Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
История России в периоды застоя и перестройки.rtf
Скачиваний:
9
Добавлен:
21.03.2015
Размер:
569.78 Кб
Скачать

Введение

Период, наступивший после смещения Н.С. Хрущева и продолжавшийся до начала горбачевской "перестройки", получил образное название "застойного", что, разумеется является весьма условным и неточным. Бесспорно, поступательное развитие страны, благодаря труду ее народа, продолжалось и в этот период. И все же тенденции социально-экономического и политического развития с середины 60-х гг. характеризовались все большей противоречивостью. Постепенно и неуклонно выявлялся кризис тоталитарной системы, все острее становилась необходимость кардинального обновления общества.

Экономика и социальные процессы

Попытки реформ. В первые годы после смещения Хрущева политика нового руководства отличалась противоречивыми тенденциями. С одной стороны, с самого начала прослеживалось стремление к свертыванию демократических преобразований, пусть даже противоречивых и непоследовательных, осуществлявшихся в годы "оттепели". С другой стороны, состояние экономики требовало проведения хотя бы минимума назревших преобразований. Поэтому после прихода к руководству Брежнева курс правящих кругов парадоксальным образом сочетал консервативные и реформистские тенденции.

В качестве первого крупного преобразования ликвидировалась совнархозовская система территориального управления промышленностью. Вместо нее восстанавливались министерства, причем число их постоянно увеличивалось и достигало в середине 80-х гг. около 100 союзных и 800 республиканских.

В сентябре 1965 г. принимается решение о начале экономической реформы. Дискуссии о ее принципах шли в прессе, на конференциях экономистов, практических хозяйственных работников с начала 60-х гг., но повести реформу пришлось уже новому руководству. Предполагалось, что реформа позволит преодолеть традиционные для существующей экономической модели недостатки: рост капиталовложений и незавершенного строительства, массовое производство изделий, не находящих спроса, несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы и т.п.

Суть предполагавшейся реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятия; создание на предприятии фонда материального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли платы за используемые предприятиями производственные фонды, т.е. своего рода введение продналога в промышленности; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а через кредит; недопущение изменений планов без согласования с предприятиями.

Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл ставший Председателем Совета Министров А.Н. Косыгин, почему она и получила образное название "косыгинской". Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась по ряду важнейших экономических показателей самой удачной за все годы коммунистического режима.

Но уже скоро началось свертывание реформы, что объяснялось прежде всего консерватизмом значительной части бюрократии, ее приверженностью к командным методам руководства. Видимо, сказывались и опасения, что развитие экономических методов управления, внедрение хотя бы элементов рыночной экономики поставит под сомнение всевластие номенклатуры.

Следует сказать, что негативные последствия свертывания реформы во всей полноте сказались не сразу. Освоение в 70-е гг. западно-сибирских нефтяных месторождений позволило организовать значительный экспорт ее за рубеж. Приток "нефтедолларов" позволил оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии.

Попытки улучшить механизм планирования, стимулирования и управления предпринимались, уже в меньших масштабах, и в последующие годы. Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации производства, создавались промышленные объединения - агропромышленные, торгово-промышленные, научно-производственные. В середине 70-х гг. в СССР велась работа над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию сельского хозяйства Нечерноземья, создание Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса, возведению БАМа и др.

Нарастание негативных тенденций. Однако все эти преобразования осуществлялись при неизменности существующей экономической системы. Рост хозяйственного потенциала по-прежнему осуществлялся Однако эти важные задачи экономического и социального развития решались преимущественно на экстенсивной основе. Используя природные богатства нашей страны, руководство страны ориентировалось на вовлечение в производство дополнительных материальных и трудовых ресурсов. Многие министерства и ведомства пытались решить проблемы развития отрасли прежде всего чтобы полнее использовать действующее оборудование.

Существовавшая система всеобщего огосударствления, мелочной регламентации лишала производственные коллективы как инициативы, так одновременно и ответственности за свой труд, приводила к работе на показатели. Планировалась практически вся номенклатура продукции (по стране свыше 20 млн. изделий), показатели себестоимости т.д.

