Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

attachments_27-10-2012_15-59-38 / МФиПФ ЖВС

.doc
Скачиваний:
36
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
125.95 Кб
Скачать

Кальцитонин – белковый гормон С–клеток щитовидной железы – снижает уровень кальция в крови. Считается, что этот полипептид синтезируется зачатком щитовидной железы в раннем эмбриональном периоде развития и уровень гормона в крови плода прогрессивно нарастает к концу беременности. У новорожденных детей концентрация кальцитонина приближается к цифрам взрослого организма. В пожилом возрасте в крови происходит одновременное снижение уровня кальцитонина, Са и Р.

Паращитовидные железы – небольшие, коричневого цвета тельца, тесно прилегающие к задней поверхности щитовидной железы и имеющие с ней общее кровообращение и иннервацию и образующиеся из III и IV бронхиальных карманов. Основной гормон паращитовидных желез, паратгормон, представляет собой пептид, повышающий уровень кальция в крови. Он обнаруживается в крови плодов во второй половине беременности. К ее концу концентрация ионов кальция в крови плода регулируется паращитовидной железой по принципу отрицательной обратной связи.

Надпочечники в виде небольших телец располагаются над почками. К концу 2–го месяца эмбриогенеза они уже отчетливо дифференцируются на корковое наружное и мозговое внутреннее вещество, имеющие мезодермальное и эктодермальное происхождение. Возрастная динамика массы надпочечников характеризуется существенными преобразованиями: в первые 3–и месяца жизни она снижается, а к 1–у году увеличивается, достигая максимальной (14 г) к 20 годам, незначительной снижаясь к 70 годам. Масса надпочечников увеличивается при нагрузках практически любого типа. Кора надпочечников гистологически разделяется на три зоны: клубочковую, прилегающую к капсуле надпочечника, продуцирующую минералокортикоиды – альдостерон, дезоксикортикостерон, пучковую, синтезирующую глюкокортикоиды – кортизол, кортизон, кортикостерон и сетчатую или ретикулярную, граничащую с мозговым слоем, ответственную за образование половых гормонов (дегидроэпиадростерона–ДГЭА, андростерона, тестостерона, эстрадиола, прогестерона). Все перечисленные гормоны относятся к стероидным гормонам, производным холестерина.

Глюкокортикоиды увеличивают распад белка, липолиз жира, увеличивают уровень глюкозы крови за счет активации глюконеогенеза, угнетают все компоненты воспалительной реакции, снижают антителогенез, увеличивают выведение калия и кальция и задержку натрия, что ведет к увеличению объема жидкости в организме, повышают чувствительность сосудов к действию катехоламинов. Кортизол – основной глюкокортикоид, осуществляющий контроль секреции кортиколиберина и АКТГ.

Минералокортикоиды, в частности, альдестерон способствует задержке в организме воды и натрия и выделению калия, обладает слабым глюкокортикоидным действием.

Половые гормоны, выделяемые сетчатой зоной коры надпочечников,, составляют незначительную часть от общего пула, продуцируемого гонадами. Роль половых гормонов в формировании пола будет рассмотрена ниже.

Кортизол в крови плода определяется на 12–18 неделе беременности, его уровень в крови 1–2–х дневных детей достоверно не отличается от такового у детей в период полового созревания. Зна­чительное нарастание функционального напряжения надпочечни­ков отмечается к 6–7 годам, которое проявляется низкой концентрацией кортизола крови на фоне резко возрастающего содержания андрогенов надпочечникового происхождения (дегидроэпиандростерона и его сульфата, адростендиона), получившего название «адренархе».

Альдостерон в крови эмбриона выявляется с 15–20–й недели беременности. После рождения содержание альдостерона в крови прогрессивно нарастает, достигая уровня, характерного для взрослого человека.

