
Эмбриональное кроветворение
У человеческого эмбриона кроветворение включает 4 периода. В течение 1-го периода (3-4-ая неделя внутриутробного развития) происходит зарождение кроветворных клеток во внеэмбриональной мезенхиме и становление начального гемопоэза в желточном мешке, хорионе и пупочном канатике, где формируются кровяные островки Вольфа. Этот процесс протекает параллельно с формированием сосудистой сети, создающей условия для миграции кроветворных клеток в эмбрион. В кровяных островках образуются стволовые кроветворные клетки и начинается эритропоэз – образуются «примитивные» эритробласты (мегалобласты 1-ой генерации), синтезирующие «примитивный» Нв - НвР. Из желточного мешка кроветворение переносится в печень, где с 5-ой по 22-ую неделю протекает 2-ой период кроветворения - печеночный, в ходе которого образуются мегалобласты 2-й генерации, синтезирующие, наряду с примитивным Нв, фетальный Нв – НвF. К 3-му месяцу развития плода примитивный (мегалобластический) эритропоэз сменяется на нормальный – нормобластический. Помимо эритропоэза в эмбриональной печени образуются гранулоциты, мегакариоциты, моноциты и в небольшом количестве лимфоциты, имеется также небольшой процент (3-5%) стволовых клеток. Несмотря на столь длительной срок пребывания печени в гемопоэзе, наибольшая интенсивность печеночного кроветворения приходится на 8-9 неделю эмбрионального развития. В этот же период тимус заселяется лимфоидными клетками. Одновременно с этим, с 8-11-й недели развития происходит становление 3-го периода кроветворения – КМ-ого. Сначала КМ является малоактивным, но, уже начиная с 15-й недели, он становится главным кроветворным органом. На 12 неделе развития инициируется также 4-ый период – период селезеночного кроветворения. Сначала в селезенке появляются островки эритроидных клеток и гранулоциты, с 15-ой недели начинают продуцироваться лимфоциты. Чуть позднее в лимфопоэз включаются лимфатические узлы.
После рождения у человека в кроветворении участвуют следующие органы:
Красный костный мозг (КМ) – центральный орган гемопоэза, который сообщается с кровотоком посредством капиллярной сети. У взрослого человека КМ составляет примерно 4,5% от общей массы тела, он находится в трубчатых костях, ребрах, грудине, позвонках, костях черепа, таза. В КМ образуются все виды клеток крови – лейкоциты (в том числе иммунные В-лимфоциты), эритроциты и тромбоциты.
Тимус – орган образования и дифференцировки Т-лимфоцитов.
Селезенка и лимфатическая ткань (лимфатические узлы и лимфоидные образования в коже, слизистых оболочках глотки, бронхов и кишечника) – являются местом образования только лимфоцитов.
Экстрамедуллярное кроветворение – явление образования лейкоцитов и эритроцитов вне костного мозга: в селезенке, лимфоузлах, печени, почках, надпочечниках, легких, в клетчатке различных органов (в норме в эмбриональном периоде и при патологии).
Органы кроворазрушения
РЭС (система мононуклеарных фагоцитов) - макрофаги КМ, селезенки, лимфатических желез, легких, купферовские клетки печени, гистиоциты соединительной ткани.
Особенности крови лабораторных животных
В целом клеточный состав крови человека и лабораторных животных (собак, кроликов, морских свинок, крыс, мышей) является сходным. Однако имеются и некоторые различия. Так, например, если у человека ОКЛ составляет 4-8*109/л (Г/л), то у животных оно колеблется в более широком диапазоне – от 5 до 18 Г/л. Кроме того, у крыс и мышей формирование ядра полиморфноядерных лейкоцитов происходит по кольцевидному типу. В результате ядра созревающих гранулоцитов у этих животных имеют вид не «палочек» (как у человека), а «колец». У кроликов и морских свинок зернистость гранулоцитов имеет более высокое сродство к кислым красителям по сравнению с человеческими лейкоцитами. Такие клетки называют «псевдоэозинофилами», поскольку данным свойством у человека обладают исключительно эозинофильные лейкоциты. У морских свинок в цитоплазме лимфоцитов и моноцитов могут обнаруживаться белково-полисахаридные зерна – тельца Курлова (признак старения клеток), у человека их нет.