Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Социально-экономическое развитие.doc
Скачиваний:
6
Добавлен:
30.03.2015
Размер:
90.11 Кб
Скачать
  1. Социальная картина.

По переписи населения 1897г. в России проживало 125 млн. человек. Рост численности обусловлен рождаемостью и расширением территорий. Однако, уровень смертности оставался самым высоким в Европе. Российское общество сохраняло феодальные пережитки – сословия. Причем, власти искусственно поддерживали их, начиная с Александра III, провозгласившего возврат к сословности как гарантию стабильности. В условиях развивающегося капитализма произошло наложение классовых и сословных отношений.

Сословие – социальная группа общества, обладающая закрепленными в законе или обычае правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Привилегированными сословиями оставались:

Духовенство – широко образованная часть общества. Не подвергались телесным наказаниям, не несли подати. Значительным влиянием пользовалось православное духовенство, которое выполняло ряд функций государственных чиновников: вело запись актов гражданского состояния, оказывало влияние на народное образование, поддерживало жесткую регламентацию всех сторон жизни прихожан. Духовенство подразделялось на белое и черное = монашествующее (обед безбрачия).

Дворянство – в своде законов империи, ст.15, говорилось: «Дворянское название есть следствие, истекающее из качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличавших себя заслугами, чем приобрели потомству своему нарицание «благородных». К этому сословию также относились немецкие барона, польские паны, украинская шляхта, выборные чины казачьих войск, татарские мурзы, грузинские князья, молдавские бояре. Потомственное дворянство давалось с IV класса Табели о рангах, личное – с IX. Сословие пополнялось за счет образованных разночинцев.

Дворянство не было однородно. Можно выделить тех, кто жил за счет жалованья и службы (30% чиновников империи – дворяне) и живущих на доходы от поместий = дворяне-землевладельцы. Среди потомственных дворян помещиками были не более трети, а среди офицеров – 10-15%. Правительство отдавало предпочтение дворянам-землевладельцам, давая им преимущество при определении на службу, в чинопроизводстве и в местном самоуправлении. Выйдя в отставку, они становились управляющими частных и акционерных предприятий, банков, так как обладали высокой квалификацией и обширными связями. Такие чиновники могли открыть собственное дело. Так в стране появлялась прослойка обуржуазившихся чиновников, «придворных» предпринимателей.

На рубеже веков дворянство испытывало трудности:

  1. оскудение – землевладение дворян сокращалось с 1905-1915г. на 20%. С целью предотвращение дальнейшего оскудения проводились Особые совещания по делам дворянства в 1897 и 1901г. Каждый третий дворянин имел земельный надел не больше, чем крепкий середняк. Из 130 тысяч помещичьих хозяйств только 30 тыс. – самые богатые, 700 – владели латифундиями. Часть помещиков предпочитала тратить деньги на скачки, картины, удовольствия, закладывая свои земли в банк. К 1915г. было заложено в банки 50 млн. десятин.

  2. возрастало число дворян, получивших титул за службу. Их уровень общей культуры и отсутствие традиций вызвали горькое недоумение среди дворянской элиты – потомков и хранителей истории дворянских родов.

  3. Значительная часть дворян пренебрежительно относилась к предпринимательской деятельности. Лишь небольшая их часть вложили деньги в капиталистическое переустройство. Многие продавали имения, пополняя ряды государственных чиновников , военных и интеллигенции.

Купечество подразделялось на три гильдии. Принадлежность к 1-й гильдии определялась уплатой взноса 565 рублей и льготами в торговле, оформлении загранпаспортов. Купцы 1-2 гильдий по привилегиям приближались к дворянству. Постепенно формируется новый тип купца (в отличие от образов, данных в пьесах Островского). Они занимаются общественной деятельностью, ведут культурно-просветительную работу, финансируют сиротские дома, покровительствуют театрам и художникам. Ежегодно в Москве на благотворительные цели тратилось 2 млн. рублей, в Санкт-Петербурге -0,5 млн. Примером нового типа купечества можно назвать Петра Бургова из Н.Новгорода – миллионер, владелец паровых машин и пароходов, торговал хлебом, общался с царем, при этом прост и скромен как в одежде, так и в общении. Семейство купцов Рябушинских дали высшее образование всем 8 сыновьям. Пятеро закончили Московскую Практическую Академию Коммерческих наук. Один из сыновей стал профессором и создал первую в мире аэродинамическую лабораторию. (В. Рябушинский. Купечество московское. //Родина, 1992, №8-9 ,с.172).

Все перечисленные изменения вели к размыванию границ между купечеством разных гильдий, а так же между купцами и промышленниками. Нередко купцы имели акции промышленных предприятий и банков. Шел процесс обуржуазивания купечества. Вместе с тем росло новое противостояние между «старой» буржуазией - купечество во 2-3 поколении и «новой» - предприниматели из дворян, отчасти мещан и разбогатевших крестьян.

Идет формирование классовых отношений. Класс, по определению В. Ленина – «большая группа людей, разделяющихся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той или иной доли общественного богатства, которой они располагают».

Буржуазия. Ее формирование можно проследить от Петра I, когда закладывались отношения полной зависимости предпринимателей от монаршей воли. В XIX веке буржуазию воспринимали как основного поставщика, интенданта двора, но не как самостоятельную силу. Поэтому российская буржуазия слаба, политически бесправна, не успела оформиться в самостоятельную политическую организацию.

