
- •Международный спор: понятие, виды, отличие от ситуации. Политические и юридические споры. Территориальные споры.
- •Общая характеристика способов разрешения международных споров, их соотношение.
- •Соотношение
- •Вопрос 3. Международные переговоры. Консультации: факультативные и обязательные. Международные переговоры.
- •Консультации.
- •Международные следственные и примирительные комиссии: понятие, образование, полномочия, отличия, юридическая сила решений, примеры.
- •Международные следственные комиссии.
- •Примеры комиссий.
- •5. Добрые услуги и посредничество: понятие, различия, источники, примеры.
- •Вопрос 6. Третейское (арбитражное) разбирательство: понятие, история развития. Постоянная палата третейского суда в гааге.
- •1)Юрисдикция по спорным делам.
- •2)Юрисдикция по вынесению консультативных заключений – носят рекомендательный характер.
- •Как пример решения:
- •Как пример консультативного заключения
- •8. Международный трибунал по морскому праву: создание, состав, полномочия, деятельность.
- •Задания.
- •5. Привести примеры международных споров и ситуаций.
- •И без того непростые отношения Израиля и Палестинской автономии резко обострились в середине 2014 года.
- •Ситуации
- •Привести примеры конкретных способов разрешения споров (по каждому способу).
- •Международные переговоры.
- •Добрые услуги
- •Посредничество
- •Примеры комиссий.
- •Международный суд оон
- •Рассмотрение споров в региональных организациях.
- •Арбитражное и третейское рассмотрение споров
- •Международный морской трибунал
- •Задание 7. С использованием информационных ресурсов (см. 7.3. Настоящей программы) ознакомиться с
- •Решения Международного Суда оон
- •Дело ноттебома (второй этап)
- •Дело о проливе корфу (предварительное возражение)
- •Консультативное заключение Международного суда оон Консультативное заключение Международного суда оон по делу о возмещении за увечье, причиненное на службе в оон, от 11 апреля 1949 г.
Решения Международного Суда оон
Nottebohm case (Liechtenstein v. Guatemala), Second Phase, Judgment of 06 April 1955, ICJ Report, 1955, p. 4
Дело ноттебома (второй этап)
Решение от 6 апреля 1955 года
ФАБУЛА
Дело Ноттебома было представлено Суду в заявлении Княжества Лихтенштейн против Республики Гватемала.
Лихтенштейн потребовал реституции и компенсации на том основании, что правительство Гватемалы совершило в отношении гражданина Лихтенштейна г-на Фридриха Ноттебома действия, противоречащие международному праву. Со своей стороны, Гватемала утверждала, что иск является неприемлемым по целому ряду оснований, одно из которых связано с гражданством Ноттебома, о защите которого Лихтенштейн обратился в Суд.
В своем решении Суд согласился с этим последним заявлением против иска и в связи с этим признал иск Лихтенштейна неприемлемым.
Решение было принято одиннадцатью голосами против трех. Судьи Клаестад и Рид и г-н Гуггенхайм, судья ad hoc приложили к решению заявления о своем индивидуальном мнении.
Делая заявление против иска, Гватемала сослалась на широко признанный принцип, согласно которому право дипломатической защиты предоставляется государству только в силу наличия связи между государством и частным лицом, выражающейся в гражданстве этого лица. Лихтенштейн считал, что он действует в соответствии с этим принципом, и утверждал, что Ноттебом фактически является его гражданином в силу предоставленной ему натурализации.
Затем Суд рассмотрел фактическую сторону дела. Ноттебом, родившийся в Гамбурге, был еще гражданином Германии, когда в октябре 1939 года он подал просьбу о натурализации в Лихтенштейне. В 1905 году он выехал в Гватемалу, где основал центр своей коммерческой деятельности, которая успешно расширялась. Иногда он приезжал в Германию по коммерческим делам и в другие страны на отдых, и несколько раз он приезжал в Лихтенштейн; вместе с тем он продолжал иметь постоянное местожительство в Гватемале до 1943 года, т.е. до событий, лежащих в основе данного спора. В 1939 году он покинул Гватемалу, 9 октября 1939 года, спустя немногим более месяца после нападения Германии на Польшу, он обратился с просьбой о натурализации в Лихтенштейне.
После натурализации Ноттебом получил паспорт Лихтенштейна в 1939 году, а затем в начале 1940 года вернулся в Гватемалу, где возобновил свою прежнюю коммерческую деятельность.
