Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Политология. Здесь есть всё / Политология.Костылева / литра для подготовки / ОЧЕРКИ ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ.doc
Скачиваний:
79
Добавлен:
17.03.2015
Размер:
1.42 Mб
Скачать

8.3. Генезис и эволюция массовых общественно-политических организаций и движений в современном мире

Одной из отличительных особенностей и ведущих тенденций со­временной исторической эпохи является рост и усиление влияния массовых демократических движений. Многообразные по форме, движущим силам и классовой сущности, они включают в себя тра­диционные (прежде всего профсоюзы, женские, молодежные) и но­вые социальные альтернативные движения (антивоенное, экологи­ческое и т.д.). Для традиционных общественных организаций харак­терны институализация, наличие определенной идеологии, страте­гии и тактики деятельности. Типичной и наиболее распространен­ной из традиционных организаций являются профсоюзы.

Профессиональный союз - это негосударственная обществен­ная организация, объединяющая людей труда одной и той же про­фессии или занятых в одной и той же отрасли производства. Проф­союзы призваны защищать экономические и социальные интересы трудящихся (не только членов профсоюза), поднимать уровень культуры и социализации как трудящихся, так и членов их семей. Возникнув в конце XVIII в. в Англии и США, профсоюзы посте­пенно формируются во всех промышленно-развитых странах, вы­полняя в политической системе функцию давления. Они представ­ляют интересы наемных работников в вопросах, касающихся их труда и быта. Наибольшую роль профсоюзы играют в тех странах, где они тесно сотрудничают с политическими партиями, опираю­щимися в своей деятельности на рабочий класс. Такого рода коор­динация деятельности профсоюзов и партий характерна для Вели­кобритании, Германии и Скандинавских стран, где доминирующим влиянием среди рабочего класса обладают социал-демократы, а профсоюзы находятся под их идеологическим и политическим воздействием. Существуют профсоюзы, связанные с партиями, находящимися в оппозиции к правительству и, следовательно, не имеющие непосредственного воздействия на социально-экономи­ческую политику государства (например, в Италии). Они не могут рассчитывать на поддержку со стороны государства, а потому бо­лее склонны к использованию радикальных методов давления.

В нашей стране профсоюзы долгое время были целиком интег­рированы в политическую систему, их работа оказалась забюро­кратизированной, заорганизованной. Многие десятилетия офици­альные советские профсоюзы были не столько заступниками рабо­чих, сколько "вспомогательными рычагами", "приводными ремня­ми" государственного механизма в сфере труда и производства. Они стали частью системы, придатком и ее обслугой. Это отвечало внутренней логике советской политической и экономической сис­темы. С такими задачами и местом в политической системе был связан и принцип их построения: не профессиональный, а произ­водственный, при котором работники одного предприятия должны были быть в единой профсоюзной организации данного предпри­ятия (например, на шахте один профсоюз объединял и собственно шахтеров, и наемных работников, и служащих).

Занижение роли и полномочий профессиональных союзов, подчинение их деятельности государственной и хозяйственной ад­министрации, партийному аппарату привели к отрыву профсоюзов от трудящихся масс и их интересов, естественным результатом чего стал серьезный кризис доверия к ним практически во всех бывших социалистических странах. В Польше же этот кризис со­провождался в конце 70-х - начале 80-х гг. образованием незави­симых профсоюзов, их конфликтом с ПОРП и правительством и, в конечном итоге, приходом "Солидарности" к власти в 1989 г.

В промышленно-развитых странах кризис доверия к традици­онным общественным и политическим движениям и организациям привел к активизации "новых" демократических движений. Пер­вая волна таких движений охватила Западную Европу и США в 60-х годах, вторая - в конце 70-х - начале 80-х гг.

Вначале это было в основном молодежное движение протеста против буржуазной действительности. Оно приняло форму движе­ния "контркультуры" (битники и хиппи), а затем (Франция) вылилось в движение "новых левых", выступавших за реформу высшего образования, против американской агрессии во Вьетнаме, за права национальных меньшинств и т.д.

