
- •3.9 Примеры экспериментальных исследований впф в школе л.С.Выготского. Историческое развитие познавательных процессов в работах а.Р. Лурии. Развитие впф в онтогенезе.
- •5.9 Типы и формы деятельности. Структура предметной деятельности по а.Н. Леонтьеву. Представление о ведущих деятельностях.
- •6.9 Потребности и мотивы. Свойства потребностей, характеристика процесса их опредмечивания и распредмечивания. Основные функции мотива: побудительная, смыслообразующая и структурирующая.
- •1.10 Понятия «ощущение» и «восприятие». Свойства ощущений. Биологическая целесообразность. Строение анализатора. Ощущения и реальность: теория специфических энергий Мюллера. Связь ощущения и стимула.
- •2.10 Классификация ощущений. Интермодальные ощущения.
- •3.10 Характерные особенности ощущений (синестезии, адаптация, сенсибилизация).
- •4.10 Основные положения «неклассической» физиологии н.А. Бернштейна. Понятия «рефлекторного кольца», «сенсорных коррекций». Структура «рефлекторного кольца».
- •5.10 Уровни построения движений, по н.А. Бернштейну. Психологический смысл концепции «физиологии активности».
- •1.11 Виды образных явлений.
- •2.11 Перцептивный образ и его свойства. Специфика перцептивного образа в сравнении с другими образными явлениями.
- •3.11 Двойственная природа образов восприятия: чувственная ткань и предметное содержание.
- •5.11 Методы измерения порогов
- •6.11 Концепция непрерывности сенсорного ряда. Теория обнаружения сигнала.
- •7.11 Основной психофизический закон. Психофизический закон Стивенса.
- •8.11 Субсенсорная область (Гершуни).
- •1.12 Структурализм. Ощущения и образы памяти как элементы перцептивного образа. Гипотеза суммации ощущений.
- •2.12 Гештальттеория восприятия. Законы перцептивной организации. Принцип изоморфизма.
- •3.12 Экологический подход Гибсона. Понятие объемлющего оптического строя и инвариантных структур светового потока. Восприятие как процесс извлечения информации.
- •4.12 Конструктивизм. Теория бессознательных умозаключений Гельмгольца. Понятия первичного образа, образа представления, перцептивного образа, бессознательных умозаключений.
- •5.12 Конструктивизм. Теория категоризации Брунера. Стадии категоризации. Перцептивная готовность.
- •6.12 Теория перцептивного цикла Найссера. Понятие когнитивной схемы. Виды и функции когнитивных схем.
- •7.12 Информационный и нейрофизиологический подходы. Когнитивная нейрология.
- •2.13 Восприятие движения. Системы восприятия реального движения: изображение-сетчатка и глаз-голова. Экологический подход к восприятию движения. Иллюзии восприятия движения.
- •3.13 Потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Подход New Look.
- •4.13 Восприятие времени.
- •5.13 Развитие восприятия.
- •1.14 Особый статус проблемы внимания в психологии. Свойства внимания. Диагностика свойств внимания: примеры методик.
- •2.14 Явления невнимания. Явления предельного внимания. «Опыт потока».
- •3.14 Эффекты внимания и критерии внимания.
- •4.14 Виды и функции внимания.
- •5.14 Понимание внимания в классической психологии сознания. Структуралистский подход.
- •6.14 Гештальтпсихология: внимание как «энергия».
- •7.14 Моторные теории внимания. (Рибо, Ланге).
- •8.14 Внимание как селекция. (Черри, Бродбент, Трейсман, Дойчи, Норман, Шифрин-Джойнстон-Хайнц).
- •9.14 Внимание как ресурс. (Канеман)
- •10.14 Внимание как действие. Перцептивный цикл. «Избирательное смотрение» (Найссер).
- •11.14 Воспитание и формирование внимания.
1.9 Социокультурный контекст возникновения культурно-исторического подхода Л.С. Выготского. Возможность объективного исследования сознания. Идеи социальной обусловленности сознания в работах представителей английской и французской школы.
Культурно-исторический подход к изучению сознания создавался в определенных исторических условиях, когда победивший в России пролетариат провозгласил марксизм идеологией нового государства. В марксизме сознание рассматривалось как социально обусловленное, определяемое человеческим бытием, и это с самого начала нацеливало психологов, избравших марксизм как философскую основу конкретно-научных разработок (к ним относился и Л.С.Выготский), изучать механизмы формирования сознания в различных общественных условиях.
Сознание – специфически человеческая форма психики. Субъективность психики – её обусловленность потребностями и мотивами субъекта. Психическое отражения адекватно в той мере, в какой оно помогает субъекту ориентироваться в мире и действовать в нём.