Мозговое вещество надпочечников и симпатическая нервная система имеют нейроэктодермальное происхождение, и служит местом образования катехоламинов, к которым относятся норадреналин, адреналин и дофамин, образующеся посредством ряда ферментативных реакций из тирозина. Биосинтез этих веществ в надпочечниках происходит в хромаффинных клетках, которых катехоламины (преимущественно адреналин – 80 %) содержатся в гранулах, предохраняющих их от разрушающих ферментов катехол–О–метилтрансферазы и моноаминоксидаз (МАО), находящихся в синапсах центральной и периферической нервной системы, а также в тканях организма (печень, почки, желудочно–кишечный тракт, сердце и другие органах).

Влияние катехоламиннов на клеточном уровне опосредуется через адренергические рецепторы, представляющие мембраносвязанные макроммолекулы, специфически взаимодействующие с катехоламинами, находящимися во внеклеточной жидкости. Различают α– и β–адренергические рецепторы, на которые адреналин оказывает смешанное действие. При возбуждении α–адренергических рецепторов (стресс, физическая нагрузка, охлаждение и другие стимулы) происходит сужение периферических сосудов, брюшной полости, кожи и слизистых оболочек, сокращение матки, расширение зрачка и другие эффекты, при возбуждении β–адренергических рецепторов — расширение сосудов, расслабление мускулатуры бронхов и кишечника, тормозное сокращение матки, повышение тонуса миокарда, учащение сердечных сокращений. Тесная связь хромаффинных клеток надпочечника с симпати­ческой нервной системой обеспечивает быстрое выделение адре­налина в случаях, когда возникают стрессовые ситуации, требующие срочного напряжения сил. В возрастном аспекте следует отметить, что у пожилых людей (60–80 лет) среднесуточное содержание норадреналина в крови значительно выше, чем у молодых людей, тогда как уровень адреналина не изменяется.

Поджелудочная железа – непарный орган, расположенный ретроперитонеально, секретирующий ферменты (экзокринная часть) и различные гормоны (эндокринная часть). В эмбриогенезе поджелудочная железа развивается из двух выпячиваний двенадцатиперстной кишки: из одного образуется головка, из другого – тело и хвост. Экзо– и эндокринные части развиваются из эмбрионального панкреатического эпителия. Внутрисекреторная часть – островки Лангерганса, состоят из клеток различных типов (α, β, δ, g, e, f или PP), которые секретирует гормоны: глюкагон, инсулин, соматостатин, гастрин, панкреатический полипептид.

Инсулин (от лат. insula – островок), вырабатываемый β—клетками, представляет собой полипептидную молекулу, состоящую из двух цепей, образованную в результате отщепления от проинсулина С–пептида.

Глюкагон, одноцепочечный полипептид, вырабатываемый α–клетками, основной мишенью для которого является печень, а доминирующим эффектом – стимуляция продукции глюкозы путем расщепления гликогена (гликогенолиз) и катаболизма белка и липолиза (гдюконеогенез). Инсулин и глюкагон – ключевые гормоны в поддержании концентрации глюкозы крови, в контроле которой принимают участие ряд контринсулярных гормонов, повышающих уровень глюкозы крови (СТГ, глюкокортикоиды, катехоламины, тироидные). Секреция глюкагона, СТГ подавляется соматостатином, вырабатываемым δ–клетками. Взаимодействие инсулярного аппарата и контринсулярных гормонов поддерживает уровень глюкозы крови (3,3 – 5,5 ммоль/л), необходимый для нормального состояния организма. Инсулин, глюкагон, соматостатин появляются у 12–13–недельных эмбрионов. Вторая половина беременности характеризуется бурным увеличением размеров островков Лангенгарса поджелудочной железы плода. Данный процесс продолжается до 10 лет, чему соответствует повышение уровня инсулина крови в 10 – 11 лет с максимальной концентрацией днем и минимальной – ночью, что характерно для людей зрелого возраста. Низкие наследственные возможности β–клеток являются одной из причин увеличения заболеваемости сахарным диабетом в детстве, вслед за «вторым скачком» роста, особенно после перенесения острых вирусных инфекций (корь, ветряная оспа, свинка), поражающих инсулярный аппарат. Характерные признаки сахарного диабета — постоянное чувство голод, неукротимой жажды, мочеизнурение, обусловленные накоплением в организме кетоновых тел (ацетона, β–оксимаслянной кислоты), ведущих к самоотравлению организма и тяжелым расстройствам нервной системы, функции сердечно–сосудистой системы, почек, потере зрения.

