Скачиваний:
26
Добавлен:
25.03.2015
Размер:
92.67 Кб
Скачать

Тема 8. Традиционная этнокультура белорусских цыган

Хозяйственная жизнь и быт. Кочевой характер жизни. Случаи оседлого проживания цыган. Коневодство, кузнечество, огородничество. Попрошайничество и гадание. Жилище, одежда и пища.

Нематериальная культура. Основные группы цыган Беларуси. Язык, религия. Цыганская демонология. Обычаи и обряды. Цыгане в белорусском фольклоре. Исследования П.Шейна, Е.Романова, А.Сержпутовского.

1. Хозяйственная жизнь и быт.

2. Нематериальная культура.

1. Хозяйственная жизнь и быт

«В Могилевской губернии проживает небольшое число цыган, именно: в могилевском уезде их нет, оршанском 21 душа обоего пола, горецком тоже 21, чериковском 36, быховском 37, мстиславльском 41, чаусском 60, сеннинском 60, рогачевском 78, климовичском 160, гомельском 741; всего в губернии 1255 человек обоего пола. Все они хотя и приписаны к сельским или городским обществам, но не живут в этих обществах, а являются только для получения паспортов и уплаты казенных повинностей; ведут же кочевой образ жизни, переходя по одному, по два или по три семейства с одного места на другое по всем уездам губернии, а иногда и по смежным уездам соседних губерний - Черниговской, Минской и Смоленской.

Т и п и о т л и ч и т е л ь н а я ч е р т а х а р а к т е р а. Цыгане сохранили азиатский тип: смуглый цвет лица, черные, как смоль, волосы, черныя густыя брови, крючковатый орлиный нос; в характере их сохранилась азиатская безпечность и равнодушие ко всем невзгодам и неудобствам, неразлучным с кочевою жизнию» [Рубановский И. Цыгане //Опыт описания Могилевской губернии … Книга 1. - Могилев, 1882].

«Б ы т: ж и л и щ е, о д е ж д а и п и щ а. Чуждые оседлости, не имея ни дома, ни земли, цыгане отдельными семействами проводят зиму где нибудь по деревням, напросившись в овины, пустые после молотьбы, или в старыя свободныя избы крестьян; но как только весною появится подножный корм (около 9 мая), они уходят на кочевье. Сборы их коротки: запрягается лошадь в телегу, на телегу же укладывается весь домашний скарб, садятся дети, а взрослые окружают телегу, чтобы с нея не упало что нибудь и не потерялось; затем отправляются в путь. За телегою бредет одна, много две лошадёнки и одна или две свиньи, - все хозяйство цыгана. Возле какой нибудь деревни, под лесом, где вблизи водопой и пустое место для пастбища, они останавливаются. Устраивается шатер, называемый также шалаш (палатка): четыре колышка, связанные попарно в верхних концах, вбиваются в землю на разстоянии одной пары от другой сажени на две или более, смотря по величине семейства; на колышки в длину шалаша кладется жердь и навешивается холст; в одной части шалаша ставится телега, с периною и подушками, которыя на ней и остаются; в телеге же помещаются, если есть, и малыя дети; тут же, вблизи телеги, ставят сундук или кубель (деревянная крытая кадка) с бельем и лучшею одеждою; сундук служит и вместо стула или скамьи для сиденья; в другой части шалаша размещаются чугунные и глиняные горшки, ведро, корец (кружка для воды), миски и ложки; вверху над этими вещами висит небольшая икона.

О д е ж д а. Мущины усвоили себе обыкновенную великорусскую крестьянскую одежду, а именно: ситцевую рубаху или холщевую с косым воротником, широкие шаровары пестрединные, бумажные или плисовые в сапоги; смазанные сапоги с высокими голенищами; поддевку или казакин из суконной или бумажной материи, преимущественно синяго цвета; картуз или русскую поярковую шляпу. Зимою сверху надеваются полушубки и тулупы. Волоса на голове острижены в скобку и посреди головы пробор. Одежда женщин, имеющая некоторыя особенности от русской, состоит из белой холщевой или коленкоровой рубахи и ситцевой юбки яркаго цвета; сверху надевается так называемая “капа” - это кусок какой нибудь шерстяной или бумажной материи, сшитой сверху на столько, чтобы свободно входила голова и чтобы, держась на плечах, он прикрывал с боку одну левую руку; под “капой” привязан мешок для сбора подаяний; на голове большой бумажный или шерстяной платок яркаго цвета, повязанный в роде турецкой чалмы; на шее множество дешевых кораллов и бус; на ногах башмаки, летом на босую ногу. Зимою сверху надеваются небольшия шубки на заячем или кошачьем меху.