Представители английской антропологической школы, как и сторонники интроспективной психологии, считали механизмы сознания принципиально одинаковыми у всех людей. Столь же странный для европейца, причудливый мир сознания человека первобытной культуры объясняется, с точки зрения английских антропологов, недостатком опыта и знаний о закономерностях окружающего мира.
Представители французской социологической школы (Э.Дюркгейм, Л.Леви-Брюль и др.) считали, что различие между сознанием первобытного человека и человека европейской культуры гораздо глубже: не только содержания сознания, но и умственные операции у представителей этих культур качественно различаются. При этом механизмы умственных операций каждого отдельного человека социальны по происхождению.
2.9 Составные части концепции Выготского. Линии биологического и культурно-исторического развития. Роль знаковых систем как средств становления и развития психики человека. Понятия знака и психологического орудия. Высшие психические функции (ВПФ) и их свойства. Представление об интериоризации.
В культурно-исторической концепции. Л. С. Выготский изложил основные идеи и ход мысли при обсуждении природы, строения и развития высших психических функций человека.
Первая часть может быть озаглавлена: “Человек и природа”. Она относится к общефилософским предпосылкам теории. В этой части содержится два основных положения. Первое положение опирается на мысль, неоднократно высказывавшуюся классиками марксизма о том, что при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение взаимоотношений субъекта с окружающей средой. Человек оказался способен к овладению природой. Второе: человеку удалось сделать это, т. е. наложить на природу “печать своей воли”, благодаря использованию орудий, а обобщенно говоря, благодаря развитию материального производства.
Вторая часть может быть озаглавлена: “Человек и его собственная психика”. Также имеет два положения. Первое: способность к овладению природой не прошла бесследно для человека в одном очень важном отношении — он научился также овладевать собственной психикой. По Выготскому, необходимо выделять две линии психического развития ребенка — натуральное и культурное развитие. Натуральные (исходные) психические функции индивида по своему характеру являются непосредственными и непроизвольными, обусловленными прежде всего биологическими, или природными (органическими), факторами. В процессе овладения субъектом системами знаков (линия «культурного развития») натуральные психические функции превращаются в новые — высшие психические функции (ВПФ), которые характеризуются тремя основными свойствами: 1) социальностью (по происхождению), 2) опосредствованностью (по строению), 3) произвольностью (по характеру регуляции). Овладение природой и овладение собственным поведением — параллельно идущие процессы, которые глубоко взаимосвязаны. Второе положение: по мнению Выготского, появляются психологические орудия – знаки-язык, математические знаки, мнемотехнические приемы и т.п. Например, взрослый человек, завязывая своему ребенку узелок на память, тем самым воздействует на процесс запоминания у ребенка, делая его опосредствованным (узелок как стимул-средство определяет запоминание стимулов-объектов), а впоследствии ребенок, используя тот же мнемотехнический прием, овладевает своим собственным процессом запоминания, которое — именно благодаря опосредствованию — становится произвольным.
Превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал процессом интериоризации. В ходе него происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, коготь, жребий, громко произнесенное слово) во внутренние (образ, элемент внутренней речи и т, п.).
3.9 Примеры экспериментальных исследований впф в школе л.С.Выготского. Историческое развитие познавательных процессов в работах а.Р. Лурии. Развитие впф в онтогенезе.
В центре исследований А. Н.Леонтьева оказались два важнейших психических процесса — память и внимание. Из основных свойств памяти как высшей психической функции он изучал прежде всего ее опосредствованность. При анализе данного свойства ВПФ А.Н.Леонтьев использовал идеи Л. С. Выготского о двух родах стимулов (стимулы-объекты и стимулы-средства). В его экспериментальных исследованиях применяется созданная в школе Л.С.Выготского методика «двойной стимуляции» (одни стимулы, например слова, выступают в качестве объекта запоминания, другие, например картинки, — в качестве вспомогательных стимулов-средств — «узелков на память», — призванных облегчить запоминание).
