Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ВКР.docx
Скачиваний:
16
Добавлен:
18.03.2015
Размер:
79.24 Кб
Скачать

2.1Определение понятия «Мотив» в литературоведении

Для раскрытия сущности мотива реализации мотива смерти, изображаемого в стихотворениях Георгия Иванова необходимо дать точное определение понятия «мотив» в литературоведении.

В литературной энциклопедии дается развернутое определение понятия «мотив».

«Мотив [от латинского moveo — "двигаю"] — термин, перенесенный в литературоведение из музыки, где он обозначает группу из нескольких нот, ритмически оформленную. По аналогии с этим в литературоведении термин "мотив" начинает применяться для обозначения «минимального компонента художественного произведения — неразложимого далее элемента содержания» (Шерер). В этом значении понятие мотив играет особенно большую, пожалуй, центральную роль в сравнительном изучении сюжетов преимущественно устной литературы. Может использоваться и как метод реконструкции первоначальной формы сюжета и как способ прослеживания его миграции». [] Мотивом также называют «исходный момент художественного творчества, совокупность идей и чувств поэта, ищущих доступного воззрению оформления, определяющих выбор самого материала поэтического произведения, и — благодаря единству выразившегося в них индивидуального или национального духа — повторяющихся в произведениях одного поэта, одной эпохи, одной нации и тем самым доступных выделению и анализу». []

В целом, мотив – это повторяющийся элемент сюжета произведения, в нашем случае, лирического, который позволяет реконструировать динамику развития темы. Мотив может иметь различные вариации. Нахождение вариаций мотива смерти в стихотворениях Георгия Иванова из сборника стихов «Лампада» и является практической задачей нашего исследования.

Сборник «Лампада» называют «ювенильным», юношеским, которым вначале 20-х г.г. Иванов открыл свое несостоявшееся «Собрание сочинений». Название сборника «Лампада» символично. Лампада – это светильник, используемый для богослужений. Он высвечивает духовную сущность всего живого. Этот свет проявляется в вере в наступление новой жизни за пределами земного бытия – одной из важнейших христианских идей.

Мы выделили следующие вариации мотива смерти в сборнике «Лампада»:

а) мотив смерти природы осенью;

б) мотив смерти любви (разлука);

в) мотив временной смерти (сон).

2.2 Мотив смерти природы

Мотив смерти природы связан у Иванова с наступлением осени, он реализуется в стихотворениях по-разному.

Так, мотив смерти природы выражен в стихотворении «Когда светла осенняя тревога».

Умирание природы, с одной стороны – это процесс вполне закономерный. В нем проявляет миг вечности: завершение природного цикла перед наступлением зимы. В стихотворении выражена мысль о том, что нужно верить в Бога, в то, что снова наступит весна, что жизнь возродится в природе с новой силой. Нужно надеяться, что за закатом уходящего дня снова наступит рассвет.

В первой строфе мы выделяем пространственные характеристики, характеризующие переход из земного пространства в небесное:

В румянце туч и шорохе листов

С наступлением заката небо и земля будто соединяются друг с другом, как день и ночь, как жизнь и смерть. Тучи в небе, а листы на земле отражаются друг в друге в лучах заката. Происходит стирание границ между верхом и низом.

Во второй строфе отчетливо выражена временная характеристика суточного ритма:

Уже закат, одеждами играя,  На лебедях промчался и погас.

И вечер мглистый, и листва сырая,  И сердце узнают свой тайный час.

По отношению к вечеру используется эпитет «мглистый», а к листве – «сырая». Мгла и сырость – это характеристики смерти, названной в стихотворении «тайным часом». Час этот неведом для природы и человека

И вечер мглистый, и листва сырая,

И сердце узнают свой тайный час

Предчувствие тайного часа распространяется на человека, природу, на все, для чего неизбежно умирание и последующая новая жизнь. Смерть – это таинство, которое постигнет каждого смертного.

