Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
kant_i_problema.doc
Скачиваний:
49
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
1.47 Mб
Скачать

В. Проект внутренней возможности онтологии: стадии осуществления.

В этом месте интерпретации "Критики" следует еще раз и с большой точностью удостовериться в ведущей проблеме. Был задан вопрос о сущ­ностной возможности онтологического синтеза. Будучи развернутым, воп­рос звучит так: как возможно для конечного человеческого существа изна­чально перешагивать (трансцендировать) сущее, каковое не только им са­мим не сотворено, но от которого зависит и сама возможность его экзистирования как человеческого существа? Проблема возможности онтологии, таким образом, является вопросом о сущности и сущностной основе трансценденции предварительного разумения бытия. Потому проблема транс­цендентального, т.е. образующего трансценденцию, синтеза может быть поставлена и так: как сообразно своей внутренней сущности должно быть конечному существу, называемому нами человеком, чтобы оно вообще могло быть открытым сущему, которым оно само не является, и которое поэтому должно само быть способным предъявлять себя?

Стадии ответа на этот вопрос уже были указаны выше58. Теперь следует проследовать им в частностях, но не претендуя на полноту исчерпывающей интерпретации. При этом мы следуем внутреннему движению кантовского обоснования, хотя и не придерживаясь его собственного расклада и форму­лировок. Следует отступить за них, чтобы суметь оценить пригодность, оправданность и ограниченность внешней архитектоники Критики чистого разума, исходя из изначального понимания внутренней направленности обоснования.

ПЕРВАЯ СТАДИЯ ОБОСНОВАНИЯ

Сущностные элементы чистого познания

Если мы должны показать сущность априорного синтетического позна­ния, то сначала следует прояснить состав его необходимых элементов. Как познание, трансцендентальный синтез должен быть созерцанием, и как ап­риорное познание - чистым созерцанием. Как присущее конечности челове­ка чистое познание, чистое созерцание должно необходимо определяться чистым мышлением.

а) Чистое созерцание в конечном познании

§ 9. Прояснение пространства и времени как чистых созерцаний

Возможно ли в конечном познании сущего найти нечто подобное чис­тому созерцанию? Этот вопрос касается непосредственной, хотя и безопыт­ной, возможности встречи (Begegnenlassen) с единичным. Ведь чистое созер­цание именно как конечное есть вос-принимающее представливание. Одна­ко воспринимаемое в этом случае, когда дело идет о познании бытия, а не сущего, не может быть в качестве наличного подающим себя сущим. На­против, чисто вос-принимающее представление должно само подавать себе представимое (Vorstellbares). Потому чистое созерцание должно быть опре­деленным образом "творческим".

Представляемое в чистом созерцании не есть сущее (не предмет, не яв­ляющееся сущее), но и не есть просто ничто. Тем настоятельнее следует оп­ределиться с тем, что представляется в чистом созерцании, и лишь для него характерным способом, и как следует ограничить, в соответствии с пред­ставляемым, способ его представления.

Как чистые созерцания Кантом устанавливаются пространство и вре­мя. Сначала следует показать в связи с пространством, как оно дает о себе знать в конечном познании сущего, и в чем, соответственно этому, можно собственно выявить его сущность.

Кант приступает к сущностному раскрытию пространства и времени, пред­посылая негативную характеристику феномена образующейся в ней позитивной.

Не случайно то, что эта сущностная характеристика начинается нега­тивным образом. Она начинается отрицательным высказыванием, что про­странство и время не суть это и то, т. к. должное быть схваченным позитив­но предварительно и по-существу уже известно; причем не столько познано, сколько определенным образом истолковано превратно. Пространство, т. е.отношения наряду-, сверху- и позади- одно другого не обнаруживаются где-то "здесь" или "там". Пространство не есть наличная среди иного сущего вещь, не "эмпирическое представление", т. е. не есть представляемое в по­добном представлении. Ведь для того, чтобы наличное смогло выказать се­бя как протяженное в определенных пространственных отношениях, про­странство должно прежде всякого вос-принимающего постижения налично­го уже быть открытым. Оно должно быть представлено как то, "в чем" только и может встретиться наличное: пространство для конечного челове­ческого познания есть необходимое и изначальное, т. е. чистое, представляемое.