В начале века рост стачечного движения сумел убедить буржуа, что договориться с рабочими разумнее и выгоднее, чем терпеть убытки от простоя. Однако, правительство, опасаясь подрыва самодержавных основ, секретным циркуляром марта 1902г. запретило фабрикантам идти на уступки требованиям рабочих. В 1903г. в Петербурге градоначальник пригрозил непослушным фабрикантам ссылкой в зауральские места. Русская фабрика политизировалась – в цехах появилась фабрично-заводская полиция, что возмущало и фабрикантов и рабочих. Такие меры не уменьшали либерализации буржуазии. В январе 1905г. группа московских торговцев и промышленников обратилась в правительство с ходатайством о разрешении мирных стачек и предоставления права на митинги и собрания.

Москва больше представлена промышленной буржуазией, особенно в текстильном производстве – фабрики Морозова, Прохорова, Коновалова. В Санкт-Петербурге – финансовая олигархия, скопившие капиталы на банковских операциях Давыдов, Путилов, Вышеградский.

Наиболее богатые капиталисты имели годовой доход не менее 20 тысяч рублей. В 1905г. таких насчитывалось около 6 тысяч. В стране преобладали средние и мелкие собственники – 89% с доходами от 1000 до 10 тысяч в год. В целом примерно 40% предпринимательской элиты составляли выходцы из купечества и мещанства, 25% - выходцы из дворян, остальные – представители технической интеллигенции и иностранные подданные.

Благотворительность среди буржуазии была распространенным явлением. Они содержали сиротские дома, богодельни. Например, на содержание 1 человека в ночлежке России тратилось в день 8 копеек (чай с сахаром и хлебом, суп с тушенкой), в Великобритании – 3 рубля.

Первая русская революция несколько охладит либерализм буржуазии. Она отойдет от рабочего движения, надеясь на власть и реформы Столыпина.

Средние классы. Индустриализация изменила положение ремесленников. В условиях конкуренции со стороны промышленного производства выдерживали не все. Большая часть ремесленников мещанского сословия пополнила ряды пролетариата.

Мелкий предприниматель России не стал значимой фигурой в экономике, их численность не превышала полмиллиона человек. Слабость предпринимательства объяснима сохранением пережитков прошлого – кустарного производства и промысловой деятельности крестьян.

К началу века около миллиона человек было занято умственным трудом, которых можно причислить к среднему классу, но в отличие от предпринимателей, это было политически активная прослойка оппозиционно настроенная к власти – интеллигенция. По некоторым данным 250 тысяч. Сформированная из разных социальных групп, она отличалась способностью мыслить, что было контрастно всему жизненному укладу страны. Малая численность делала интеллигенцию одинокой и непонятой в обществе, с чувством безысходности и невозможности что-либо изменить. В целом к среднему классу Российской империи можно отнести не более 5-6% взрослого населения.

Пролетариат. Численность рабочих определить трудно, так как значительная часть нанималась на сезонные работы, занятых в сельском хозяйстве тоже нелегко классифицировать. Поэтому В. Ленин называл цифру 63 млн. рабочих, Н. Верт – 9 млн., учебник Мишиной – 14 млн. (Л.Н. Жарова, А.А. Кредер, И.А. Мишина. Россия и мир в XX веке. Часть I. М., 2001). Историк Михаил Райман (Новая и новейшая история, 1994, №4-5, с.195) пишет, что промышленный пролетариат не был в России многочисленным классом – 4 млн. Из них социально зрелыми были только рабочие Москвы и Петербурга. В крупных промышленных центрах сосредоточено только 20% пролетариев. На основании изложенных фактов делает вывод: Россия не только не готова к социалистической революции, но и к завершающим процессам становления буржуазного общественно-политического строя.

Кадровые рабочие составляли 3%. Они заинтересованы в повышении квалификации, посещали вечерние школы. Заработок этой категории составлял от 800-1000 рублей в год. Годовой доход более тысячи позволял иметь свой дом, приусадебный участок и содержать прислугу.

Основная часть рабочего класса не обладала квалификацией и получала в среднем 200-300 рублей в год. Им приходилось работать сверхурочно, в выходные, чтобы иметь дополнительную копейку. На свою зарплату они могли снять угол или койку, все уходило на скудное питание.

Крестьянство оставалось самым многочисленным классом – 80-90% населения. Оно считалось хранителем традиционных, патриархально-общинных основ жизни. Под влиянием модернизации экономики деревня менялась. Натуральное хозяйство медленно вытеснялось товарно-денежными отношениями, что порой разорительно отражалось на большинстве крестьян. На начало века беднота составляла 59%, середняки – 23%, богатые – 18%. Хорошее хозяйство состояло из 3-4 лошадей, столько же коров, овцы, козы, куры и земли для посева зерновых, льна.

Близость городов давала возможность уходить на заработки. Некоторые семьи переезжали в город. Но большинство, надеясь на общину, бедствовало и оставалось в деревне, боясь порвать с землей. 30% лишних рабочих рук держала деревня в начале века.

Сельская жизнь трудна. Отсутствие техники превращало работу на земле в «страду». Все интересы крестьянина ограничивались хозяйством и землей. О другом не было времени думать. Частые неурожаи вели к разорению, нищете.

Маргиналы – слово означающее «находящийся сбоку, с краю». У маргиналов разорваны связи с прежним окружением, но не установлены отношения с новой средой. Переезжая из деревни, они селились на окраине города в коечно-каморочного типа квартирах. В Москве таких насчитывалось более 170 тысяч. Маргинализации общества способствовали миграционные процессы: за период 1897-1916гг. из деревни в город переехало более пяти миллионов. Военные события и промышленный подъем также сопровождались разрывом прежних социальных связей.

Люмпены – деклассированные элементы, люди дна. Они активны и взрывоопасны, склонны к разрушению, не признавали общепринятых норм морали. Например, в Санкт-Петербурге в 1902г. было задержано без паспорта 110 тысяч человек (бомжи, проститутки и другие деклассированные элементы).