Половые железы. Мужские половые железы (яички) являются местом образования гормона тестостерона и сперматогенеза в извитых канальцах, выстланных клетками Сертоли, способствующих созреванию первичных половых клеток — сперматогоний через стадии сперматоцитов I и II в сперматозоиды. Клетки Лейдига (межуточной ткани яичка) осуществляют секрецию тестостерона, который активируюет сперматогенез. Поступая в кровь, он превращается в периферических тканях с помощью 5α—редуктазы в дигидротестостерон, обладающий наибольшей биологической активностью. Тестостерон и другие андрогены в процессе полового созревания ответственны за формирование вторичных половых признаков: огрубение голоса, оволосение на лице, в подмышечных впадинах, рост наружных гениталий и т.д. Тестостерон повышает либидо (половое влечение) и потенцию (скрытую возможность), обладает анаболической активностью, стимулирует рост скелета и всех тканей организма, увеличивает массу тела, объема мышц. В яичках секретируется 1/3 женских половых гормонов (эстрогенов) крови, а 2/3 – образуется в печени вследствие конверсии тестостерона. Уровень тестостерона в сыворотке крови мальчиков увеличивается в период полового созревания, а после 50 лет имеет тенденцию к снижению.

Женские половые железы — яичники — обеспечивают секрецию эстрогенов (эстрадиола, эстрона и их метаболита эстриола), ответственных за развитие половых органов, вторичных половых признаков: отложение подкожного жира по женскому типу, рост скелета, женских гениталий, а также созревание яйцеклеток (овогенез), подготовку их оплодотворению, матки к беременности, молочных желез к лактации. Наряду с продукцией эстрогенов яичники секретирует прогестерон, (гормон беременности) образующийся желтым телом, ограничивающий пролиферативный эффект эстрогенов в эндометрии, миометрии и вызывающий стимуляцию выработки секрета, содержащего гликоген, подготавливающий эндометрий для имплантации оплодотворенной яйцеклетки, способствующий развитию молочных желез. У женщин андрогены секретируются, главным образом, в виде дигидроэпиандростендиона (ДГЭА) и его сульфата, ндростендиона, причем в надпочечниках андрогенов образуются в 3 раза больше, чем в яичниках. Половые гормоны в течение всей жизни оказывают мощное влияние на формообразование тела, обмен веществ и половое пове­дение. В процессе метаболизма они разрушаются в печени и выделяются с мочой.

В эмбриогенезе развитие половых желез обусловлено набором половых хромосом. Кариотип 46 ХХ определяет развитие яичника, а 46 ХY – яичек. Гонады, как мужские, так и женские, развиваются из трех компонентов: целомического эпителия, мезенхимы и примордиальных герминативныхклеток.

Закладка первичного зародыша биопотенциальна и состоит из двух частей – кортикальной и медуллярной. При наличии двух функционально нормальных Х–хромосом кортикальная часть индифферентной гонады развивается в яичник. Гены, расположенные в перицетромерной области Y–хромосомы, определяют развитие медуллярной части в яичко. Гены определяющие развитие биопотенциальной гонады в яичко, идентичны генам, которые кодируются как H–Y антиген, являющийся цитоплазматическим рецептором, связывающим андрогены и оказывающим непосредственное действие на дифференцировку первичной гонады в яичко. Данные ген располагается в Х–хромосоме. Наряду с тестостероном с важное значение в дифференцировке половых признаков отводится фактору, секретирующемуся клетками Сертоли эмбриона, под влиянием которого ингибируется дифференцировка мюллерова протока в матку и маточные трубы. При отсутствии H–Y антигена и наличии кариотипа 46 ХХ примордиальные герминальные клетки развиваются в яичник. К 8–й неделе эмбрионального развития в семенниках появляются клетки Лейдега, нарастает концентрация тестостерона, происходит формирование половых органов. Закладка зачатков яичников происходит на 9–10–й неделе эмбригенеза с последующей дифференцировкой первичных фолликулов. Протоки Мюллера образуют маточные трубы, матку. Влагалище является производным урогенитального синуса. Яичники в эмбриогенезе половые стероиды не продуцирует, они имеют материнское происхождение.

