
- •Просоциальное поведение.
- •1. 2 Мотивы альтруизма. Социальный обмен (оказание помощи как замаскированный эгоизм).
- •1. 4 Просоциальное поведение как нормативное поведение: нормы социальной ответственности и взаимности.
- •1.5 Эволюционистский подход – защита рода.
- •2. Детерминанты альтруистического поведения.
- •2.1 Ситуационные факторы, способствующие оказанию помощи.
- •Принять на себя ответственность.
- •2.1.2 Оказание помощи, когда это делают и другие
- •2.2 Личностные влияния.
- •2.2.1 Чувства
- •Черты личности
- •3. Формирование альтруизма.
- •3.1 Устранение факторов, сдерживающих оказание
- •3.2 Социализация альтруизма.
- •Уменьшение неопределенности, возрастание ответственности
- •3.2 Социализация альтруизма
- •1.Обучение моральному включению (инклюзии)
- •2.Моделирование альтруизма
- •Знание об альтруизме '
- •111. Просоциальное поведение, мотивированное сопереживанием.
- •1У. Психологические теории просоциального поведения: модель принятия морального решения, модель мотивации помощи, модель "ожидаемой ценности".
- •11. Стадия обязанности: конструирование норм и зарождение переживания моральной обязанности.
- •1. Проблемы поведения в социальной психологии.
- •6. Просоциальное поведение
- •Просоциальное поведение как нормативное поведение: нормы социальной ответственности и взаимности.
Просоциальное поведение.
1.Феномен просоциального поведения и мотивы альтруизма.
Понятие альтруизма
1.2 Мотивы альтруизма. Социальный обмен.
1.3 Просоциальное поведение, мотивированное сопереживанием.
1. 4 Просоциальное поведение как нормативное поведение: нормы со
циальной ответственности и взаимности.
1.5 Эволюционистский подход – защита рода.
2. Детерминанты альтруистического поведения.
2.1 Ситуационные факторы, способствующие оказанию помощи.
2.2 Личностные влияния.
3. Формирование мотивации к просоциальному поведению.
1.Феномен просоциального поведения и мотивы альтруизма.
1.1 Понятие альтруизма
Психология в своих лучших образцах всегда думала об улучшении человеческой природы. И всегда перед исследователями открывались два принципиально различных пути: бороться с человеческими недостатками или создавать условия для проявления и закрепления наилучших качеств. Посмотрим на эту проблему в рамках конкретной и весьма актуальной темы – альтруизм в человеческих отношениях.
Альтруистическое поведение– поступки, направленные на благо другого человека, при том что у донора есть выбор, совершать их или нет.
Почти вся научная информация, касающаяся альтруизма, в русскоязычной литературе имеет американское происхождение. Однако и в американской психологической науке изучение помогающего поведения, по мнению Х. Хекхаузена, шло по боковым, крайне заросшим путям, а на психологических магистралях – изучение ненормальных и неприглядных сторон человеческой натуры. Причин столь пренебрежительного отношения к изучению просоциального поведения много.
Господствовавшие психологические школы, психоанализ и классическая теория научения достаточно скептически относились к возможности проявления собственно альтруистического поведения, т. к. считали, что даже в конечном счете оно служит достижению тех или иных собственных целей субъекта.
Психоанализ искал стоящие за альтруистическим поведением вытесненные влечения.
Согласно же фундаментальному для теории научения гедонистическому принципу, помогающий субъект всегда должен был иметь позитивный баланс подкрепления. В частности, отмечается феномен, который получил название "парадокс альтруизма". Это обычно действия, когда помогающий причиняет своим действием ущерб себе лично, причем, что особенно примечательно, часто даже предвидя этот ущерб заранее, он не отказывается от оказания помощи. Возможным объяснением этого может быть то, что при отсутствии внешних подкреплений помогающий (испытывая сочувствие, сострадание, эмпатию) в конечном счете сам подкрепляет себя за свое бескорыстное действие.
Во второй половине 60-х годов количество исследований поведения помощи возросло в связи с событиями, вызвавшими сильный общественный резонанс.