В исследованиях памяти приняло участие около 1200 испытуемых разных возрастных групп: дошкольники, школьники, взрослые (студенты). Из них около тысячи человек прошли исследования по всем четырем сериям эксперимента, каждая из которых предполагала запоминание испытуемым определенного материала. В первой серии использовались 10 бессмысленных слогов {тям, руг, жел и др.), во второй и последующих — по 15 осмысленных слов {рука, книга, хлеб и др.). В четвертой серии слова отличались от слов второй и третьей серий большей степенью абстрактности (дождь, собрание, пожар, день, драка и др.). В первых двух сериях слоги или слова читались экспериментатором, а испытуемому нужно было их запомнить и воспроизвести в любом порядке. В третьей и четвертой сериях испытуемым предлагалось запоминать читаемые экспериментатором слова при помощи вспомогательных стимулов-средств. В качестве таковых использовались карточки (размером 5 на 5 см) с нарисованными на них картинками (30 штук). В инструкции указывалось: «Когда я назову слово, посмотри в карточки, выбери и отложи такую карточку, которая поможет тебе припомнить слово». С каждым испытуемым был проведен индивидуальный эксперимент, продолжавшийся 20 — 30 мин. С дошкольниками он строился в виде игры. Один из графиков, в наглядной форме представивший результаты некоторых проведенных под руководством А.Н.Леонтьева экспериментов, получил название «параллелограмм развития». Этот график представлял собой обобщение результатов второй и третьей серий экспериментов — серии запоминания слов без использования внешних вспомогательных средств (картинок) и серии запоминания аналогичных слов при помощи этих средств — на трех группах испытуемых (дошкольники, школьники и студенты). У дошкольников запоминание по обеим сериям было одинаково непосредственное, поскольку даже при наличии карточки ребенок не умел использовать ее в инструментальной функции (вместо выбора карточек в качестве средства запоминания — «узелка на память» — ребенок, например, начинал играть с ними); у взрослых запоминание, напротив, было одинаково опосредствованное, поскольку и без карточек взрослый хорошо запоминал материал — только с использованием уже внутренних средств (карточки как «узелки на память» были ему уже не нужны). У школьников процесс запоминания с помощью внешних средств приводил к существенному повышению его эффективности, в то время как запоминание без них было ненамного лучше, чем у дошкольников, поскольку внутренние средства запоминания у них также отсутствовали.
Аналогичные результаты были получены в экспериментах А.Р.Лурии при исследовании памяти как ВПФ. Методика была почти идентичной вышеупомянутой с той только разницей, что в эксперименте предусматривалась жесткая связь между картинкой и словом — на каждое слово давалась вполне определенная карточка. Для дошкольников выполнение этой задачи оказалось даже более простым, чем в экспериментах А.Н.Леонтьева, и поэтому расхождение полученных во второй и третьей сериях результатов у дошкольников оказалось большим, чем в изложенных выше экспериментах (почти как у школьников). Еще более существенным подтверждением гипотезы Л. С. Выготского о «вращивании» знака в процессе формирования ВПФ стали результаты исследований опосредствованного внимания. Графическая форма представления результатов напоминала практически такой же параллелограмм, что и в экспериментах по изучению памяти как ВПФ. В данных исследованиях процессов опосредствования в запоминании удалось сделать нечто большее, чем только констатировать использование стимулов-средств при решении задач на запоминание: были выделены и проанализированы качественно различные операции, которые определяют выбор средства для запоминания на разных стадиях психического развития.
Первый этап развития операции опосредствования в процессе запоминания А.Н.Леонтьев назвал доассоциативным — картинка выбиралась ребенком без всякой связи с предъявленным словом (например, на слово «мышь» следовала картинка «умывальник», на «обед» — «картина» и т.п.). Согласно Л.С.Выготскому, этот этап психического развития можно назвать стадией примитивной психики (здесь знак не используется еще ни в какой форме). Второй этап — этап ассоциативно детерминированного словом выбора. В большинстве случаев даже у дошкольников картинка выбиралась уже с учетом предъявленного слова — например, к слову «обед» подбиралась картинка «школа». Внутри этого этапа различались две стадии развития рассматриваемого процесса — на первой ребенок выбирал более или менее адекватную картинку, но не мог объяснить свой выбор, на второй стадии ребенком давалось уже объяснение его выбора («в школе учатся и обедают»). Наконец, на третьем этапе процесс запоминания становится опосредствованным. Эффективность запоминания увеличивается у школьников не потому, что они начинают лучше объяснять выбор, а потому, что меняется структура операции опосредствования — картинка выбирается с учетом последующего воспроизведения стоящего за ней слова, т.е. выбор карточки здесь уже подчинен самой операции, может быть понят только с точки зрения ее конечной цели. На этом этапе бросается в глаза тщательность выбора картинки, иногда одна картинка в процессе этого выбора меняется на другую, т.е. наблюдается своеобразное примеривание картинки к запоминаемому слову. Таким образом, операция выбора заключается в том, что образование связи между словом и картинкой является реакцией не на настоящую, а на будущую ситуацию.