П и щ а у цыган напоминает собою крестьянскую. Хлеба они не пекут, а продовольствуются выпрошенным у поселян. Щи или борщ из капусты или бураков, также выпрошенных у поселян; крупник (суп) из картофеля и разных круп, приобретенных таким же образом и кулеш из ячменной или гречневой муки, приправленные салом или мясом, составляют обыкновенную их пищу. Мясо цыгане употребляют и из падали, разсуждая, что павшее животное Бог убил. Самое любимое кушанье цыган свиное м'ясо и в особенности свиное сало, сырое, соленое, вареное и жареное.

З а н я т и я и п р о м ы с л ы. При бездомной, праздной кочевой жизни цыган, правильных промыслов и занятий у них нет; преимущественно же мущины занимаются незначительною торговлею лошадьми, променом их у крестьян и, в особенности, лечением лошадей, так что каждаго цыгана крестьяне признают коновалом; женщины - выпрашиванием милостыни, гаданьем и лечением болезней, особенно детских.

Как только шатер поставлен, цыгане отправляются в лес собирать валежник, приносят и раскладывают костер; к костру все собираются, садятся на траве и совещаются, куда идти на промысел. Так как цыгане, большею частию, кочуют ежегодно по одному пути, то все окрестныя селения и помещчыя усадьбы им известны; известны также и зажиточные крестьяне, имеющие много лошадей, из коих всегда которую нибудь нужно полечить; известны и добрыя барыни, которым нужно погадать, а иногда попеть и потанцевать. Мущины, большею частию, в одиночку, отправляются в одну сторону, а женщины, вдвоем, в другую» [Рубановский И. Цыгане //Опыт описания Могилевской губернии … Книга 1. - Могилев, 1882].

«Чрез несколько дней цыганское семейство собрало свой шатер и перекочевало далее, подвигаясь к тем местам, где вскоре должны быть ярмарки. Во время ярмарок (напр. в Гомеле, м. Ветке, Хальче и др.) цыганских шалашей разбивается до 100 и более и стоят они “табором”, т.е. все располагаются на одном месте недели на две и более. Здесь они сообщают друг другу нужныя сведения: где напр. лошади дешевы и где дороги, меняют взаимно лошадей, объясняя в какой именно местности можно продать известную лошадь, потому что она ворованная; здесь молодежь знакомится, условливаются свадьбы и т.п.» [Рубановский И. Цыгане //Опыт описания Могилевской губернии … Книга 1. - Могилев, 1882].

«Мир <…> Мы уже знаем, что здесь жили короли цыган. Карл Радзивилл, Panie Kochanku, покровительствовал им и бывал даже на пиршествах у короля Марцинкевича. Замечательно, что мирские Цыгане были оседлыми жителями Мира, и не только занимались ремеслами, но даже основывали фабрики суконные, полотняные и кожевенные. Еще в недавнее время некоторые Цыгане занимались выделкою холста. Белорусы насмехаются над изделиями цыган; у них даже есть пословица: майстар з Мира, то цяв, то дзира”, т.е. “мастер из Мира, где ни коснись там и дира”. Однако сохранились еще кое-где прежние изделия мирских цыган, отличающиеся (особенно холст) прочностью и хорошею отделкою. Мир славился своими конскими ярмарками, в дни св. Николая, 9 мая и 6 декабря. Сюда приводили на продажу лошадей из заводов Хрептовичей, Верещаков, Обуховичей, Войниловичей, Раецких, Рдултовских и др. Обе ярмарки продолжались по четыре недели, и это придавало особенную жизнь местечку. Ныне как ярмарки, так и самое местечко в упадке». [Живописная Россия. Том третий. Спб., 1882].

