы приобрести такие масштабы.

На афганской политической сцене талибы впервые проявили себя в октябре 1994 г., и связано это было непосредственно с транзитной торговлей между Пакистаном и Средней Азией.

Однако надежды Исламабада на возможность полного контроля над талибами не оправдались. Пакистан не только не был готов к концу 90-х годов контролировать ситуацию в Афганистане, но и более того, все больше сталкивался с опасностью расширения деятельности фундаменталистских партий и группировок внутри страны. На сегодняшний день всерьез речь идет об опасности «талибанизации» Пакистана. Особенную опасность это представляет в условиях возрастающей коррупции, экономического кризиса и нестабильности режима. На какое-то время генералу П.Мушаррафу удалось перехватить инициативу у радикально настроенных религиозных и политических группировок, пообещав бороться с этими проблемами Пакистана. Однако последние события показывают, что все большее количество населения приветствует тот путь нормализации жизни в стране, который избрали в свое время талибы.

На сегодняшний момент можно сказать, что военный аспект антитеррористической операции в Афганистане практически завершен. Вместе с ним закончился и довольно большой период в истории афганской политики Пакистана.

К сожалению, приходится признать, что Пакистан фактически не справился ни с одной поставленной изначально целью. Более того, он стал заложником своей афганской политики. Во внешнеполитической сфере афганская политика привела к тому, что Пакистан фактически не в состоянии самостоятельно принимать решения, что сейчас он в этом вопросе вынужден прислушиваться к мнению Запада и в первую очередь США.

Во внутриполитической сфере Пакистану грозит жесточайший политический кризис, в условиях которого все большее число населения склоняется в пользу поддержки радикальных сил типа талибов. Пожалуй, с уверенностью можно сказать, что до тех пор, пока у власти будет находиться президент П.Мушарраф, на которого сделал ставку Запад, Пакистану не грозят кардинальные волнения. Но справится ли Мушарраф с ситуацией, окажись он без западной поддержки? Скорее всего, нет.

На сегодняшний день Пакистану предстоит заново выстраивать свои отношения с новым афганским правительством, заново вырабатывать свои позиции по так и нерешенным проблемам Пуштунистана и признания «линии Дюранда».

Главная задача Пакистана заключается в том, что ему необходимо осознать ошибки и просчеты прошлой внешнеполитической доктрины в отношении Афганистана. Проблема в том, что Пакистан на данный момент по объективным причинам не в состоянии вести внешнюю политику с какими-либо претензиями на великодержавность. У него недостаточно ресурсов, чтобы строить свою внешнюю политику на основе скрытого или явного вмешательства во внутренние дела соседней страны. Как бы Пакистан сейчас не стремился к тому, чтобы играть роль старшего брата по отношению к Афганистану, он просто пока не обладает достаточной мощью для этого. Наличие ядерного оружия, конечно, весьма весомый фактор, но не определяющий. Поэтому в первую очередь Пакистану в выработке новой внешнеполитической доктрины в отношении Афганистана следует пытаться строить ее на равных с ним.

1 Stobdan P. The Afghan Conflict and Regional Security, Institute for Defense Studies and Analysis. N.Delhi, 1997.

2 Wirsing R. The Baluchis and Pathans. L., 1987.

3 www.bsos.umd.edu

4 Ali Shah M. The Foreign Policy of Pakistan. L., 1997.

5 Wirsing R. The Baluchis and Pathans. L., 1987.

6 www.fp.ru