Таким образом, начальная активность гонад относится к плодному периоду, в течение которого андрогены обеспечивают половую дифференцировку центральных нервных структур и половых органов. Далее наблюдается спад активности гонад и к рождению ребенка продукция андрогенов поддерживается в основном надпочечниками. В период новорожденности (28 дней после рождения) у мальчиков и девочек механизм обратной отрицательной связи регуляции половых гормонов сформирован. В течение первого года жизни (грудной период) происходит активация функции гипофиза и гонад, которая потом снижается до 6–7 лет.

У человека процесс полового развития включат 5 стадий: детскую, отроческую, юношескую, половой зрелости и угасания функций пола.

Детская стадия продолжается у мальчиков в среднем до 10 лет, у девочек до 8 лет. В ней выделяют периоды раннего (1–3 года) и второго детства (3–6 лет). У мальчиков происходит увеличение семенных извитых канальцев и дифференциация клеток герминативного эпителия; интерстициальной ткани. В яичниках девочек медленно растут первичные фолликулы (примордиальнные). В 6–7 летнем возрасте происходит заметные качественные и количественные изменения в спектре половых стероидов, которые связаны с повышением функции коры надпочечников (адренархе): увеличением продукции андрогенов кортикального происхождения (ДГЭА, ДГЭА–сульфат, андростендион). В этот период они обеспечивают стимуляцию половой системы и созревание половых центров ЦНС.

Отроческая (подростковая) стадия протекает у мальчиков от 10 до 14 лет, у девочек — от 9 до 12 лет. В крови у мальчиков возрастает уровень андрогенов, у девочек — эстрогенов. Наблюдаются первые признаки активации семенников и яичников. У мальчиков в семенниках наряду со сперматогониями определяются сперматоциты, предшественники сперматозоидов. У девочек в яичниках появляются пузырчатые фолликулы. Данные изменения связаны с ускорением полового созревания. В нем выделяют две фазы препубертатную (досексуальную) и пубертатную, каждая из которых продолжается около 4–5 лет. Первая фаза приходится в основном на под­ростковый возраст и характеризуется инертностью системы гипоталамус – гипофиз – гонады.

Юношеская стадия (14 – 18 лет у юношей, 13 – 16 лет у девушек). Процесс пубертата сопровождается сложными перестройками в эндокринной системе (формирование циркадного и месячного типа секреции гонадотропинов) и физическом статусе (активация роста костей ног и туловища, волос на лобке, внутренних и наружных половых органов). У девушек происходит становление центральных механизмов регуляции репродуктивной функции, окончательное закрепление полового цикла (месячное повышение уровня гонадотропинов, эстрогенов крови, созревание, разрыв пузырчатого яичникового фолликула и выход яйцеклетки в маточную трубу). Возникает первое маточное кровотечение (менархе), а затем менструации становятся регулярными, примерно 2–5 дней через каждые 24–28 дня в количестве 50–150 мл. При оплодотворении яйцеклетки возможно развитие беременности. Половое созревание у девочек происходит раньше на 1–2 года и зависит от состояния здоровья, ха­рактера питания, климата, бытовых, социально-экономических условий и других факторов. У мальчиков в этот период полного развития достигает сперматогенез, возникает способность извергать семя и завершать половой акт оплодотворением.