4.9 Категория деятельности в психологии. Совместная деятельность людей и возникновение сознания. Принцип единства сознания и деятельности. Соотношение внешней и внутренней деятельности. Структура сознания-образа по А.Н. Леонтьеву (чувственная ткань, значения, личностные смыслы). Дальнейшее развитие этой схемы в работах учеников и последователей А.Н. Леонтьева. (Зинченко В.П.)
Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром. А.Н.Леонтьев: деятельность – специфические процессы, которые осуществляют то или иное жизненное, т.е. активное, отношение субъекта к действительности.
Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования. Главным условием возникновения и развития является совместная продуктивная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Инстинктивное общение предков человека внутри стада заменялось общением на основе производственной деятельности. Совместная деятельность способствовала превращению стада в общество. Таким образом, причиной очеловечивания наших предков было возникновение труда и образование общества.
Единство сознания и деятельности выражается в том, что сознание и все психические свойства индивида в деятельности не только проявляются, но и формируются: психические свойства личности - и предпосылка и результат её поведения. По определению С.Л. Рубинштейна, сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика в таком случае оказываются внутренней характеристикой деятельности, а свойство деятельности - протекать в форме извне наблюдаемого поведения - может рассматриваться как характеристика самой психики. Следовательно, говоря о психике, психолог имеет в виду не отдельное самостоятельное явление, но сторону или неотъемлемую часть деятельности. Говоря же о психике, он должен подразумевать некоторую целостную систему, характеризуемую и с внутренней и с внешней стороны. Деятельность, напротив, оказывается той системой, внутри которой функционирует психика.
Очень часто во время размышлений (умственной деятельности) человек воспроизводит (как бы проигрывает) в уме предстоящие действия. "Проигрывание" действий в уме входит и в обдумывание поступков. Человек представляет какое-то действие свершившимся и затем смотрит на его следствия. По ним он и выбирает тот поступок, который кажется ему наиболее подходящим. В отношении этих чрезвычайно важных форм активности теория деятельности выдвигает два основных тезиса: 1) Подобная активность - деятельность, которая имеет принципиально то же строение, что и внешняя деятельность, и которая отличается от нее только формой протекания. Внутренняя деятельность, как и внешняя, побуждается мотивами, сопровождается эмоциональными переживаниями, имеет свой операционально-технический состав, т.е. состоит из последовательности действий и реализующих операций. Разница только в том, что действия производятся не с реальными предметами, а с их образами, а вместо реального продукта получается мысленный результат. 2) Внутренняя деятельность произошла из внешней, практической деятельности путем процесса интериоризации. Под последним понимается перенос соответствующих действий в умственный план.
Структура сознания включает: чувственную ткань сознания, значения и личностные смыслы.
Чувственная ткань сознания образует чувственный состав конкретных образов реальности, актуально воспринимаемой или всплывающей в памяти, относимой к будущему или только воображаемой. Образы эти различаются по своей модальности, чувственному тону, степени ясности, большей или меньшей устойчивостью и т.д. Особая функция чувственных образов сознания состоит в том, что они придают реальность сознательной картине мира, открывающейся субъекту. Именно благодаря чувственному содержанию сознания мир выступает субъекта как существующий не в сознании, а вне его сознания – как объективное «поле» и объект его деятельности. Чувственные образы представляют всеобщую форму психического отражения, порождаемого предметной деятельностью субъекта. Однако у человека чувственные образы приобретают новое качество, а именно – свою означенность. Значения и являются важнейшими «образующими» человеческого сознания.
Значения преломляют мир в сознании человека, Хотя носителем значений является язык, но язык – не демиург значений. За языковыми значениями скрываются общественно выработанные способы (операция) действия, в процессе которых люди изменяют и познают объективную реальность. В значениях представлена преобразованная и свернутая в материи идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений раскрытых совокупной общественной практикой. Поэтому значения сами по себе, т.е. в абстракции от их функционирования в индивидуальном сознании, столь же «не психологичны» как и та общественно познанная реальность, которая лежит за ними.
Следует различать осознаваемое объективное значение и его значение для субъекта. В последнем случае говорят о личностном смысле. Другими словами личностный смысл – это значение того или иного явления для конкретного человека. Личностный смысл и создает пристрастность сознания. В отличие от значений личностные смыслы не имеют своего «психологического существования».
По В. П. Зинченко структуры Сознания представляет собой: разделение на Бытийно-Деятельностный слой (биодинамическая ткань действия и Чувственная ткань образа) и Рефлексивно-Созерцательный слой (Знание и Смысл). Биодинамическая ткань - это наблюдаемая и регистрируемая внешняя форма живого движения.