Учитывая эти факты, Суд рассмотрел вопрос о том, можно ли обоснованно ссылаться на предоставленную таким образом натурализацию в иске против Гватемалы, предоставляет ли она Лихтенштейну достаточное право для осуществления защиты Ноттебома от действий Гватемалы и предоставляет ли она тем самым Суду право рассматривать соответствующий иск. Суд не имел намерения выходить за рамки этого вопроса.
Суд рассмотрел вопрос о том, влечет ли предоставление гражданства Лихтенштейна непосредственно для Гватемалы обязанность признать его последствия, иными словами, является ли односторонний акт Лихтенштейна действием, на которое можно ссылаться в иске против Гватемалы в отношении осуществления защиты. Суд рассматривал этот вопрос, не затрагивая вопроса о действительности натурализации Ноттебома в соответствии с законом Лихтенштейна.
Вопрос о гражданстве подпадает под внутреннюю юрисдикцию государства, которое в своем собственном законодательстве устанавливает нормы, касающиеся приобретения его гражданства. Однако вопрос, который Суд должен решить, не относится к правовой системе Лихтенштейна; при осуществлении защиты необходимо руководствоваться нормами международного права. В международной практике есть много примеров действий, совершенных государствами при осуществлении их внутренней юрисдикции, которые не всегда автоматически имеют международные последствия.
Для урегулирования конфликта нужно установить, является ли предоставление гражданства при таких обстоятельствах основанием для возникновения обязательства государства-ответчика признать последствия этого акта. Для решения этого вопроса были выработаны некоторые критерии. Судьи отдали предпочтение реальному и эффективному гражданству, отвечающему фактическому положению дел и основанному на более прочных фактических связях между соответствующим лицом и одним из этих государств, с гражданством которых связано данное дело. Были приняты во внимание различные факторы , и их значение в различных делах может быть различным: этими факторами является обычное местожительство соответствующего лица, а также центр его интересов, его семейные связи, его участие в общественной жизни, проявленная им и укрепившаяся у его детей приверженность к той или иной стране и т.д.
Для того, чтобы можно было использовать аргумент, касающийся гражданства, против другого государства, он должен соответствовать фактическому положению дел.
Предоставляемое государством гражданство дает право этому государству на осуществление защиты только в том случае, если является юридическим отражением связи данного лица с этим государством.
Так ли обстоит дело в отношении г-на Ноттебома? Создается ли впечатление о том, что в момент его натурализации Ноттебом был более тесно связан с Лихтенштейном, чем с каким-либо другим государством, в том что касается его образа жизни, местожительства, интересов, деятельности, семейных связей, планов на ближайшее будущее?
В этой связи Суд отметил основные факты этого дела и указал, что Ноттебом всегда сохранял свои семейные и деловые связи с Германией и что нет никаких фактов, указывающих на то, что поданная им просьба о натурализации в Лихтенштейне была продиктована желанием отмежеваться от правительства его страны. С другой стороны, в течение 34 лет он постоянно проживал в Гватемале, которая была центром его интересов и коммерческой деятельности. Он оставался там до отъезда, вызванного военными мерами в 1943 году, и подал жалобу на отказ Гватемалы разрешить ему возвращение. Кроме того, члены семьи Ноттебома подтвердили его желание провести остаток своей жизни в Гватемале. Что же касается его фактических связей с Лихтенштейном, то они, напротив, были чрезвычайно слабыми. Приезд Ноттебома в эту страну в 1946 году объясняется отказом Гватемалы разрешить ему возвращение.
Таким образом, при отсутствии каких-либо связей с Лихтенштейном существует давняя и тесная связь между ним и Гватемалой, связь, которая никоим образом не была ослаблена в результате его натурализации. Эта натурализация не была основана на какой-либо реальной ранее существовавшей связи с Лихтенштейном, и она никоим образом не изменила образ жизни лица, которому она была предоставлена необычно поспешно и на необычных условиях. В обоих отношениях ей недоставало подлинности, необходимой для акта, имеющего столь важное значение, для того чтобы ее должно было уважать государство, находящееся в положении Гватемалы.
Целью просьбы о натурализации было не столько получение правового признания фактического членства Ноттебома в населении Лихтенштейна, сколько предоставление ему возможности заменить свой статус гражданина воюющего государства на статус гражданина нейтрального государства с единственной целью получить защиту Лихтенштейна, но не присоединиться к его традициям, интересам, образу жизни или взять на себя обязательства — помимо налоговых — и осуществлять права, соответствующие полученному статусу.
По этим причинам Суд счел иск Лихтенштейна неприемлемым.
Corfu Channel (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland v. Albania). Merits. Judgment of 9 April 1949, ICJ Report, 1949, p.