В пожилом возрасте (у женщин обычно после 45 – 50 лет, у мужчин после 60 лет) развивается климактерий, т.е. утрата половой функции. При гиперфункции семенников или яичников в раннем возрасте отмечается преждевременное половое созревание, а при их поражении оно не происходит.

Выделяют 5 стадий полового созревания определяемых по совокупности первичных и вторичных по­ловых признаков: I стадия — предпубертат характеризуется отсутствием вторичных половых признаков; II стадия — начало пубертата сопровождается увели­чение размеров яичек у мальчиков, набуханием грудных желез у девочек, началом роста волос на лобке, половых органах, что связано с увеличением гонадотропной и соматотропной функций гипофиза, увеличением функции гонад и надпочечников; в III стадии наблюдается активизация функции половых желез, у мальчиков происходит дальнейшее увеличение яичек, полового члена, у девочек – молочных же­лез, усиление роста волос на половых органах, лобке, увеличение продукции ФСГ, ЛГ, СТГ; на IV стадии на фоне андрогенной и эстогенной активности гонад, соматотропной функции гипофиза наблюдается приближение первичных и вторичных половых признаков к таковым взрослого человека; V стадия — окончательно развиваются половые органы и вторичные половые признаки, у девочек устанавливаются менструальный (половой) цикл. Его основу составляет овуляция, сопровождающаяся сложным многокомпонентным процессом, который происходит под влиянием внешних стимулов, действующих через ЦНС и в результате фазных изменений гормонального фона. Как указывалось выше, ФСГ стимулирует созревание фолликулов и выработку яичниками эстрогенов (фолликулиновая фаза, 15±1 дней), которые в свою достигая максимума концентрации приводят на 12–13 день от окончания последней менструации к резкому высвоождению гонадолиберина, ЛГ и ФСГ, стимулирующих вместе с эстрогенами разрыв граафова пузырька и выход яйцеклетки (овуляцию) в маточные трубы с дальнейшим образованием на месте фолликула желтого тела (лютеиновая фаза, 13±1 день). Его функциональная активность обеспечивается ЛГ, что проявляется в секреции больших количеств прогестерона. Под влиянием эстрогенов в фолликулиновой фазе полового цикла в эндометрии происходят пролиферативные процессы — разрастание желез, стромы, сосудов, которые постепенно выполняют отторгшийся функциональный слой эндометрия. Во второй фазе цикла под влиянием прогестерона в эндометрии развиваются секреторные процессы (фаза секреции), которые характеризуются тем, что железы эндометрия начинают вырабатывать секрет, содержащий мукоид, гликоген, необходимые для имплантации оплодотворенного сперматозоидом яйца. Если не происходит оплодотворения, то наступает менструация.

У мальчиков в период полового созревания может происходить непроизвольное ночное извержение семени – поллюция (от лат. pollutio – маранье, пачканье), свидетельствующее о начале выработки в яичках сперматозоидов, которые, смешиваясь с выделениями семенных пузырьков и предстательной железы, удаляются из половых путей виде ночных непроизвольных снмяизвержений.

Интенсивный рост костного скелета и мышечной системы у подростков не всегда пропорционален развитию внутренних органов – сердца, легких, желудочно-кишечного тракта. В частности, бурная перестройка всего организма, происходя­щая в период полового созревания, предъявляет повышенные требования к сердцу, а его пониженная функция («юношеское сердце») приводит нередко к головным болям, утомляемости, вялости, обморокам из–за спазмов сосудов головного мозга, похолоданию конечностей. Существенные изменения на этом этапе развития претерпевают функции ЦНС, эмоциональная сфера. В этот период интенсивно формируется личность подростка, возникает чувство взросления, изменяются отношения к противоположному полу.

У девочек первая менструация порой сопровождается плохим общим состоянием, слабостью, болями или значительной потерей крови. Иногда могут быть и незначительное повышение темпера­туры, рвота, понос или запор, головокружение. Чрезмерные психические и физические нагрузки могут вызвать прекращение менструаций.