Структура их сложна и многообразна. Среди многочисленных течений в этих движениях выделяются "альтернативные" (альтер­нативного образа жизни), экологические и антивоенные. Эти и другие движения тесно связаны между собой, взаимопроникают друг в друга, но между ними есть и различия. Так, представители всех "новых социальных движений" выступают за мир и разору­жение, но далеко не все участники антивоенных движений полно­стью разделяют альтернативные идеи. Кроме того, антивоенные движения по своему социальному составу шире, чем альтернатив­ные, включают в себя общественные группы, не относящиеся к средним слоям.

Альтернативные движения (Австралия, Бельгия, Великобрита­ния, Италия, США и др.), экологисты, "зеленые" (ФРГ) отрица­тельно относятся к буржуазному строю и не приемлют образ жиз­ни современного общества, потому что оно ориентировано главным образом на промышленный рост и извлечение частнокапиталисти­ческой прибыли. Логика его развития ведет к разрушению окру­жающей среды, а научно-технический прогресс вместо облегчения жизни людей угрожает уничтожить человеческую цивилизацию. Эти движения, по своей сути, - движения протеста.

Другим важным общим положением в идейно-политических установках альтернативных движений является отрицание способ­ности традиционных государственных учреждений и политических партий успешно решать вставшие перед обществом проблемы. По­этому участники альтернативных движений и "зеленые" стремятся решить актуальные проблемы немедленно и самостоятельно, орга­низуя демонстрации, пикетирование, сбор подписей против строи­тельства военных объектов, аэродромов, АЭС и т.д.

Движение "За альтернативный образ жизни" резко критикует отчуждение труда на крупных предприятиях, профессиональные стрессы и карьеризм. Его сторонники выступают против культа потребления в современном обществе, добиваются поворота от ми­ра вещей к миру, в центре которого человек и его бытие, стремятся ограничить зависимость человека от государственной машины и концернов путем самообеспечения, преодолеть разрыв между тру­дом и досугом в старых и новых формах коллективной жизни. Особое внимание альтернативисты уделяют движению молодежи и пожилых людей против зависимости и бесправия.

В принципе, альтернативисты - противники революционных методов преобразований. Они сторонники ненасильственных дей­ствий по созданию новой системы общественных отношений, ново­го образа жизни, при котором человек должен быть как можно бо­лее автономен в своей жизни и должен сам участвовать в принятии решений, затрагивающих его интересы.

Важным моментом в идеологии и политике альтернативистов является критическое отношение как к капитализму, так и социа­лизму. По их мнению, и капиталистические и социалистические страны являются индустриальными обществами, которые разви­ваются по сходной логике. Альтернативисты и "зеленые" в своем большинстве не признают марксизм и его анализ общественных отношений при капитализме. Марксизм отвергается как теория прошлого века. "Зеленые" резко критикуют и социал-демократов за то, что они выступают за сохранение существующего в про-мышленно-развитых странах общественного порядка. Наиболее крупных успехов "зеленые" добились в ФРГ, где они превратились в существенный фактор политической жизни. Защитники окру­жающей среды в других европейских странах пока пользуются меньшим влиянием. И тем не менее они становятся все более ак­тивной силой в общественной и политической жизни.

Серьезным недостатком альтернативных и экологических движений являются их аморфность и наличие внутренних, порой весьма серьезных противоречий и разногласий, вызванных разны­ми подходами к решению выдвигаемых в их программах задач. Альтернативные движения формулируют большое количество ин­тересных идей и предложений. Они далеко и не всегда могут быть претворены в жизнь, но уже своей постановкой будят мысль, зовут к новому мышлению в различных областях общественной жизни.

Самой массовой из всех демократических движений в промышленно-развитых странах долгое время являлось антивоенное движение. Оно выросло из движения сторонников мира, зародив­шегося в конце 40-х гг. в условиях начавшейся "холодной войны" и конфронтации между США и СССР (с их союзниками).