Характерно, что при сложившихся порядках неизменно ухудшались все инициативы идущие с целью оживления экономики. Таковым было движение за бригадный подряд, одним из инициаторов которого был Н.А. Злобин. Не было дано хода и щекинскому эксперименту, проходившему под девизом: "Меньше работников - больше продукции".

Нарастание "застойных" тенденций наиболее ярко проявилось в замедлении научно-технического прогресса, в условиях, когда с начала 70-х годов на Западе начался новый этап НТР (внедрение микропроцессоров и т.д.). Отставание СССР особенно рельефно сказалось в сфере электроники и компьютерной техники. Характерно, что к середине 80-х гг. в США использовалось около 800 тыс. ЭВМ, а в СССР - 50 тыс.

Состояние сельского хозяйства. Еще более нарастающие кризисные тенденции тоталитарной экономики сказывались в традиционно отстающем аграрном производстве. Попыткой разработки эффективной аграрной политики стали решения мартовского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС. Намечались меры по перераспределению национального дохода в пользу сельского хозяйства, по более широкому решению социальных проблем села, повышению закупочных цен на сельхозпродукцию. Важным элементом этих реформ стало обоснование необходимости перехода от административных методов управления сельским хозяйством к экономическим, а также широкое внедрение хозрасчета.

Однако, как и в области промышленности, новые методы натолкнулись на непреодолимое противостояние административной системы. Ярким проявлением сопротивления консервативных сил прогрессивным хозяйственным новациям явилась судьба экономического эксперимента в опытном хозяйстве Акчи в Казахстане. Его сущность состояла в полной хозяйственной самостоятельности и самоокупаемости производственного коллектива. Сфабрикованные обвинения в получении якобы незаработанных "больших денег" тружениками села привели на скамью подсудимых инициатора эксперимента И.Н. Худенко Он был осужден за мнимые "хищения" и умер в заключении.

Несостоятельность "социалистического" сельского хозяйства пытались компенсировать закупками продовольствия на Западе. За 20 лет импорт его в денежном выражении вырос более чем в 10 раз. Такие масштабные закупки стали возможными не в последнюю очередь в результате "проедания" валютных ресурсов, полученных в результате экспорта сибирских нефти и газа.

Социальные проблемы. Противоречивыми были и процессы в развитии уровня жизни населения. С середины 60-х гг. руководство во главе с Брежневым взяло курс прежде всего на увеличение денежных доходов населения, что сыграло определенную положительную роль в повышении жизненного уровня. Повышалась зарплата низкооплачиваемых профессий. В середине 60-х гг. для колхозников впервые вводится ежемесячная гарантированная зарплата и государственные пенсии. Значительные слои трудящихся обеспечили себе некоторый достаток. Так продолжалось до тех пор, пока не обнаружился нарастающий разрыв между денежной массой и ее товарным покрытием. В условиях, когда рост денежных доходов населения опережал производство товаров народного потребления, стали проявляться инфляционные тенденции. Все сильнее давал о себе знать всеобщий "дефицит", что в свою очередь способствовало развитию коррупции, спекуляции.

Другим выражением нарастающих противоречивых тенденций социального развития стало усиление общественной дифференциации, основанной не на трудовом вкладе, а на степени доступа к дефициту. Она усугублялась нарастанием незаслуженных привилегий для номенклатуры, что обострило социальную напряженность в обществе. В конечном итоге это приводило к росту различных антиобщественных явлений. К началу 80-х гг. в стране ежегодно совершалось около 2 млн. различных преступлений. Потребление алкоголя на душу населения к этому времени выросло по сравнению с 50-ми гг. более чем в 2,5 раза.

Нарастание кризисных тенденций особенно сказалось в обострении экологической обстановки. В 104 городах страны загрязнение воздуха признано превышающим предельно допустимые нормы. До опасного уровня снизилось качество воды многих рек страны. Целый ряд территорий, например, район Аральского моря, стали зоной настоящей экологической катастрофы.

Интегральным показателем деградации экономической системы явилось снижение продолжительности жизни населения, - по этому показателю к середине 80-хгг. страна оказалась отброшенной на 50-е место в мире, отстав даже от многих развивающихся стран.