Первое событие – процесс над Эйхманом, привлекший внимание к людям, которые во время Второй мировой войны спасали евреев от уничтожения в условиях глубочайшей секретности и огромного риска для себя и своих близких. Их было значительно больше, но смогли выжить и эмигрировать только 27человек. Они не собирались рассказывать о своем прошлом, но, к счастью, тайное становится явным не только в случаях грязных и низких поступков. В результате в США было учреждено психологическое общество с целью выяснения личностных особенностей этих 27 удивительных людей (попытка, сделанная в русле психологии личности, оказалась бесплодной, хотя в ходе интервью были выяснены некоторые общие для них особенности – жажда приключений, идентификация с родительскими моральными образцами, социальная критичность).
Другое событие - убийство Кэтрин Дженовэз. Она была убита в ночь на 13 марта 1964 года в Нью-Йорке, не вокзальной площади в Бронксе. Обитатели окрестных домов, 38 человек, прильнув к темным окнам, наблюдали, как в течение получаса убийца боролся с кричащей женщиной, лишив ее жизни только третьим ножевым ударом. Никто из наблюдавших не вмешался и даже не вызвал полицию. Эта криминальная история всколыхнула всю Америку. Эксперты в различных областях знания не могли найти объяснения. Вместо этого ответственность за происшедшее приписали таким глобальным факторам, как анонимность, урбанизация или скученность.
Столь шокирующее событие побудило некоторых социальных психологов обратиться к изучению действий помощи в полевых условиях, приближенных к реальной жизни.
Под оказанием помощи, альтруистическим или просоциальным (эти термины используются как взаимозаменяемые) поведением обычно понимаются любые действия, направленные на благополучие других людей. Действия эти часто весьма многообразны. Их диапазон может простираться от проявлений любезности, благотворительной деятельности до помощи человеку, оказавшемуся в опасности, попавшему в трудное или бедственное положение, и даже вплоть до его спасения ценой собственной жизни.
Просоциальное поведение может быть оценено и измерено по затратам помогающего. Например, по интенсивности внимания, объему времени, количеству труда, значительности денежных расходов, отодвиганию на задний план или отказу от своих желаний и планов, самопожертвованию.
Г. Мюррей в своем перечне мотивов ввел для деятельности помощи особый базовый мотив, назвав его заботливостью (пееd nиrtиrапсе). Отличительные признаки соотвествующих ему действий он описывает следующим образом: "Выказывать сочувствие и удовлетворять потребности беспомощного другого — ребенка или любого другого, который слаб, покалечен, устал, неопытен, немощен, унижен, одинок, отвержен, болен, который потерпел поражение или испытывает душевное смятение. Помогать другому в опасности. Кормить, опекать, поддерживать, утешать, защищать, успокаивать, заботиться, исцелять".
Дж. Макоули и И. Берковитц определяют альтруизм как "поведение, осуществляемое ради блага другого человека без ожидания какой-либо внешней награды".
Однако то, что в конечном счете идет на пользу другому и поэтому на первый взгляд представляется деятельностью помощи, может, тем не менее, определяться совершенно различными движущими силами. В отдельных случаях возникают сомнения в том, насколько оказывающий помощь руководствуется в первую очередь заботой о благе объекта его помощи, т. е. насколько им движут альтруистические побуждения. В связи с этим Бьерхофф (1990) выделил два условия, определяющих просоциальную реакцию:
намерение действовать на благо другому;
свобода выбора ( то есть действия не по профессиональной обязанности).
Х. Хекхаузен, просмотрев множество научных определений, пришел к выводу, что великолепный пример альтруистического поведения– притча о добром самаритянине, описанная в Евангелии: «… Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. Самаритянин, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда вернусь, отдам тебе».
Альтруистический поступок самаритянина так примечателен потому, что
он осуществлялся при отсутствии социального давления;
не на глазах у способного оценить его зрителя;
ему не были предписаны жесткие моральные нормы(как священнику);
потому, что он взял на себя труд и затраты, не надеясь на вознаграждение.
Со времен создания великих гуманистических учений – Христа, Будды, Магомета – альтруизм был и остается величайшей ценностью человечества, его воспевают в литературе и передают на словах своим детям как наилучший образец для подражания родители почти всех континентов и стран.