Антивоенное движение пережило периоды подъема и спада, а наиболее массовый и активный характер приобрело с конца 1979-х - начала 80-х гг. Бурный подъем антивоенных выступлений в странах Западной Европы был естественной реакцией слоев на­селения на резко возросшую в те годы угрозу ядерной катастрофы в связи с начавшимся размещением в этих странах американских ядерных ракет среднего радиуса действий и крылатых ракет.

Антивоенные движения охватили практически все европейские страны НАТО, но особенно сильными они стали там, где предпола­галось разместить новые ракеты. Наряду с традиционными фор­мами борьбы (демонстрации, митинги, сборы подписей и пр.) ши­роко использовались новые: пикетирование военных баз, людские цепочки, голодовки. Из различных слоев населения особую роль в развертывании антивоенной борьбы в ФРГ играла интеллигенция. В целом же антивоенное движение в ФРГ 80-х годов объединило в своих рядах самые разные социальные и политические силы. Но несмотря на впечатляющие действия сторонников мира и предста­вителей широкой общественности, им не удалось предотвратить размещение американских ракет.

В этих условиях произошел определенный спад антивоенного движения в западноевропейских странах, уменьшилось число его участников. Тем не менее антиракетный протест оставил глубокий след в общественном сознании, оказал долговременное воздейст­вие на политическую жизнь государств НАТО, сыграл свою роль в подготовке почвы для позитивных изменений в международных отношениях в будущем.

С середины 80-х гг. в развитии антивоенного движения в За­падной Европе обозначилась новая фаза. Движение стало разви­ваться в менее драматичных, чем несколько лет назад, формах "народной дипломатии". А с 1985 г. на этом движении стала сказы­ваться начавшаяся перестройка в СССР и новый внешнеполитиче­ский курс руководства страны.

Неудовлетворенность существующим на Западе общественным порядком порождает и такие своеобразные движения, как движе­ния сквоттеров (бездомных людей, самовольно захватывающих пустующие дома), движения помощи безработным, движения са­моорганизации и самоуправления, движения пожилых, "серых пантер" и многие другие.

Важнейшим среди демократических движений является женское движение. Оно характеризуется возросшей в последнее время ак­тивностью его представительниц во всех сферах общественной жиз­ни. В наши дни это движение известно на Западе под названием неофеминистского. В нем объединены женщины разных возрастов, национальностей, социальных групп и профессий. В неофеминизме существуют различные направления, они значительно отличаются друг от друга во взглядах на причины дискриминации женщин, пути и движения силы "женских революций", на их конечные цели. Так, либерально-реформаторское (умеренное крыло) неофеминизма ви­дит причины дискриминации женщин в неверных представлениях о ее роли в обществе, прочно укоренившихся в сознании обоих полов. Эмансипация женщин, считают представительницы этого направле­ния, станет возможной благодаря "революционной" перестройке сознания и проведению системы реформ, призванных улучшить по­ложение женщин в семье и социально-экономической сфере.

Радикально-экстремистское течение неофеминизма акцентирует основное внимание не на повышении социального статуса женщин в обществе, а на вопросах брака, семьи, сексуальных отношений. "Первопричиной всех зол" они считают извечный "мужской шови­низм", наиболее четко проявляющийся в межличностных и сексу­альных отношениях. По мнению представительниц радикального крыла неофеминистского движения, освобождение женщин возмож­но на путях разрушения всех институтов, созданных угнетателями-мужчинами, т.е. государства, партий, профсоюзов, армии, полиции, семьи и т.д. Среди всех существующих институтов современного общества в первую очередь должна быть уничтожена семья как пер­вооснова эксплуатации и разрушения женской личности. Требова­ния ликвидации семьи дополняются лозунгами полной сексуальной свободы, отказа от материнства для достижения конечной цели фе­министской революции, которая призвана устранить все сущест­вующие различия по признаку пола.

Разумеется, перечисленные направления не исчерпывают все­го богатства ориентации массовых демократических движений. Теоретические разработки и практическая деятельность новых социальных движений показывают, что они возникли как форма общественного протеста против ущемления демократических прав и свобод личности. Отражением глобального характера массовых демократических движений стало образование международных негосударственных организаций.