В третьей, заключительной строфе расшифровывается эсхатологический смысл метафорической формулы «тайный час».

Но не напрасно сердце холодеет:  Ведь там, за дивным пурпуром богов,  Одна есть сила. Всем она владеет -  Холодный ветр с летейских берегов.

Смерть как стихия настигает все живое. Холод ее проникает даже в сердце. Обозначена граница между мирами: «дивный пурпур богов». Это пурпур заката. Пурпурный цвет – соединение красного и фиолетового. Здесь и обнаруживается граница между мирами: красный (теплый цвет) – жизнь, и фиолетовое (цвет холодный) – смерть. Соединение этих цветов обнаруживает переход из одного мира в другой. Стихийность смерти проявляется в «холодном ветре с летейских берегов». Лета – река забвения, перейдя через которую душа забывает о своей земной жизни. Холодный ветр – вестник смерти, забирающий с собой души смертных, оставляющий тела на грешной земле.

В стихотворениях осень как смерть природы противопоставляется весне как обновлению и новой жизни. В стихотворении «Тонким льдом затянуты лужицы» две строфы.

Тонким льдом затянуты лужицы,  Словно лед, чиста синева.  Не сверкает уже, не кружится  Обессиленная листва.

В сердце нет ни тоски, ни радости,  Но покоя в нем тоже нет:  Как забыть о весенней сладости,  О сиянии прошлых лет?...

Первая строфа содержит описание природы. Четко просматриваются два мира.

Граница обозначена в первой строке:

Тонким льдом затянуты лужицы.

Лед – это прозрачная граница между землей и небом, где два мира отражаются друг в друге как зеркале. Граница эта холодная, что символизирует непосредственно переход в ино й мир. Синева неба сравнивается со льдом:

Словно лед, чиста синева. 

Небо отражается в лужах, покрытых льдом. Это символизирует слияние миров в миг вечности. Лужи, покрытые льдом, символизируют жизнь природы, находящуюся под властью смерти. Процесс этот неизбежен и стихиен.

Листва как атрибут земного мира представлена в третьей и четвертой строфах:

Не сверкает уже, не кружится  Обессиленная листва.

В действиях листвы отсутствует динамика, она: «не сверкает» и «не кружится». Употреблен эпитет «обессиленная листва». Отсутствие силы - признак безжизненности, бессилия перед лицом смерти.

Во второй строфе мотив умирания природы переносится на человеческие чувства:

В сердце нет ни тоски, ни радости,  Но покоя в нем тоже нет:  Как забыть о весенней сладости,  О сиянии прошлых лет?...

Единственное, в чем еще теплится жизнь – это сердце. Оно способно на высокие чувства, но их уже не вернуть, как не вернуть жизни лужам, затянутым льдом. Наступит весна, возродится новая жизнь, а старая уйдет, не оставив следа на земле. Из второй строфы видно, что герой не в силах забыть: «о сиянии прошлых лет». Сияние - это всего лишь миг, который мгновенно исчезает, оставляя след только в памяти, а значит, в сердце.

Исходя из того, что граница между мирами, представленная в данном стихотворении, прозрачная (лед), можно предположить, что возможен переход из мира земного в мир иной и даже переход обратно, т.к. миры отражаются друг в друге как в зеркале природы.

Осень как время года – это период между летом как расцветом природы, жизнью и зимой, закатом, смертью. Своеобразный портрет осени представлен в стихотворении «Цвета луны и вянущей малины».

Цвета луны и вянущей малины - Твои, закат и тление - твои,  Тревожит ветр пустынные долины,  И, замерзая, пенятся ручьи.

И лишь порой, звеня колокольцами,  Продребезжит зеленая дуга.  И лишь порой за дальними стволами  Собачий лай, охотничьи рога.

И снова тишь... Печально и жестоко  Безмолвствует холодная заря.  И в воздухе разносится широко  Мертвящее дыханье октября.

Интерес представляет организация пространства в данном стихотворении