Поскольку же это представляемое "имеет значимость" "для любого" единичного пространственного отношения, то, кажется, что оно есть пред­ставление, которое "значит для многих", т. е. понятие. Опять-таки, сущ­ностный анализ того, что здесь представляется как пространство, раскрыва­ет свойственный этому представляемому способ представления. Простра­нство не есть, как, вновь негативно, говорит Кант, "дискурсивное" пред­ставление. Единство пространства не собирается связью многих единичных пространственных отношений, и не выстраивается сравнивающим их рас­смотрением. Единство пространства - это не единство понятия, но един­ство чего-то в самом себе уникально единого (einzig Eines). Многие единич­ные пространства суть лишь ограничения единого пространства. Оно же не есть лишь нечто ограничиваемое: ведь сами ограничивающие границы сущностно относятся к нему, т. е. пространственны. Это единое пространство является вполне самим собой в каждой своей части. Представление пространства есть, таким образом, непосредственное представление некоторого уникально единого, т. е. созерцание. Поэтому существо созерцания должно быть определено как repraesentatio singularis. Ведь пространство, согласно выше сказанному, есть данное созерцаемое в чистом созерцании.

Однако чистое созерцание как созерцание должно не просто непосред­ственно подавать созерцаемое, но в его полноте (ganz). Это чистое созерца­ние не есть воспринятие только какой-то части: одновременно с ограниче­ниями показывается и целое. «Пространство представляется как бесконеч­ная данная величина»59. Пространство есть величина (Groβe), что, однако, не значит - оно есть "столь и столь великое (Groβes)"; поэтому "бесконеч­ная величина" также не значит - "беспредельно" великое. "Величина" здесь означает величинность, которая только и делает возможным столь и столь количественно великое ("Quantitäten"). «"Сколько" (Quantum), в котором только и может быть определено всякое количество (Quantität), в рассмот­рении множества частей является неопределенным и континуальным: про­странством и временем»60.

То, что эта величинность "бесконечна", означает в таком случае: про­странство не то чтобы отлично от своих определенных единичных частей по степени и богатству соположений (Zusammensetzung), но бесконечно, т. е. сущностно различно. Оно имеется до любых частей как возможное для ог­раничения единое целое. Таковое не имеет, подобно общности понятия, множественное единичное "под собой", но "в себе" - как уже в нем самомсозерцаемое. Это чистое созерцание целого всегда подает и "части". Представление подобной "бесконечной" величинности как данной есть, таким образом, подающее созерцание. Поскольку это единое целое может быть дано сразу, это представление позволяет возникнуть его вообще представимому, и потому зовется "изначальным" представлением61.

Следовательно, несомненно, что чистое созерцание обладает своим данным созерцаемым: так, что как раз оно само и дает его в созерцании и через таковое. Данное созерцаемое, конечно, не является наличным сущим, и само не постигается тематически в этом чистом созерцании. В обхожде­нии с вещами и в их воспринятии их пространственные отношения хотя и "созерцаются", но в принципе не имеются в виду как таковые. Данное со­зерцаемое в чистом созерцании предстает предварительному обозрению непредметно и нетематично. Предварительно обозревается при этом единое целое, которое делает возможным структурирование множественного, как имеющегося наряду-с-, под- и за-. То, что созерцается в этом "способе со­зерцать", не есть просто ничто.

Уже из вышесказанного может быть сделан вывод, что дальнейшее про­яснение "изначально представляемого" в чистом созерцании окажется воз­можным лишь в том случае, если удастся еще более однозначно прояснить то, в каком смысле чистое созерцание является "изначальным", т. е. как оно позволяет возникнуть своему созерцаемому (Angeschautes).

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]