[Сементовский А. Этнографический обзор Витебской губернии. Спб., 1872]

«Цыган в Витебской губернии так мало, что ни на одной из этнографических карт район обитания их не обозначен: быть может это произошло потому, что народец этот, как по преимуществу бродячей жизни, не был включен занимавшимися этнографическими изследованиями в число местных оседлых племен, впрочем, г. Кеппен насчитывал в Витебской губернии цыган более шестисот человек (607). Быть может число это, лет двадцать тому назад, и не было далеко от истины; но теперь цыган не более 177 человек, в числе коих мужчины численно преобладают; стало быть, народ этот на пути к исчезновению.

Уменьшение числа цыган могло произойти от потери ими главнейших отличий своей национальности: принятия христианства, перехода от кочевой к оседлой жизни, вступления в брак с лицами других племен; нам лично известно несколько мещан, считающих себя русскими, но по типу, цвету лица т даже по своему прозванию - несомненно недавняго происхождения.

Из 19 населенных местностей, разбросанных: в Городокском, Лепельском, Велижском, Невельском, Полотском, Себежском, Дриссенском, Динабургском, Режицком и Люцинском уездах - только в одной деревне Городокскаго уезда - Цыганах и в мызе Завечелье - Лепельского уезда, находится, отдельно вне соседства с другими племенами, цыган: в первом 43 человека, а в последнем 5; затем как видно из следующаго списка они везде составляют ничтожную примесь к другим народностям. В городах их считается: всего 11 человек».

«Из числа 177 цыган Витебской губернии 151 исповедуют православие, а 26 латинство.

Хотя все цыгане приписаны к той или другой населенной местности, но природная страсть к кочевой жизни побуждает многих из них проводить лето, а иногда и зиму, в своем убогом шатре, переходя с места на место. Порой они появляются то там, то сям, Бог знает откуда и при том в таком количестве, которое далеко превышает официальное исчисление.

Любимое занятие витебских цыган - торг и мена лошадьми, они занимаются также кузнечеством, а иные и земледелием. Цыганки промышляют ворожбой и прошением милостыни. Как мужчины, так и женщины этого племени весьма склонны к воровству, пьянству, а последния к разврату в самых цинических формах. Замечательно, что между витебскими цыганами есть много с светлыми волосами и голубыми глазами.

Цыгане в домашнем быту употребляют только свой родной язык, но говорят и по-русски».

В начале 19 в. цыгане поселились на окраинах Минска, Слонима, Борисова, Слуцка. Мужчины занимались коневодством, кузнечеством, обработкой кож, портняжеством. Женщины – ткачеством, шитьем, вязанием, нанимались полоть огороды и на другие работы. Гадание.

Некоторые цыгане имели свою землю и занимались огородничеством. Так называемые «оседлые» цыгане. К.Аникиевич.

[Аникиевич К.Т. Сенненский уезд Могилевской губернии. Опыт описания... Могилев,1907]

«Самую меньшую этнографическую группу в уезде составляют цыгане, пришедшие в Белоруссию через Польшу в половине XV в.* (*Романов. Материалы по историч. топографии Вит. губ., стр. 58-60). Их насчитывают в уезде всего до 86 душ обоего пола; большая часть их считается приписанною к Риснянской вол., где имеется две деревни с цыганским населением - Лопатники (16 м., 12 ж.) и Мещенцы (11 м., 10 ж.). Ведут кочующий образ жизни. Зиму цыгане проводят в выпрошенной крестьянской избе или овине. С весны они небольшими группами или отдельными семействами, “таборами”, отправляются кочевать, выбирая для остановок места, удобные для корму лошадей. Разбив на выбранном месте свой шатер и оставив кого-нибудь для охраны имущества и лошадей, цыгане отправляются по соседним деревням на промыслы. Богатство цыганской семьи состоит из нескольких лошадей и кибитки великорусского типа, нагруженной домашним скарбом; держат также цыгане и свиней. Женщины-цыганки занимаются исключительно гаданием на руки и карты и выпрашиванием подаяний, хотя занимаются шитьем, вязаньем чулок и рукавиц, мужчины - торговлей лошадьми, лечением лошадей и знахарством. Они перекочевывают с ярмарки на ярмарку. При барышничестве цыгане проявляют замечательную находчивость, присоединяя иногда и обманы, свойственные впрочем не одним только цыганам, а всем вообще барышникам”.