Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
RChP.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
15.06.2024
Размер:
491.52 Кб
Скачать

1) Деление права на писаное и неписаное. Закон как источник права

Древнейший источник права – обычай, который чаще всего отождествляют с неписаным правом, но это не совсем верно, поскольку обычай также может быть зафиксирован (в судебных решениях или в частных сборниках обычного права). Главный источник обычаев – сделки. Обычай – норма права (общеобязательное правило поведения, которое сложилось на практике). Законы XII таблиц – кодификация обычаев (mores fas).

После появления писаного права обычаи сохраняют своё действие. В Дигестах утверждается, что обычай даже может отменить закон. Также обычай используется для толкования законов. В разные эпохи существовали разные законодательные органы. В республиканский период таким органом было Народное собрание. На народных собраниях принимались законы – lex (leges) и плебисциты. Примеры: лекс Петелия – закон, отменивший долговое рабство (lex Petelia); лекс Аквилия – регулировал деликтные обязательства (lex Aquilia); лекс Юлия – закон о прелюбодеяниях (ввёл уголовную ответственность за супружескую измену).

Последние законы, принятые на народном собрании датируются I в. до н.э.

Законы делились на:

1. Совершенные – делающие противоречащий им акт ничтожным в силу самого закона (ipsojure);

2. Не полностью совершенные – те, которые сохраняют акт в силе, но устанавливают за него наказание;

3. Несовершенные законы – не отменяющие акт, и не устанавливающие наказание, но дающие возможность обратиться за защитой к претору.

С упадком народных собраний власть переходит к Сенату. Акты, исходившие от Сената назывались сенатусконсульты (sc). Не сразу за этими актами была признана сила закона. До начала II в. сенатусконсульты оказывали влияние лишь на преторское право, а после стали рассматриваться как источник цивильного права.

Со временем власть концентрируется в руках принцепса, а акты от него исходящие приобретают силу закона (конституции, эдикты, мандаты, рескрипты). В юстиниановский период конституции императоров также были кодифицированы в Кодексе и Новеллах Юстиниана.

2) Пороки воли и их влияние на действительность договора

Поскольку единство воли и волеизъявления являлось одним из условий действительности договора, то их несовпадение могло привести к признанию договора недействительным. К недействительности договор приводило не всякое несовпадение воли и волеизъявления, а только существенные пороки воли. К ним относились:

1) Обман;

2) Угроза или насилие;

3) Ошибка (заблуждение).

Обман – это умышленное введение контрагента в заблуждение, то есть при обмане имеется злой умысел лица. В таком случае претор предоставлял специальный штрафной иск о злом умысле (actio doli), либо давал защиту от иска (эксцепцию о злом умысле). Если оба контрагента действовали со злым умыслом, то иск об умысле никому не предоставлялся. Иск об обмане являлся вспомогательным, он не предоставлялся в тех случаях, когда право могло быть защищено другим иском. Кроме того, он не предоставлялся при малоценности предмета спора. Срок для его предъявления был равен году с момента, когда имел место обман.

Угроза и насилие в преторском эдикте отождествлялись, поскольку совершаемое под влиянием грубой силы рассматривалось так же, как совершаемое под влиянием страха. Не всякая угроза могла привести к недействительности договора; для этого требовалось, чтобы она была реальной и незаконной. Пострадавший мог получить иск или эксцепцию, по которому истребовалось четырехкратное возмещение ущерба.

Ошибка (заблуждение) – это неправильное представление лица о фактических обстоятельствах, которое побудило заблуждающегося сделать данное волеизъявление.

Юридическое значение приобрели три вида ошибки (заблуждения):

1) в предмете;

2) в характере сделки;

3) в личности контрагента.

Ошибка в предмете имела место, когда один контрагент думал, что передаче подлежит раб Стих, а другой – что раб Памфил. В данном случае договора не возникало. Ошибка же в названии предмета роли не играла: так, если продавалось Корнелиево имение, а покупатель полагал, что оно называется Семпрониевым имением, то договор являлся действительным.

Если стороны заблуждались относительно характера сделки в каузальном договоре, значит, они не достигали согласия (consensus), наоборот, налицо было разногласие (dissensus). В частности, если Гай передавал деньги взаймы, а Тиций, получая их, думал, что это подарок, то говорить о достижении соглашения нельзя. Если договор был абстрактным, то ошибка в характере сделки не учитывалась, так как действительность подобного договора зависела от соблюдения формальных требований.

Ошибка в личности контрагента только тогда принималась во внимание, когда обязательство носило личный характер, то есть тесно связывалось с личностью контрагента. Если заказчик желал, чтобы статуя была изваяна знаменитым скульптором, но по ошибке заключался договор с его учеником, то имелись основания для обращения к претору с просьбой признать договор недействительным.

Соседние файлы в предмете Римское право